Найти в Дзене

Все краски крымской осени

Автор - Наталия Сырбу - В ноябре? В Форос? На пленэр? - Однозначно! В ноябре! В Форос! На пленэр! Разве для настоящего художника может быть несезон в Крыму? Каждый сезон – прекрасен! Ноябрь особенно хорош своим осенним нарядом. Ни в каком другом месяце нет такой богатой палитры красок: багровой, рыжей, зеленой, желтой листвы. А какое небо и море в ноябре – сотни цветов и оттенков. Как загадочна луна, освещающая пирамидальные кипарисы. Всю эту красоту крымской природы в течение двух недель художники переносили на свои полотна. Нынешний ноябрь для санатория «Форос» тоже никак нельзя назвать несезоном. Загрузка санатория была более 70 %, поэтому у двадцати шести художников, приехавших в Форос на пленэр, были сотни болельщиков, которые у моря, во всех уголках прекрасного Форосского парка наблюдали за их творчеством. Да и интернет замер в ожидании итогов пленэра, поклонники на страничках своих любимых художников следили за ходом их творческой работы. Итог превзошел все ожидания. Когда в хол

Автор - Наталия Сырбу

- В ноябре? В Форос? На пленэр?

- Однозначно! В ноябре! В Форос! На пленэр!

Разве для настоящего художника может быть несезон в Крыму? Каждый сезон – прекрасен! Ноябрь особенно хорош своим осенним нарядом. Ни в каком другом месяце нет такой богатой палитры красок: багровой, рыжей, зеленой, желтой листвы. А какое небо и море в ноябре – сотни цветов и оттенков. Как загадочна луна, освещающая пирамидальные кипарисы. Всю эту красоту крымской природы в течение двух недель художники переносили на свои полотна.

Нынешний ноябрь для санатория «Форос» тоже никак нельзя назвать несезоном. Загрузка санатория была более 70 %, поэтому у двадцати шести художников, приехавших в Форос на пленэр, были сотни болельщиков, которые у моря, во всех уголках прекрасного Форосского парка наблюдали за их творчеством. Да и интернет замер в ожидании итогов пленэра, поклонники на страничках своих любимых художников следили за ходом их творческой работы. Итог превзошел все ожидания. Когда в холле санатория развернули выставку, оставалось только ахнуть от восторга. Такая концентрация талантов, такое разнообразие техник, стилей, сюжетов, темперамента!

Совместная работа художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Костромы, Ставрополя, Севастополя, Симферополя и Ялты дала потрясающий синергетический эффект. Представленные в одном выставочном пространстве пейзажи, портреты, натюрморты составили органичный ансамбль творчества, вдохновения и любви. Работая вместе, художники не только заряжались творческой энергией друг друга, обменивались опытом, оттачивали свое мастерство, но и раскрывали свои сильные стороны. Один из участников пленэра – заслуженный художник России, академик Российской академии художеств Андрей Захаров, признанный мастер пейзажной живописи, так сказал о Форосском пленэре: «Юг вычищает нашу палитру».

Форос интересен своей историей, архитектурными памятниками, именами, событиями. Художники не обошли вниманием одну из главных достопримечательностей Южного берега Крыма – храм Вознесения Христова на краю утеса. Мастерски творение академика архитектора Н. Чагина на полотна перенесли Андрей Захаров, Марина Захарова, Игорь Шипилин, Павел Шумов, Елена Боброва.

Интересно прочтение истории Фороса крымским художником Эдуардом Кулешом. Он написал несколько архитектурных пейзажей, а также создал портрет владельца имения Форос А. Г. Кузнецова, известного российского чаепромышленника, мецената, покровителя художников.

Впервые в пренэре принял участие выпускник Симферопольского художественного училища им. Н. С. Самокиша, один из любимых учеников Н. С. Моргуна Андрей Селенин. После окончания Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина он живет и работает в городе на Неве, где его называют «одним из многообещающих, неповторимых и талантливых художников России». Андрей был радушно принят бывалыми форосскими пленэристами, в первый день пленэра принимал поздравления с днем рождения, а все остальные - воодушевленно работал, порадовав прекрасной серией морских пейзажей.

Работы одного из самых известных крымскотатарских художников Рамазана Усеинова узнаваемы своей образностью и декоративностью. «Рамазан Усеинов не любит много говорить о своём творчестве и на вопросы отвечает с улыбкой: «Все сказано картинами»… нежная интонация картин Рамазана Усеинова… из прошлого, или из будущего, а может быть из вечного?», - говорит С. Хромченко, старший научный сотрудник московского Музея искусства Народов Востока.

Как всегда мощно выступила севастопольская группа художников, которая стоит у истоков Форосского пленера. Самым севастопольским из севастопольских художников считают Игоря Шипилина. Он чувствует дух своего родного города и передает его в своих произведениях. В одном интервью он сказал: «Многие пишут пейзаж – а пейзажа-то и нет. Есть только красивая картинка. А делать такие пейзажи, как у Левитана, например, переживать всем сердцем то, что наблюдаешь в природе – вот это мастерство!»

Имя Николая Дудченко давно вписано в историю художественной жизни Крыма. Он прекрасный художник-пейзажист и мастер психологического портрета, автор философских циклов на религиозные темы. Вот как его творчество охарактеризовал известный крымский искусствовед Рудольф Подуфалый: «Николай Дудченко – в современном искусстве Крыма единственное в своем роде явление, обаятельный пример той творческой силы, которая находит свое проявление не в крайностях, а в смягчающем их синтезе, не в конфликтах, а в гармонии, не в контрастах света и тени, а в достигаемой ясности, просветленности, чистоте музыкального звука». Эти слова в полной мере можно отнести и к работам, выполненным им в этом году на пленэре.

Певец моря Алексей Петрухин принимал в день открытия пленэра – 2 ноября – поздравления с 60-летием. По случаю юбилея в Севастопольской детской школе искусств прошла выставка «В поисках света», на которой были представлены 100 работ выполненных на крымских пленэрах. На открытии выставки старший научный сотрудник Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого, искусствовед Татьяна Сайгушкина отметила: «Море у него – стихия: и в потоке света, и в бирюзовой волне, и в содружестве стихий – неба, моря и камня. Большинство работ очень динамичны. Достигается это особым широким, фактурным мазком. Кажется, что художник пишет не красками, а светом. Свет у художника очень разный – прозрачный и свежий, густой и холодный, теплый и радостный».

Скульптурный портрет Алексея Петрухина во время работы Форосского пленэра был создан академиком РАХ Сергеем Олешней. Более 70-ти памятников и скульптурных композиций мастера установлены в городах России и за рубежом. В скором времени Форосский парк украсит памятник А. Г. Кузнецова, а скульптурный портрет Алексея Петрухина – зал Российской академии художеств.

Юг России был представлен на пленэре художниками из Ставрополя: академиком РАХ Сергеем Паршиным, Олегом Калайтановым, Александром и Наталией Горбиковыми, Наталией Литосовой. Их связывает давняя творческая дружба с крымскими художниками, они любят и знают Крым. Их яркие творческие работы украсили отчетную выставку.

В пленэре приняли участие представители современного искусства Владимир и Мария Семенские, Андрей Орлов и Артур Самофалов.

Владимир и Мария Семенские – московско-севастопольские художники – «люди Фиолента». С весны и до поздней осени они творят в мастерской на берегу моря, чтобы затем представить свои работы на персональных выставках в столице. Андрей Орлов смелым сочетанием ярких красок создал жизнеутверждающий образ современного Фороса. Артур Самофалов – акварелист. В начале этого года его сюрреалистические картины с фонтанами и парковой скульптурой были показаны в Нижнем Новгороде в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А. С. Пушкина на выставке «Названо Вазари. Маньеризм», где были выставлены работы старых мастеров из собрания Пушкинского музея и современное искусство. Хороши акварели художника с видами Южного берега Крыма, написанные на пленэре.

Москва была представлена художниками Бато Дугаржаповым, Ириной Митриковой и Ольгой Кузьминой.

Бато Дугаржапов, получивший образование в Суриковском институте как живописец-монументалист, обладает потрясающей работоспособностью. По глубокому убеждению Бато: «Не надо ждать вдохновения – мысль приходит в момент работы. Когда прикасаешься кистью к холсту, рука сама ведет тебя, и ведет правильно».

У Ирины Митриковой уже пятый пленэр в Форосе. Одна из коллег Митриковой сказала, что «Ирина как художник – явление азартное, чувственное, ищущее и порой стихийное». С этим не поспоришь, взглянув на работы, написанные в Форосе: «Танец золотого винограда», «Сосны Фороса. Закат», «Восход», «Ноябрь в Форосе. Серебряный свет», «Ослепительный день».

«Как хороши, как свежи розы в ноябре», - хочется сказать, глядя на работы Ольги Кузьминой. Розы и море – это очень по-крымски. Ольга – художник света, солнца и радости. Просмотрев множество ее пейзажей средней полосы и крымских пейзажей сложно отдать каким-то из них предпочтение. Все они хороши.

Розы в Форосе писали все художники. Особо хочется отметить нежные, залитые солнцем на фоне моря розы Александра Горбикова. Или красивый натюрморт с розами Елены Бобровой, на фоне ночного окна.

В Ялтинской художественной сборной на пленэре выступила семья художника Рената Рамазанова – жена Александра Сырбу, сын Руслан и невестка Виктория. Ренат известный крымский портретист, выпускник Симферопольского художественного училища им. Н. С. Самокиша, один из любимых учеников Л. В. Балкинда. Александра в последние годы работает над созданием больших живописных панно, звучных по цвету и динамичных по композиции. Цветовые контрасты спелых красных арбузов, лежащих на светло-зеленой скатерти, подчеркивают их мягкость и сочность. Она справляется и с более сложными колористическими задачами: написать белое на белом или красное на красном. Виктория в этом году окончила Суриковский институт, придерживается реалистической школы живописи. Руслан обучается на шестом курсе Суриковского института, тяготеет к современному искусству. Его работа «Хамам» получила хорошую оценку искусствоведа Л. К. Смирновой, заместителя директора по научной работе Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого.

Олег Калайтанов. Форосские чайки
Олег Калайтанов. Форосские чайки

Сложно на одной газетной полосе подробно рассказать о каждом художнике, тем более выбрать работы для иллюстрации. Поэтому решено выбрать одну картину, которая послужила бы художественным эпиграфом V Форосского академического пленэра и его отчетной выставки. Это работа Олега Калайтанова «Форосские чайки». Ведь творчество – это свобода, это – полет!