К чему приводят попытки переписать историю и забыть о злодеяниях фашизма, героизировать предателей и убийц мы можем сами видеть на примере постсоветских государств. Выходят учебники истории, не имеющие ничего общего с истинным изложением фактов, объявлена война памятникам Воинам-освободителям, а в США, Японии и многих других государствах искренне верят, что только американцы победили фашистские режимы во всём мире.
Нельзя забывать о многочисленных жертвах нашего героического народа, о повсеместных злодеяниях немецко-фашистских захватчиков по всей оккупированной территории.
А теперь только факты об одном событии Великой Отечественной, непосредственно касающеемся нашей всемирно известной достопримечательности. Это творили представители "культурной" нации, нёсшей нам непрошеную и никому не нужную в России "свободу и процветание".
Акт комиссии академии наук СССР о немецко - фашистских злодеяниях в Ясной поляне.
27 декабря 1941 г.
АКТ № 1
Комиссии Академии наук СССР, организованной для составления плана быстрейшего восстановления усадьбы - музея Л. Н. Толстого "Ясная Поляна", разрушенной фашистскими варварами.
Комиссия работала в составе: И. И. Минц - председатель комиссии, член - корреспондент Академии наук СССР, С. А. Толстая- внучка Л. Н. Толстого, директор Государственного музея Л. Н. Толстого, А. В. Щусев - академик архитектуры, начальник "Академпроекта" Академии наук СССР, И. И. Бодалев - гражданский инженер, начальник Управления капитального строительства Академии наук СССР, Б. А. Кондрашев - профессор архитектуры, Е. Н. Городецкий - кандидат исторических наук, Е. Н. Чеботаревская - научный сотрудник Государственного музея Л. Н. Толстого и Н. С. Родионов - редактор сочинений Л. Н. Толстого.
Акт составлен в Ясной Поляне 27 декабря 1941 года в присутствии хранителя музея - усадьбы Л. Н. Толстого "Ясная Поляна" С. И. Щеголева, научной сотрудницы того же музея М. И. Щеголевой, технической сотрудницы того же музея М. П. Маркиной, преподавательниц школы - десятилетки имени Л. Н. Толстого С. А. Грацианской, М. И. Нестеровой и Е. В. Соловьевой.
Музей - усадьба Л. Н. Толстого "Ясная Поляна" был организован постановлением Советского правительства от 10 июня 1921 г. С тех пор правительство систематически из года в год проявляло исключительную заботу о Ясной Поляне - месте, где родился, жил и творил свои произведения великий писатель Л. Н. Толстой.
Музей расширялся и усовершенствовался: были созданы два музея - меморативно - бытовой, где жил Л. И. Толстой, и краеведческо - литературный; к столетию со дня рождения Толстого в 1928 г. была открыта во вновь выстроенных кирпичных зданиях больница - стационар, амбулатория, образцовая средняя школа - десятилетка имени Л. Н. Толстого.
Комиссия при своем обследовании Ясной Поляны 26 и 27 декабря путем личного осмотра пострадавших здании, меморативных памятников, личного опроса граждан, переживших фашистское иго в течение полутора месяцев, и на организованном 27 декабря общем собрании - митинге с участием сотрудников музея, школы, детсада, колхозников и колхозниц яснополянского колхоза "Путь Ильича" установила:
§ 1 Последний показ музея был произведен расположенным в Ясной Поляне частям Красной Армии 28 октября 1941 года За все время пребывания в Ясной Поляне частей Красной Армии с их стороны никаких посягательств на занятие помещений музея - усадьбы не было. Наоборот, дом Л. Н. Толстого днем и ночью охранялся воинским караулом.
§ 2. 29 октября части Красной Армии отступили из Ясной Поляны, после чего начался артиллерийский обстрел и бомбардировка с воздуха Ясной Поляны фашистами.
Во время бомбардировки осколком фашистской бомбы был убит председатель колхоза "Путь Ильича" Павел Давыдович Орехов.
§ 3 30 октября в усадьбе появились немецкие фашистские части Первыми приехали в усадьбу три немецких военных врача, во главе с доктором Шварцем, хорошо говорившим по - русски Врачи потребовали открытия здания музея и заявили его хранителю, что в зданиях музея будет организован госпиталь. Указание на то, что для госпиталя имеется хорошо оборудованная больница и амбулатория, не помогло.
Фашисты потребовали освобождения от экспонатов и мебели зданий литературного и бытового музея. Вещи из последнего были сдвинуты в беспорядке в одну комнату.
После беглого осмотра дома Л. Н. Толстого на страницах потребованной ими книги записей впечатлений посетителей музея, после записей бойцов и командиров Красной Армии, появилась запись: Drei erste Deutsche im Feldzuge gegen Rutland" ("Три первых немца в походе на Россию").
Занимая помещение под госпиталь, немцы заявили, что госпиталь здесь будет всего 2-3 дня.
Заняв комнаты бытового музея и комнату старшего сына Толстого Сергея Львовича Толстого, фашисты путем отмычек взломали замки от запертых столов и шкафов; тут же было похищено из шкафа седло Л. Н. Толстого, которым он пользовался при верховой езде до самого своего ухода из Ясной Поляны, и одежды крестьян района Ясной Поляны разных эпох, имеющие этнографическое значение. Эти одежды, а также белье из шкафа С. Л. Толстого были разделены фашистскими офицерами по рукам.
§ 4. 31 октября началось захоронение около могилы Толстого умерших в госпитале фашистов. Место могилы Толстого для устройства кладбища весьма неудобное: могила находится в лесу, где много корней от деревьев, мешающих рыть землю, она находится на расстоянии от усадьбы около одного километра. По дороге на могилу и вокруг дома имеются свободные поляны. Тем не менее кладбище для фашистов, умерших в "госпитале" - доме Толстого, несмотря на протесты сотрудников музея, было устроено именно там, с явной целью надругательства над памятью великого писателя, над культурно - исторической святыней народов Советского Союза и всего мыслящего человечества. Всего вокруг могилы Толстого имеется 75 крестов с фашистской свастикой и с надписями на немецком языке.
Кроме того, при входе на площадку могилы возвышается обледенелая груда непохороненных фашистских трупов.
§ 5. Дворик музея был превращен в скотобойню. На деревьях и уцелевших заборах были развешены туши убитых тут же свиней, коров и пр.
§ 6. Несмотря на наличие рядом с домом запаса сухих дров, на топку печей и на костры были разломаны все загородки, скамейки и пр. На растопку же были разломаны книжная полка из кабинета Л. Н. Толстого, буфетная стойка и много старинных стильных рам от картин и портретов.
§ 7. Кроме вышеупомянутых музейных предметов расхищены фашистами ряд картин и музейных экспонатов.
§ 8. Уничтожен весь хозяйственный инвентарь: повозки, сани, сбруя и др. Из 12 коров, принадлежавших хозяйству музея, спасены сотрудниками 3. Отобраны и угнаны все 4 лошади, уничтожен весь фураж.
§ 9. В деревне 14 ноября фашистами были повешены на перекладине против своего дома яснополянский колхозник Николай Иванович Власов (28 лет) и житель ближней деревни Волково, рабочий Косогорского завода, фамилия которого не установлена. Трупы висели 3 дня.
§ 10. Были случаи насилия над женщинами - колхозницами.
§ 11. В Ясной Поляне находились пленные красноармейцы, числом около 20 человек. Они содержались фашистами в запертом, нетопленном помещении -"водокачке", работали по пилке дров. Все они были босые, без шапок, головы обвязаны полотенцами. Их почти не кормили, давали только холодную воду со льдинками. Всех из Ясной Поляны отправили в Орел.
§ 12. В школе помещался штаб одной из фашистских дивизий СС "Великая Германия". При штабе находились два русских белогвардейца: князь Василий Святополк - Мирский и Александр Демидов из Крыма (так они расписались в книге посещений Яснополянского музея). Оба играли крупные роли при штабе, были фактическими руководителями - администраторами по Ясной Поляне.
§ 13. Фашистские бандиты во время их пребывания всячески глумились над местным населением: отбирали все запасы продовольствия, убивали на мясо весь скот, отбирали лошадей, отнимали все теплые вещи, носильное белье, обувь, особенно валенки, причем отнимали даже на улице, несмотря на стоявшие морозы, снимали с головы проходящих меховые шапки. Возражавших избивали.
§ 14. В деревне фашисты сожгли 3 дома.
§ 15. Всех школьных работников выгнали из школьных помещений, их приютили в деревне колхозники; бандитами расхищено все их оставшееся имущество. Сейчас школьные работники без крова, так как школа со всеми постройками сожжена.
§ 16. Уничтожена вся школьная библиотека в 18 000 томов, все учебное оборудование (микроскопы, наглядные пособия и пр.). Библиотека в большой своей части сожжена в печах, на разложенных вокруг школы кострах, частью расхищена.
§ 17. Фашистские офицеры и врачи, бывшие в Ясной Поляне, по рассказам школьных и музейных работников, обнаружили полное свое невежество. Имена наших великих писателей Пушкина, Толстого, композиторов и художников - Глинки, Чайковского, Репина, Ге - большинство из них слышат в первый раз. Так, например, про Пушкина они спрашивали: "Что он коммунист? Еврей?" Про Толстого: "Кто он был? Поэт? Коммунист?". После разъяснений, кто были Пушкин и Лев Толстой, они заявили, что таких они не знают и про них не слыхали.
При виде маленького 11- месячного ребенка один из офицеров сказал: "Ну, этот по - русски говорить уже не будет. Скоро все будут говорить только по - немецки, а русские слова будут помнить лишь оставшиеся старики". Во время обеда школьных работников немцы являлись, съедали все, раздевались донага, при всех вытрясали вшей и вели себя вызывающе и нагло (рассказ преподавательницы музыки Соловьевой).
§ 18. 14 декабря началось отступление фашистов из Ясной Поляны. Отступая, они подожгли амбулаторию и все больничные постройки, школу - десятилетку со всеми пристройками. Погибло все оборудование. Бандиты пытались сжечь дом Л. Н. Толстого. После того, как немецкие части очистили усадьбу, вдруг приехали на легковой машине три немецких штабных офицера. Вламываются в дом, у каждого в руках по бачку с горючим, бегут наверх, в трех комнатах - библиотечной, спальне Льва Николаевича и спальне его жены С. А. Толстой - из сена, соломы и деревянных предметов обстановки образуют три костра, обливают все горючим. В спальне Л. Н. Толстого костер был разложен как раз на том месте, где стояла кровать Толстого.
По счастью, все это было сделано наспех, фашисты боялись окружения и поэтому спешили. Не дождавшись конца своей работы, офицеры умчались.
Сейчас же после их отъезда сотрудники музея принялись за спасение дома. Воды не было. Пожарные приспособления немцы уничтожили. С большим трудом удалось добыть воду в старом заброшенном колодце.
§ 19. Комиссия считает необходимым отметить мужественную работу товарищей: хранителя музея С. И. Щеголева, научного сотрудника М. И. Щеголевой, вахтера М. П. Маркиной, ученицы школы К. С. Литвиновой прежде всего, затем сторожей музея товарищей Егорова И. В. , Фоканова Д. С, Филатова В. С. и Акимова.
Усилиями сотрудников музея и молодежи, проявивших героическое мужество, пожар был ликвидирован, и дом Толстого был спасен от окончательного уничтожения.
§ 20. План и смету на восстановление разрушенных и поврежденных фашистскими варварами зданий в Ясной Поляне комиссия в общем определяет в сумму до 1500 тысяч рублей.
1) К производству ремонта бытового музея (дома Толстого) Комиссия считает необходимым приступить немедленно. Сумма, потребная для его ремонта, не превышает 50 тысяч рублей.
2) На восстановление школы потребуется сумма до 1200 тысяч рублей.
3) На ремонт детского сада - 20 тысяч рублей.
4) Необходимо немедленно вывезти фашистские трупы с площадки, где похоронен Л. Н. Толстой. Местный колхоз обещал оказать поддержку музею. Нужно отпустить музею 3 тысячи рублей для производства работ по ликвидации фашистских могил.
5) На восстановление и ремонт больницы, амбулатории и служебных помещений необходимо ориентировочно до 200 - 230 тысяч рублей.
Восстановление нормальной жизни музея - усадьбы "Ясной Поляны" (экспозиция, восстановление хозяйственного инвентаря) потребует до 150 тысяч рублей. В том числе восстановление экспозиции в обоих музеях до 50 тысяч рублей, восстановление хозяйственного инвентаря - до 100 тысяч рублей.
Пред. Комиссии: Минц И. И.
Члены Комиссии: Толстая С. А. , Чеботаревская Е. К, Родионов Н. С, Щусев А. В. , Бодалев И. И. , Кондрашев Б. А. , Городецкий Е. Н.
ЦГАОР СССР, ф. 7021, оп. 47, д. 371, лл. 15-18. Заверенная копия. Опубл. в кн. "Ясная Поляна". Госполитиздат, 1942, стр. 172-178.
Восстановление разрушенной усадьбы началось сразу после освобождения "Ясной поляны".
5 мая 1942 года состоялся торжественный митинг в честь открытия Музея-усадьбы Ясная Поляна после реставрации на котором выступил председатель Обкома Тульской области В.Г. Жаворонков.
Это фотография 1942 года.
А это первый из найденных мною комплектов открыток с видами Музея - усадьбы "Ясная Поляна", изданный через 15 лет после ужасных разрушений в любимом всеми месте в далёком 1956 году.
Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.