Где: Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
Адрес: улица Нижняя Радищевская, 2
До: 26 января 2025
Дом русского зарубежья представляет выставку “Дмитрий Стеллецкий. Художник с душою древней”.
Дмитрий Семенович Стеллецкий – знаковое имя для русской эмиграции, но несмотря на широкую известность вне родины, в России творчество художника малоизвестно.
Дмитрий Стеллецкий родился в 1875 году в Брест-Литовске. В 1896 поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге. Первоначально его зачислили на архитектурное отделение, но он быстро увлекся скульптурой и перешёл на соответствующее отделение. На выставке представлен бронзовый бюст “Леонардо да Винчи”.
Основное направление интересов Стеллецкого определилось еще во время обучения. Это было искусство допетровской Руси, для изучения памятников которого Стеллецкий начиная с 1900 года ездил по русским городам и монастырям.
В 1903 году он со своим другом Борисом Кустодиевым побывал в Новгороде, в 1907 году уже один посетил Ферапонтов и Юрьевский монастыри, путешествовал по Русскому Северу, записывая свои впечатления и делая зарисовки фресок и икон.
В 1907 году вместе с Кустодиевым Стеллецкий посетил Италию, был в Венеции, Флоренции, Риме. На выставке есть рисунок Бориса Кустодиева и дружеский шарж на него Дмитрия Стеллецкого.
В 1910 году Стеллецкий стал членом Союза русских художников, а в 1912-ом вошел в объединение «Мир искусства». Основной целью творчества мирискусников объявлялась красота в субъективном понимании каждого мастера, что давало абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств. Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность: живопись, графика, оформление театральных постановок, декоративно-прикладное искусство. Творчество Стеллецкого полностью подходило под это определение, оно действительно было многогранным.
Важным направлением работы художника было театрально-декорационное искусство. Он создал декорации и эскизы костюмов для таких постановок, как «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Царь Федор Иоаннович» Толстого.
Выставочный проект в Доме русского зарубежья интересен тем, что он показывает разные грани творчества Стеллецкого: графические и живописные работы, эскизы костюмов к театральным постановкам, эскизы костюмов к неосуществленной постановке В.Э.Мейерхольда «Царь Федор Иоаннович» 1908 года, заложившие основу для оформления дальнейших постановок этой трагедии в течение всего ХХ века.
Особый раздел выставки - крайне редко экспонируемые иллюстрации Стеллецкого к народным сказкам, а также древнерусскому эпосу «Слово о полку Игореве». На выставке представлена копия, но зато её можно листать! Это был огромный графический труд, причем он остался недовершенным, выполнено 54 листа из предполагавшихся шестидесяти.
Каждый лист исполнен в определенной колористической гамме. Стеллецкий очень тщательно придерживался текста эпоса, иллюстрируя фразу за фразой, образ за образом. Валентин Серов, впервые увидевший листы Д. С. Стеллецкого к «Слову о полку Игореве» на петербургской выставке “Мира искусств”, настоятельно рекомендовал И.С.Отроухову, в то время — члену попечительского совета Третьяковской галереи, приобрести произведение, что и было сделано.
Дмитрий Семенович писал: «Русскому народу подобает иметь свое искусство. С годами я понял, что только изучая художественное наследие наших предков и даже сначала рабски ему подражая, можно и нужно воскресить свою русскую, родную красоту.».
В 1914 году Стеллецкий оказался в эмиграции во Франции, где продолжил свое творчество, создавая декоративные панно, станковые картины, скульптуры, занимаясь монументальной живописью. Наиболее яркой работой этого периода стала роспись храма Свято-Сергиевского подворья в Париже.
О своей вынужденной эмиграции Д. С. Стеллецкий писал следующее: «Южный климат, природа и моя деятельность на чужбине мне далеко не по душе. Я здесь оторван от корней моего дарования, от России, родной и близкой душе соей. Мне не хватает русского воздуха, русских полей и, главное, — русских людей. Меня всегда вдохновляла только работа для Русской жизни и Русского дела».
Меня на выставке поразила серия живописных аллегорий «Утро», «День», «Вечер», «Ночь».
Какие ассоциации возникают Вас, когда Вы слышите эти названия? Думаю, что, как и у большинства – Микеланджело и Капелла Медичи. Скульптуры надгробий с аналогичными названиями, олицетворяющие быстротечность жизни. Они лежат в неудобных позах, буквально соскальзывая с крышек саркофагов. «Ночь» как-буто пробуждается из небытия, а «Утро», наоборот, не хочет просыпаться и видеть снова этот мир, «День» погружен в себя, а «Вечер» скован тяжестью, он устал. Эти скульптуры - одна из вершин Ренессанса.
И совершенно другое решение у Стеллецкого, и это одна из вершин русского модерна: “Утро” – босоногая дева, олицетворяющая пробуждение всего сущего, “День” – рыжеволосый юноша, чьи кудри ласкают лучи солнца.
Как тонко интерпретирован “Вечер”. Чего нам хочется вечером? Покоя, медитации. И вот умудренный жизненным опытом гусляр, и словно слышишь какую-то сакральную мелодию. “Ночь” – строгая фигура женщины, а жест чем-то напоминающий благословение. Эти аллегории так явственно напоминающие византийские мозаики смотрят вам в душу.
Художественный критик Сергей Маковский, сын художника Константина Маковского в своих мемуарах писал о Дмитрии Стеллецком так: “Со свойственной ему горячностью, не скупясь на парадоксы, он доказывал, что продолжать «ученичествовать» у Запада — дело пропащее: Запад уже исчерпал себя, зашел в тупик наше художественное возрождение мыслится только как ренессанс русской Византии, впитавшей в себя духовные соки народа, чуждого — органически, подсознательно, стихийно — реформе Петра. …историческая задача России, русской живописи есть прославление не чувственной, а духовной красоты. … И вот всем своим трудом, в течение полувека, он утверждал этот художественный неовизантинизм — наперекор и академической рутине и передовым течениям: т. е. новаторам разных толков, будь то импрессионисты или сезаннисты, или кубисты, сюрреалисты и т. д.” Именно Сергей Маковский назвал Стеллецкого “художником с душою древней”.
В последние годы жизни художник почти ослеп, жил в доме для престарелых в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Умер Стеллецкий в 1947 году.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Дом_русского_зарубежья #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Дмитрий_Стеллецкий