Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Для SJ-100 создана автоматиеская система, регулирующая тягу двигателей и директорного управления полётом

ПАО «Яковлев» совместно с Московским институтом электромеханики и автоматики (МИЭА) создали алгоритмы системы автоматического управления (САУ) в рамках комплексной системы управления (КСУ) этого самолёта. Эти алгоритмы позволяют автоматически и директорно управлять полётом, а также регулировать тягу двигателей. Они способны выполнять широкий спектр задач, включая директорное управление на взлёте и полностью автоматическое управление на всех этапах полёта, что соответствует современным стандартам в авиации. Особенностью новой разработки является использование автоматических алгоритмов приземления, разработанных для самолётов категории Cat IIIB. На этапах выравнивания и посадки автоматическое управление поддерживает направление движения вдоль осевой линии взлётно-посадочной полосы, обеспечивая безопасность посадки. При полуавтоматическом управлении САУ генерирует сигнал о несоответствии заданной траектории, который отображается на многофункциональном индикаторе. Пилот, ориентируясь на по

ПАО «Яковлев» совместно с Московским институтом электромеханики и автоматики (МИЭА) создали алгоритмы системы автоматического управления (САУ) в рамках комплексной системы управления (КСУ) этого самолёта.

Эти алгоритмы позволяют автоматически и директорно управлять полётом, а также регулировать тягу двигателей. Они способны выполнять широкий спектр задач, включая директорное управление на взлёте и полностью автоматическое управление на всех этапах полёта, что соответствует современным стандартам в авиации.

Особенностью новой разработки является использование автоматических алгоритмов приземления, разработанных для самолётов категории Cat IIIB. На этапах выравнивания и посадки автоматическое управление поддерживает направление движения вдоль осевой линии взлётно-посадочной полосы, обеспечивая безопасность посадки.

При полуавтоматическом управлении САУ генерирует сигнал о несоответствии заданной траектории, который отображается на многофункциональном индикаторе. Пилот, ориентируясь на позицию планок директорного управления и двигая боковую ручку, полностью управляет рулями, стараясь поддерживать стабильное положение самолёта по крену, тангажу и рысканью.

Здесь настраивается автоматическое управление полётом
Здесь настраивается автоматическое управление полётом

Для тестирования бортового оборудования самолёта SJ-100 был создан специальный стенд «Электронная птица». Этот стенд был разработан специалистами ГосНИИАС в сотрудничестве с корпорацией «Иркут» в 2022 году. Ранее подобный стенд уже использовался для самолёта SSJ100, что значительно ускоряет процесс тестирования алгоритмов и программного обеспечения систем автоматического управления.

На этом стенде были проверены разработанные алгоритмы автопилота и автомата тяги. Инженеры компании «Яковлев» проводят статистическое моделирование автоматических посадок в рамках сертификации SJ-100, используя математические модели для категорий Cat IIIA и Cat IIIB ICAO. В ходе исследований должно быть выполнено более 2 миллионов посадок с различными начальными условиями.

Главный конструктор SJ-100 Кирилл Кузнецов, цитируемый пресс-службой «Яковлева», отмечает: «Мы успешно провели предварительные испытания системы автоматического управления, интегрированной в комплексную систему управления, на интеграционном стенде «Электронная птица» с участием лётчиков-испытателей и инженеров. Следующим этапом будет установка системы на самолёты и проведение лётных и сертификационных испытаний».

В рамках подготовки к первому полёту SJ-100 и началу сертификационных испытаний основной задачей стенда на ближайшее время является поэтапное тестирование КБО. Запланировано более 20 программ сертификационных испытаний, включая сертификацию бортового оборудования самолёта.

Стенд "Синяя птица"
Стенд "Синяя птица"

ГосНИИАС также участвует в программе SJ-100 по техническому заданию «ОДК-Сатурн». Специалисты разрабатывают лабораторный комплекс для сбора информации и управления силовой установкой, что позволит проводить стендовые, наземные и лётные испытания ПД-8 на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, а также на наземных стендах ЦИАМ и «ОДК-СТАР».

Глава Минпромторга Антон Алиханов в интервью телеканалу «Россия-24» в сентябре 2024 года отметил, что для начала коммерческой эксплуатации самолёта SJ-100 в 2025 году планируется провести около 200 испытательных полётов. В декабре 2025 года ожидается получение сертификата типа на импортозамещённый «Суперджет».