Найти в Дзене

Обходя препятствие, можно обойти счастье найти своё дело

Мы отправляем своих детей в кружки, пробовать и искать себя. Чтобы как можно раньше выявить таланты и способности. Из добрых побуждений. Иногда заставляем. Иногда видим интерес и поддерживаем. Но это не всегда достаточно и возможно. Есть всегда что-то ещё... Мой отец вырос в деревне. Маленькой, я любила забираться на чердак и рассматривать старые вещи. Пыль придавала им ещё более древний вид. Это вызывало трепет, осознание себя ещё более крохотной. Я любила древности - древние мифы и затерянные города. Но в книжках и на картинках - это одно. А здесь можно было, стерев пыль, прикоснуться и пощупать. Старые деревянные резные прялки. Медовые соты. Жаль, что не было фотоаппаратов, и не вспомнить подробностей... Но книги... Там лежали книги, пожелтевшие страницы сложных старых книг по математике, химии и физике. Я в них и не понимала ничего. Я там нарыла учебник по химии Глинки. Стопки журналов "Наука и жизнь"... И это было для него. И всё ему давалось, всё, кроме русского. В то время не б

Мы отправляем своих детей в кружки, пробовать и искать себя. Чтобы как можно раньше выявить таланты и способности. Из добрых побуждений. Иногда заставляем. Иногда видим интерес и поддерживаем. Но это не всегда достаточно и возможно. Есть всегда что-то ещё...

Мой отец вырос в деревне. Маленькой, я любила забираться на чердак и рассматривать старые вещи. Пыль придавала им ещё более древний вид. Это вызывало трепет, осознание себя ещё более крохотной. Я любила древности - древние мифы и затерянные города. Но в книжках и на картинках - это одно. А здесь можно было, стерев пыль, прикоснуться и пощупать. Старые деревянные резные прялки. Медовые соты. Жаль, что не было фотоаппаратов, и не вспомнить подробностей... Но книги... Там лежали книги, пожелтевшие страницы сложных старых книг по математике, химии и физике. Я в них и не понимала ничего. Я там нарыла учебник по химии Глинки. Стопки журналов "Наука и жизнь"... И это было для него. И всё ему давалось, всё, кроме русского. В то время не было возможности, наверное, в деревне подтянуть русский язык. Или подумали, что это не помешает. Он не преодолел проблему, и за оценки по русскому, наверное, грядки колхозные полол. Не помню я, это правда или предположение. Бабушкины рассказы всё обрывистей. Как жаль, что не всё писала, а что писала до юности - сожгла в костре по глупости... Но папа не поступил в Университет из-за русского и стал сантехником. Это на многое повлияло. Он не преодолел препятствия. Но деревенские родители понимали его интересы и обеспечивали его книгами, удовлетворяя их. Он просто не поднял своего камня с дороги. Не увидел. Не понял. Не помогли... Может быть, такой вариант тоже у Бога был допустим.

Но нам с сестрой папа дал многое. Занимался, учил рисовать, что-то мастерить, много читал книг, водил по музеям.

В детстве я искала красивые и не очень камни и раскалывала их. И, возможно, другие родители просили бы не заниматься такой фигнёй. Или не обратили бы внимания. Но мой папа это заметил. И стал участвовать. У меня были книги по минералогии, открытки с драгоценными камнями, наборы самоцветов. Мне было интересно, что внутри, и этот интерес удовлетворялся и рос. Потом мне понравилась химия. И спасибо моей учительнице химии, которая помогала мне и давала больше, направляла. Так я выбрала Горный институт и непристижную тогда специальность - "Обогащение полезных ископаемых". Туда шли либо целенаправленно с промышленных городков, либо троечники. Ну, не все меня поняли. Папа увидел мой интерес, направил меня и это помогло мне раскрыть свой потенциал, найти себя.

Я жалела во время трудностей, что не пошла в гуманитарии, как мама говорила. Она тоже видела мои таланты и интерес, но другие - я писала и интересовалась древней историей, литературой. Сама - чертёжница когда-то, во мне инженера она не видела. Проблемы с пространственным мышлением, а, значит, с планировками. Я могу легко заблудиться на прямой незнакомой улице из двух домов. Мама, конечно, не препятствовала моему выбору, давая жить свою жизнь, поддерживала материально, пока я училась. Она исходила из того, что мне проще. А я выбрала сложный путь, понимая, чего хочу. На пути к цели лежали камни, неподъёмные, на первый взгляд. Помимо сложностей с пространственным мышлением, были сложности, с адаптацией к переменам, не располагающие к командировкам. Сложности с коммуникацией, мешающие взаимодействовать с людьми. Сходить в сберкассу или магазин, спросить дорогу, время, общаться с незнакомцами - было проблемой, я предпочитала возвращаться ни с чем или блуждать в трёх соснах. Все эти камни казались знаками выбрать другое, не судьбой, а оказались испытаниями на прочность.

Я подняла их, и не жалею. Помогли родители, руководители, друзья. Камней было много, и будут ещё.

Позволить таланту выйти наружу - поднять камень и убрать с дороги, пробить потолок, прорасти сквозь асфальт, просочиться сквозь толщи грунта родниковой водой. Одному это невозможно. Бог даёт силу или людей.

Моя племянница с малых лет занималась танцами и рисовала. Танцами она занималась для мамы, нужно было поддерживать осанку. Рисовать ей, вроде, и нравилось, но она не могла удовлетвориться этим. Натюрморты не нравились, кошечки не нравились... Пока лет в 10-11 у неё не оформилось в сознании, что она хочет рисовать дома. Всё, что по теме удалось найти - это городской скетчинг. Но курсы были для детей постарше, скорее, для подростков, и мы нашли курсы-онлайн, где её взяли пораньше. По цене одного было два курса - маркерный и акварельный. Ей это понравилось. Это вылилось в понимание, что она хочет стать архитектором. И ей пришлось потратить год на дополнительные занятия, чтобы подтянуть математику и физику.

Появилась мотивация для их освоения. И препятствие к цели было преодолено. Она смогла поступить в архитектурный колледж. А могла пойти по лёгкому пути, выбрать что-то, связанное с английским, который ей давался очень легко. Но она увидела камень на пути к цели и убрала его, нашлись силы и средства это сделать. Посмотрим, что будет дальше.

Скорее всего, каждый из нас рождается с каким-то стремлением, заложенным Божиим промыслом внутри и он проявляется с малых лет какими-то действиями, выливается в какие-то формы. Понять их сложно. Ну все дети любознательны, если удовлетворены их потребности. Многие дети, да почти все, собирают камешки, перебирают их, стучат ими. Многие дети любят рисовать. Сложно увидеть, а что за этим и подкрепить интерес.

Преграды на пути всегда были, есть и будут. И всегда есть препятствие, сопротивление. Об этом сопротивлении внутренне знаешь. А внешне это выглядит так - тебе не стоит этим заниматься, потому что... Как правило, есть серьёзная мешающая проблема на пути к цели. Антиталант, если можно так выразиться.

Возможно, что когда мы что-то предлагаем другим и пробуем сами, мы предлагаем выбор. А, возможно, направляем. Но направлять нужно по пути устремления интереса, и не своего, а - ребёнка. А для этого нужно что-то всё-таки увидеть. Почувствовать. Ребёнок своими действиями покажет то, что ему интересно. Неогранённый талант. Какой-то его невзрачный необработанный и шершавый край. Его можно не увидеть и шлифовать другие стороны. А талант запрётся внутри.

Ведь драгоценность чаще всего скрыта внутри невзрачной поверхности, на которую и внимание не обратишь...

Важно чувствовать себя, прежде чем предлагать что-то. А не моё ли это желание? А действительно это то, что идёт изнутри ребёнка, а не меня? Не мои ли это амбиции и нереализованные мечты? И видеть мешающие препятствия, и, прежде чем выбирать более лёгкий путь, подумать, не обойдём ли мы вместе с препятствием счастье ребёнка найти своё дело.

Ноябрь 2024 года