Как вовремя распознать депрессию у ребенка?
Понятие депрессии, как болезни, легализовалось не так давно. Однако, казалось, в большей степени это касается взрослых. Теперь же все чаще врачи отмечают рост депрессивных состояний у детей. О том, что означает инверсия сна, в какие маски может «наряжаться» депрессия и почему родителям стоит насторожиться, если ребенок грустный по будням и веселый в выходные, в эксклюзивном материале БДФ «Виктория» рассказала врач-психиатр Ольга Демиденко.
Ольга Владимировна, складывается впечатление, что взрослая и детская депрессия – это два разных состояния. Это так?
- Есть классическое представление о депрессии – человек лежит, ничего не делает, думать, ходить, есть не может. Это классическая картина тяжелой депрессии, которая характерна для взрослых. Когда же мы говорим про депрессии у детей и подростков – это чаще всего неочевидная история. Там может быть только один симптом, который виден на поверхности. Но он может быть верхушкой айсберга. Депрессии у детей чаще всего такие – моносимптомные, т.е может быть изолированное нарушение сна или соматические жалобы (например, ежедневные головные боли, боли в животе), ощущение тошноты и головокружения.
И с какого возраста ребенок попадает в зону риска?
- Депрессии у детей, связанные с какой-то психотравмирующей ситуацией, с какой-то историей, начинаются с пяти лет. Если же депрессия началась раньше или есть какие-то предпосылки к этому, то это депрессия эндогенная – врожденное нарушение биохимических процессов, которое в силу тех или иных причин начинается в очень раннем возрасте. Ну и, конечно, подростки. И тут важно отметить, что в последние несколько лет я наблюдаю, как начало подросткового возраста молодеет. Если раньше он был 13-18 лет, то сейчас «подростковость» начинается уже в десять лет.
Если с подростками понятно, то «врожденная депрессия» звучит, как фантастика...
- На примере детей 2-3 лет хорошо видно, как различаются норма и патология. Понятно, что ребенок, который в раннем возрасте оказался без мамы, в социальном учреждении, в эмоциональной изоляции, будет позже говорить, ходить, и т.д. Но, когда мы говорим про депрессию, это другой процесс, и он возникает после периода нормального развития. То есть ребенок какое-то время, даже находясь без родительской опеки, нормально развивался - и вдруг он утрачивает те навыки, которые у него были.
Есть еще какие-то признаки?
- Есть регресс - уход на более ранние стадии развития, когда ребенок хорошо разговаривал, и вдруг начинает хуже говорить. Инверсия сна – когда ребенок ночью бодрствует, а днем спит, или короткие дневные сны по 20 минут, то есть нет четкой режимности. Длительные колики – норма до 6 месяцев, но они продолжаются дольше. Аутоагрессивное поведение - когда маленькие детки начинают бить себя, кусать, могут даже биться головой. И тут всегда важно то, что до какого-то момента это был более-менее развивающийся ребенок - и вдруг началась вот эта история.
А дети постарше? Что должно насторожить родителей в их поведении?
- Есть такой термин – «маски депрессии». Когда мы говорим про депрессию детей, это в основном они. Например, очень частая – школьная дезадаптация. Ребенок приходит в первый класс, охотно включается в деятельность, делает домашние задания, все понимает, общается. И вдруг через полгода он начинает откладывать выполнение домашнего задания, все чаще начинает говорить о том, что у него ничего не получится, он «плохой», «глупый» и «никогда не сможет ничего понять».
Кажется, у всех моих знакомых детей депрессия...
- Тут есть нюанс. Важно разграничивать, где это норма, а где не норма. Потому что, если ребенок в определенные дни готов ходить в школу, а в другие нет – это история, скорее всего, психологическая. Тут нужно выяснить, что происходит в школе с тем или иным учителем или со сверстниками. А вот если ребенок в течение всей учебной недели отказывается ходить в школу, но при этом в выходные прекрасный и активный, вот тут уже можно заподозрить начало депрессии.
Может, он просто ленится?
- Любой психиатр понимает, что такого состояния, как лень, не бывает. Человек ленится по разным причинам, но ребенок, как правило, ленится из-за того, что он, правда, не может.
А есть же еще дети, которые не отказываются идти в школу, а идут, и там начинается такое...
- Маска хулигана. И она тоже неочевидна. Хулиганить можно по-разному в разном возрасте. Но, когда мы говорим про маску депрессии, то нужно понимать, что вот это грубое, агрессивное, протестное поведение появляется достаточно внезапно. То есть до определенного возраста ребенок был в контакте, активный, добрый. И тут вдруг, внезапно - не за 3-6 месяцев, что для подростков считается нормой, потому что идет постепенное развитие сепарации, а, например, в течение 2-3 недель - прекрасный ребенок превращается в монстра.
Как на это правильно реагировать?
- Важно знать, что у подростков это, как правило, такой крик о помощи. Только они очень «криво» об этом сообщают. И родителю хорошо бы не проявлять в ответ агрессию или раздражение, а выяснить, а что произошло. Ведь данная маска довольно опасна: за дерзостью, агрессией, протестами, могут скрываться и тяжелая депрессия, и риск суицидальных попыток, и риск ухода в злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами. Если это пропустить, то потом, контакт с такими детьми будет найти сложно.
А какие еще маски есть у депрессии?
- Самая очевидная – слезливая маска, когда ребенок постоянно вялый, сонливый, быстро устающий, плачущий по любому поводу, при любой неудаче. Но тут, как правило, родители быстро понимают, что это не норма, и оперативно обращаются к педиатрам и психологам. Также достаточно очевидна маска тревоги. В отличие от невроза, от простой тревожности, здесь еще присоединяется плохое настроение, нарушение сна. И еще интересная маска – соматическая, она намного чаще встречается у детей, чем у взрослых. У взрослых это в основном синдром раздраженного кишечника. Если мы от ребенка слышим постоянные жалобы на здоровье, тут стоит насторожиться.
Но у подростков по жизни что-то болит. Как тут понять, что есть проблема?
- Стоит насторожиться, если это не какая-то разовая история – не 2-3 раза заболела голова за весь учебный год, а постоянные жалобы на головные боли, боли в животе, может быть, беспричинное повышение температуры. За последние года два был огромный поток подростков с таким симптомом – температурой 37,2, которая возникала в будни и в выходные нормализовалась. Но опять же важно понимать, что эта соматическая история - верхушка айсберга.
Теперь многое понятней. Но если родитель видит симптомы, что дальше?
- Когда мы знаем, что такое не норма, мы можем уже на это ориентироваться. Если вдруг вы замечаете у детей хоть один их этих признаков, важно прийти к психологу и свериться. И родительское сердце будет спокойно, и ситуация – под контролем, и помощь – рядом.
#ПсихологическийЛикбез #НашиЭксперты