Мои впечатления о фильме "Еретик" 2024 г.
Краткий сюжет
Фильм «Еретик» погружает зрителя в мир, где столкновение религиозных догм и человеческой природы обнажает глубокие внутренние конфликты. Сюжет развивается вокруг двух девушек-миссионерок, пришедших к безобидному на первый взгляд старику в дом, чтобы поговорить с ним о Боге. Однако, они не ожидали, что окажутся в изощрённой ловушке маньяка-фанатика. Он заставляет их усомниться в своей вере, наставляя философскими разговорами и демонстрируя подстроенные сцены "Чуда".
- Еретик — это последователь ереси в религиозном значении. Согласно догматам христианства, еретик — это тот, кто придерживается взглядов, противоречащих ортодоксии, или базовым ценностям и доктринам, церкви.
- Также в переносном смысле еретиком называют человека, отступающего от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений.
Первое, что выбивало сразу меня, как зрителя, из колеи - это начальная сцена фильма. Две глубоко верующие девушки сидят на лавочке и обсуждают порнофильмы и контрацепцию. Для одной из девушек порно так вообще стало катализатором посвящения себя вере.
Заявочка? Заявочка.
Погодите, а где возвышенные разговоре о Боге? О, они будут, но дальше.
Когда героини заходят в дом мистера Рида, напряженная атмосфера буквально заставляет зрителей ерзать в кресле и с трепетом ожидать, что же будет дальше, когда героини поймут, что он - маньяк, когда они уйдут? Всё в мистере Риде подозрительно - начиная от фальшивых обещаний, что его жена скоро придёт, заканчивая неудобными вопросами для миссионерок. Сочувствие и даже какую-то живость персонажем придаёт и то, что девушки до последнего не хотят верить, что они в ловушке. Может это просто совпадение? Может это ничего не значит? Может мы ещё сможем спастись?
К сожалению, ведь так в жизни и бывает - мы отрицаем очевидное не только в попытках избежать эмоционального дискомфорта, но и чтобы избежать конфликта или осуждения ("Как вы могли подумать, что я маньяк! Обижаете. Это просто смешно! Вы что, сумасшедшие?!") .
Отдельного упоминания заслуживает прекрасная аналогия создания Торы, Корана и Библии и серии настольных игр "Землевладелец" (предшественник Монополии), "Монополия" и "Монополия. Новейшие издание". Дело в том, как утверждает мистер Рид, и в случае со священными книгами трех основных религий, и в случае с игрой монополия, имеется ряд схожестей в создании и преобразовании. Они лишь копируют оригинал ( Тора/Землевладелец), чтобы затем преобразовать его и добавить несколько новых правил, и вуаля - перед нами новая религия/новая игра!
Мистер Рид так убежденно об этом рассказывает, что волей-неволей проникаешься. И задумываешься. А ведь действительно. Как тогда можно следовать одной из религий, если всё они - это лишь копия и преобразование?..
Затем мистер Рид предлагает: вы можете уйти отсюда, но нужно выбрать дверь: "Вера" или "Неверие". Достаточно непогрешима ли ваша вера даже после всего того, что я рассказал?
Спойлер: обе двери ведут в одну и ту же комнату в подвале.
Порадовало то, что именно отсюда и начинается настоящее противостояние двух девушек и маньяка. Ведь они понимают, чтобы выбраться - им нужно переиграть мистера Рида в его же хитровыдуманной игре. Например: не дать ему получить наслаждение от того, что он убедил их не верить в Бога, предоставить ему контраргументы его теории и придерживаться своих идеалов до конца.
«Вера — это верить в то, чего ты не видишь; награда за эту веру — видеть то, во что ты веришь» (Святой Августин)
И здесь следует поговорить о двух героинях подробнее. В фильме "Еретик" сестры Пакстон и Барнс представляют собой яркие, но контрастные личности, каждая из которых отражает разные аспекты веры и сомнения.
Сестра Пакстон (Хлоя Ист) — это воплощение традиционной веры и моральных норм. Она стремится понять и принять, а не осуждать. Она мягкая, уступчивая, даже готова лебезить перед мистером Ридом, если это поможет им выбраться наружу.
Сестра Барнс (Софи Тетчер) , в свою очередь, представляет более открытый подход к вере. Её характер наполнен решимостью и жесткость. Она не сдавалась до конца, стремясь противостоять маньяку не только психологически, но и физически.
А как проработан облик двух героинь? Филигранно! Сестра Барнс одета в мрачные, глубокие тона, в то время как Пакстон в серой и розовой гамме.
Динамика персонажа прослеживается именно у сестры Пакстон. Мы видим как из дрожащей от страха жертвы она превращается в уверенную молодую девушку, намеренную всеми силами "обыграть" маньяка.
Она выводит весь смысл этой игры для Рида - "сломать" веру Барнса и Пакстон, доказав, что корень любой религии - это просто желание контроля. Мистер Рид уверен, что власть и контроль - вот, чему надо покланяться.
О создателях киноленты
Режиссёрами и сценаристами картины выступили Скотт Бек, Брайан Вудс, подарившие миру уже такой известный фильм как "Тихое место". Вы помните то напряжение, пронизывающее весь фильм от и до? Понравилось? Тогда вы будете рады узнать, что в фильме "Еретик" вас ожидает тоже самое. Режиссёры, мастерски играя с атмосферой, создают напряжение благодаря диалогам, паузам и неожиданной громкой музыки.
Вообще сценаристы выбрали довольно необычный подход к хоррор-фильмам: почти весь фильм направлен на диалоги, а не на скримеры и отвратительные кадры (которые мне, в 2023-2024 году уже успели приесться).
"Были несколько крупных студий, которые были очень заинтересованы в создании фильма, но их интересовали более триллерные аспекты, такие как кошки-мышки, и они хотели продолжить некоторые из более теологических дебатов, что для нас было сердцебиением этого фильма", - сказал Бек.
Оператором картины является небезызвестный Чон Джон Хун ("Оно", "Олдбой", "Порочные игры", "Служанка" и т.д.) , известный своим уникальным стилем съемки, который сочетает в себе эмоциональную глубину и визуальную выразительность. Он мастерски использует свет и тень, создавая атмосферу, которая усиливает нарративную составляющую фильмов.
Один из ключевых аспектов его работы — внимание к деталям. Каждая сцена тщательно прописана, что позволяет оператору запечатлеть тончайшие нюансы эмоций персонажей. Часто он применяет длинные планы и планы с низкой или высокой точки, что помогает глубже погрузить зрителя в ситуацию и передать психологическое состояние героев.
Его работы действительно крутые. Это то, что я имею ввиду.
Мнение о концовке
Когда сестре Паскстон всё же удаётся сбежать на волю, окровавленная, она идёт среди заснеженных после бури деревьев и замечает, как бабочка садится её на руку. Это отсылка к моменту в начале фильма, где Пакстон говорит мистеру Риду и сестре Барнс, что она хотела бы после смерти перевоплотиться в бабочку, которая приземлилась бы в руки ее близких.
Очевидная интерпретация здесь заключается в том, что Барнс сигнализирует Пакстон о том, что она достигла загробной жизни, даёт ей тот самый "сигнал".
Однако, проходит мгновение и мы видим, что никакой бабочки на самом деле на руке Пасктон не было.
Я думаю, это то, что характеризует подход к вере - ты видишь то, чего, казалось бы, нет. Настоящую истину глазами не узреть. Её можно только почувствовать.
И верить вам или нет - только ваш выбор.
«Вера — это способ знания без доказательств» (С. Булгаков).
Пы.Сы. вы можете подписаться на мой телеграмм-канал: t.me/dashapoyasni , там я буду публиковать то, что не вошло в статьи и маленькие заметочки о фильмах.