Найти в Дзене
Необычайные истории

АРХИВНЫЙ ДОКУМЕНТ. ПОЕЗДКА И.В. СТАЛИНА В МЕТРО

Перепечатаю на своем канале фрагмент из дневника Марии Анисимовны Сванидзе, родственницы И.В. Сталина 1933-1937. Источник, откуда взят этот материал - журнал Источник №1-1993. Орфография и пунктуация сохранена. 29/IV [1935г.] Стоит того, чтобы описать поездку в метро совместно с вождями. 22-го вечером мы всей гурьбой зашли к ребятам в Кремль. Было рождение няни Светланиной, я ей купила берет и шерст[яные] чулки и мы пошли поздравлять. Пришли И. с детьми, Каганович и Ордж[оникидзе]. Обедали. Мы присоединились. Очень оживленно говорили. И. был в хорошем настроении, кормил Светлану. Сейчас же открыли "Абрау" и начались тосты. Заговорили о метро. Светлана выразила желание прокатиться и мы тут же условились - я, Женя, она и няня проехаться. Л.М. [Каганович ]заказал нам 10 билетов и для большего спокойствия поручил своему чиновнику нас сопровождать. Прошло 1/2ч., мы пошли одеваться и вдруг поднялась суматоха - И. решил внезапно тоже прокатиться. Вызвали т.Молотова - он подошел, когда мы уж

Перепечатаю на своем канале фрагмент из дневника Марии Анисимовны Сванидзе, родственницы И.В. Сталина 1933-1937. Источник, откуда взят этот материал - журнал Источник №1-1993. Орфография и пунктуация сохранена.

29/IV [1935г.]

Стоит того, чтобы описать поездку в метро совместно с вождями.

22-го вечером мы всей гурьбой зашли к ребятам в Кремль. Было рождение няни Светланиной, я ей купила берет и шерст[яные] чулки и мы пошли поздравлять. Пришли И. с детьми, Каганович и Ордж[оникидзе]. Обедали. Мы присоединились. Очень оживленно говорили. И. был в хорошем настроении, кормил Светлану. Сейчас же открыли "Абрау" и начались тосты. Заговорили о метро. Светлана выразила желание прокатиться и мы тут же условились - я, Женя, она и няня проехаться. Л.М. [Каганович ]заказал нам 10 билетов и для большего спокойствия поручил своему чиновнику нас сопровождать. Прошло 1/2ч., мы пошли одеваться и вдруг поднялась суматоха - И. решил внезапно тоже прокатиться. Вызвали т.Молотова - он подошел, когда мы уже садились в машины. Все страшно волновались, шептались об опасности такой поездки без подготовки. Лазарь Моисеевич волновался больше всех, побледнел и шептал нам, что уже не рад, что организовал это для нас, если б он знал и пр.

Предлагал поехать в 12 ч., когда прекратиться катание публики, но И. настаивал поехать сейчас же. У меня на душе было спокойно, я говорила, что будет отлично и нечего беспокоиться. Разместились в 3-х машинах, поехали к Крымской площади. Там спустились и стали ждать поезда. Пахло сырой известью еще не высохшего дома, чисто, светло, немного народу, ожидавшего очереди сесть в метрополитен, чтобы сделать рейс. Начались перезвоны по телефону с соседними станциями, и мы простояли минут 20-ть. В это время подъехал кто-то из охраны. Публика заметила вождей и начались громкие приветствия. И. стал выражать нетерпение. Дело в том, что хотели на предыдущей станции освободить состав, из-за этого произошла путаница и задержка, во всяком случае поезд подошел переполненный, тут же освободили моторный вагон от публики и при криках ура со стороны всех бывших на перроне мы его заняли. Еще в вагоне мы простояли минут 10, пока вышел встречный и освободился путь. Наконец мы двинулись. В Охотном вышли посмотреть вокзал и эсковатор, поднялась невообразимая суета, публика кинулась приветствовать вождей, кричала ура и бежала следом. Нас всех разъединили и меня чуть не удушили у одной из колонн. Восторг и овации переходили всякие человеческие меры. Хорошо, что к этому времени уже собралась милиция и охрана. Я ничего не видела, только мечтала, чтоб добраться до дому. Вася волновался больше всех. И. был весел, обо всем расспрашивал откуда-то появившегося начальника стройки метро тов.*** Пошучивал относительно задержки пуска эксплоатации метро и неполного освоения техники движения.

На следующей станции, где самый высокий эсковатор, И. и все опять вышли, но я, Женя и Светлана остались в вагоне, напуганные несдержанными восторгами толпы, которая в азарте на одной из станций опрокинула недалеко от вождей огромную чугунную ломпу и разбила абажур. Мы доехали до Сокольников, поехали обратно до Смоленского, хотя в Сокольниках ждали машины, но И. решил проехаться обратно. Приезжаем на Смоленский, у вокзала ни одной машины (она не успели доехать из Сокольников). Моросит дождь, на улице лужи и весь кортеж двинулся пешком через площадь по Арбату. Новые волнения, растерянность. Наконец около Торгсина первая машина из особого гаража. Ее ловят посреди улицы, тк она летит к Смоленскому вокзалу. И. не хочет садиться и отправляет детей и женщин. Мы едем в Кремль, через 5 минут приезжает Павел, а затем Ал. И. уехал прямо на дачу. Светлана устала - идет прямо в постель. Вася разнервничался от всех переживаний, кидается в постель и истерически рыдает, мы упиваемся варелиановыми каплями и только спустя 1/2 ч., когда узнаем по телефону, что все на местах, пьем чай и обмениваемся впечатлениями. Метро - вернее вокзалы изумительны по отделке и красоте, невольно преклоняешься перед энергией и энтузиазмом молодежи, сделавшей все это, и тому руководству, которое может вызвать в массе такой подъем. Ведь все было выстроено с молниеностной быстротой и такая блестящая отделка, такое оформление.

15-го мая начинается регулярное движение. Вполне понятен энтузиазм, с которым приветствовали вождей люди, попавшие в подземный рай. Как много сделано уже при Советской власти и сколько намечено и будет осуществлено. Только бы не война - жизнь будет лучезарной для всех.