Найти в Дзене
Стук клавиш

Мума - записки дилетанта

Читайте классиков! После сорока пяти приходит потребность взглянуть на мир другими глазами, переосмыслить культурное наследие и понять почему классики - классики. "Муму" известный рассказ, который не одно поколение читало в школе. Я тоже проходила, причем, в прямом в смысле. Пролистала и забыла. Дети дают нам шанс наверстать упущенное, читать с ними школьную программу. Поехали! Обратившись к тексту, я, наконец-то, поняла, почему Тургенев или Набоков классики, кроме актуальности проблем, поднятых в произведении, проникаешься стилем. Нет желания подправить или подчистить текст. Оставив псевдоредакторские побуждения, перейдем к идее. Форму я трогать не буду, ибо на нее моего дилетантства недостаточно. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, смелость автора отразить в рассказе свою деспотичную матушку. Целительная сила дневниковых записей известна очень давно. Текст обладает терапией. Пишите, если вам плохо, пишите, если вам хорошо. Порвите и попрощайтесь или бережно храните слепок ч

Читайте классиков! После сорока пяти приходит потребность взглянуть на мир другими глазами, переосмыслить культурное наследие и понять почему классики - классики. "Муму" известный рассказ, который не одно поколение читало в школе. Я тоже проходила, причем, в прямом в смысле. Пролистала и забыла. Дети дают нам шанс наверстать упущенное, читать с ними школьную программу.

Поехали!

Обратившись к тексту, я, наконец-то, поняла, почему Тургенев или Набоков классики, кроме актуальности проблем, поднятых в произведении, проникаешься стилем. Нет желания подправить или подчистить текст.

Оставив псевдоредакторские побуждения, перейдем к идее. Форму я трогать не буду, ибо на нее моего дилетантства недостаточно.

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, смелость автора отразить в рассказе свою деспотичную матушку. Целительная сила дневниковых записей известна очень давно. Текст обладает терапией. Пишите, если вам плохо, пишите, если вам хорошо. Порвите и попрощайтесь или бережно храните слепок чувств.

Второе, эмпатия. Проникнуть в мир глухонемого человека очень сложно, а возвысить его над "здоровыми" людьми непосильная задача, с которой Тургенев справился на отлично. Герасим, лишенный возможности слышать и отвечать, чувствовал мир более тонко. Единственное, где хотелось сказать: " Не верю!" - момент с Татьяной, притворившейся пьяной.

У Герасима развито обоняние. На это неоднократно делается акцент в тексте. Например, плыл на лодке пока городской запах не сменился на деревенский. Герасим не почувствовал запах алкоголя, но отдал возлюбленную Капитону. В принятии чужих желаний прослеживается внутренняя сила героя, истинная любовь.

Герасима называют дураком, но он, лишенный речи и слуха, обладает острым умом, понимает, как функционирует мир. Ему противопоставляется пьяница Капитон, который сгубил жизнь Татьяны. Выбери она Герасима, жила бы за каменной стеной. Люди с особенностями развития не хуже остальных и не могут быть лишены права на полноценную жизнь.

Третье, описание быта простого люда. Рассказ был написан во время обсуждения проблемы крепостного права. Крестьяне еще зависимы, но осознание неправильности подобного явления будоражит умы, требует решения. Тургенев отчетливо показал, как от прихоти и капризов одного человека ломаются судьбы других: Татьяны, Капитона, Герасима, собачонки.

Четвертое и основное, почему Герасим утопил Муму? Стоит ввести данный запрос в браузер, мы получим сотню ответов (на скрине).

-2

С ними можно ознакомиться самостоятельно. Я не стала читать непонятные статьи, хотелось сохранить собственное мнение, а потом сверить его с профессиональным.

Для меня смерть Муму — это жертва во имя новой жизни, плата за внутреннюю свободу, право выбора. Душевные страдания перевернули мировоззрение Герасима, лишили страха перед барыней, сделали его сильнее, придали решимости отстоять свое право на жизнь в деревне, без которой он себя не мыслил. Можно ли было принять такое решение без жертвы? Сбежать с собакой? Можно. Можно сбежать, но не уйти свободным.

Теперь к профессионалам. Киберленинка рулит. Среди прочих привлекла статья Прокудина Бориса Александровича "Общественный идеал в "Записках охотника" И. С. Тургенева: историко-политологический анализ" опубликованная в журнале "Политэкс" за 2018 год №2. (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennyy-ideal-v-zapiskah-ohotnika-i-s-turgeneva-istoriko-politologicheskiy-analiz).

Статья начинается с воспоминаний Н.А.Островской, которая записала знаменательный эпизод, рассказанный Тургеневым: «По дороге из деревни в Москву, на одной маленькой станции, вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне двое молодых людей; по костюму и по манерам вроде мещан ли, мастеровых ли. “Позвольте узнать, — спрашивает один из них, — вы будете Иван Сергеевич Тургенев?” — “Я”. — “Тот самый, что написал «Записки охотника»?” — “Тот самый…” Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. “Кланяемся вам, — сказал все тот же, — в знак уважения и благодарности от лица русского народа”. Другой только молча еще поклонился» (Островская, 1983, с.86).

Автор статьи оценивает воздействие Руссо, которым был увлечен Тургенев, на произведения последнего и приходит к выводу: "Очевидно, что гуманистическая направленность творчества Тургенева имеет общечеловеческое значение, но социально-психологическая форма проявления этого творчества — барская. Поборник равенства всех сословий, Тургенев «снисходит» до крестьян, пытается общаться с ними на равных, и в каждом встречает «кротость и уважение», пользуясь, хоть не желая того, вековыми дворянскими привилегиями. Руссо же, по словам А.А.Девильковского, «как живой отпрыск, как атом бесправного народа, всею душой болел за народные права и ненавидел привилегии знати» (Дивильковский, 2005, с.655). Хозяин Спасского, в отличие от «скитальца» Руссо, был слишком привязан к своему поместью, чтобы не болеть душой за таких же обитателей дворянских гнезд, хотя и осуждал их любовь к роскоши и их эксплуатацию народа.

Далее: " Но, возвращаясь к общим чертам политического идеала Тургенева и Руссо, необходимо припомнить то главное, в чем они были согласны. Оба считали, что залогом счастья является полная личная свобода для человека, под которой они понимали «истинную» свободу гражданскую, т.е. права человека".

Муму, по мнению автора статьи, самый яркий рассказ, направленный против крепостного права. Он также приводит мнение современников Тургенева о том, что описание смерти щенков признается беспроигрышным во все времена, как и хайп на подобном (как не вспомнить бесчисленные ролики о спасении животных).

Несмотря на то, что рассказ написан на реальных событиях (сторителлинг, как и трустори, появились не вчера), сам Тургенев увидел в данной ситуации другое. «Физическая» власть над своими вассалами, писал он, «право самое гнусное, самое возмутительное и в то же время самое опасное» (Тургенев, 1986, с.538). Чрезмерное насилие может привести к бунту. Герасим может казаться и глухим, и немым, но «он, разумеется, со временем заговорит», — писал Тургеневу И.С.Аксаков в том же письме, имея в виду русский народ. Заговорит, а может, возьмет вилы. Тургенев это чувствовал.

Автор статьи приходит к выводу, что уход Герасима - результат бунта, "описан Тургеневым торжественно. В нем сила человеческого достоинства побеждает рабскую преданность хозяйке".

Но самое поразительное в истории настоящего Немого, который жил у матери Тургенева на улице Остоженка, состоит в том, что он никуда не ушел. Рассказ Тургенева достоверен во всем, кроме концовки. Немого дворника звали Андрей, он утопил собаку, погоревал, но остался верен своей госпоже до самой ее смерти (см.: Житова, 1983, с.50–51).

-3

Вывод: любите своих собак, ибо они самые преданные существа, и, решив изменить свою жизнь, берите с собой, так как реки нерезиновые.