Уважаемые посетители канала, недавний опыт судебных дел побудил меня на написание данной статьи. Считаю своим долгом поделиться этой информацией!
В свое время Николай Иванович Пирогов обоснованно пришел к выводу: «Война – это травматическая эпидемия»*
* цит.: Николай Пирогов: «Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии в 1877-1878 годах».
Однако, цитируемое к сожалению, правда, но лишь отчасти. Со времен той войны много что поменялось, появились дроны и ракеты, но человеческие жертвы и потери, в том числе безвозвратные, к сожалению, остались.
Зачастую, в боевых условиях военнослужащие могут пропасть без вести, либо попасть в плен либо погибнуть при таких условиях, при которых от тела человека может не остаться и следа.
Семьи защитников Родины сталкиваются с трудностями поиска информации о своих сыновьях, братьях, отцах, сестрах и других родственниках, которые убыли выполнять свой воинский долг в условиях боевых действий, т.е., в такие условия, где военнослужащему каждый день угрожает непосредственная опасность жизни и здоровью.
Итак, правовые основы признания гражданина пропавшим без вести либо погибшим, изложены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ). Юридические последствия – начинаются с записи акта гражданского состояния, заканчиваются вопросами наследования и распределения наследственной массы между родственниками. Наследственную массу составляет не только имевшееся у военнослужащего имущество (недвижимое, движимое, ценные бумаги и деньги, другое), но и причитающееся к моменту принятия судебного решения и не полученное им денежное довольствие, а также совокупность денежных выплат страхового и компенсационного характера, образуемых в результате наступления факта безвестного отсутствия или смерти (гибели).
В любом случае, вопрос установления юридического факта как безвестного отсутствия, так и гибели (смерти), относится к категории судебного спора, рассматриваемого судом в порядке особого судебного производства.
На этом я хочу остановиться подробнее…
По общим правилам, согласно статьи 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Согласно части 1 ст. 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.
На основании части 2 ст. 45 ГК РФ военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Таким образом, признание умершим, было возможно не ранее чем через пять лет после исчезновения, а в случае с пропажей во время боевых действий — минимум через два года после их завершения.
Однако, новеллой законодательства, принятого в связи с проведением специальной военной операции явилось то обстоятельство, что изменены сроки, определенные как для признания военнослужащего безвестно отсутствующим так и для объявления его погибшим (умершим) в условиях специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения СВО.
Статьей 23 Федерального закона от 14.04.2023 № 120-ФЗ и статьей 24 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ» определено, что положения статьи 42 (т пункта 2 статьи 45) данного Кодекса применяются к гражданам, участвовавшим в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, с учетом новых особенностей.
К особенностям можно отнести то, что сроки объявления военнослужащего как погибшим так и пропавшим без вести, в обоих случаях составили 6 месяцев с момента, когда в течение шести месяцев в месте жительства этого гражданина нет сведений о месте его пребывания, в том числе такие сведения не предоставлены членам семьи этого гражданина командиром воинской части или иным уполномоченным должностным лицом.
При этом, важным моментом является то, что обстоятельства, при которых военнослужащий пропал без вести или возможно погиб, должны были угрожать смертью или давать основание предполагать гибель военнослужащего от определенного несчастного случая.
Перечень территорий к которым применяются новые особенности пока является исчерпывающим, в результате к военнослужащим, выполняющим воинский долг в других территориях и государствах, в том числе в ЦАР и Сирийской Арабской Республике, данный порядок пока не применим.
В обоих случаях гражданский процессуальный закон определил, что ЗАЯВЛЕНИЕ о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.
Заинтересованным лицом может быть как родственник военнослужащего так и командир воинской части, для которого установление любого из описываемых фактов является основанием как для принятия решения об исключении военнослужащего из списков части, так и основанием для выплат денежных средств родственникам военнослужащего согласно распределению наследственной массы, оставшейся после гибели (смерти).
Заявление должно отвечать общим требованиям, установленным законом для искового заявления (ст. ст. 131, 132 ГПК РФ), а также специальным положениям (ст. 277 ГПК РФ). В заявлении обязательно должна быть указана цель признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим. Установление цели позволяет решить вопрос о необходимости установления правового положения гражданина, выявить заинтересованных лиц и т.п. Цель должна иметь правовой характер, т.е. иметь связь с правовыми последствиями признания лица безвестно отсутствующим: получением пенсии по случаю смерти кормильца, разделом наследства и пр. Суды отказывают в принятии заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим, если у заявителя не возникают, не изменяются и не прекращаются какие-либо личные или имущественные права.
Как показывает практика, возможен и факт одновременного наличия в судах как дела о признании безвестно отсутствующим по инициативе командования части, так и дела об установлении факта смерти (гибели) военнослужащего. В любом случае любой процессуальный закон предписывает необходимость приостановления производства по одному делу до вступления в законную силу решения по другому делу.
Поскольку факт признания погибшим влечет бóльшие последствия, в том числе больший объем социальных гарантий и больший размер выплат родственникам, целесообразнее ходатайствовать о приостановлении производства по делу о признании безвестно отсутствующим.
Примером служит дело № 2-1191/2024 Октябрьского городского суда Ростовской области и дело № 2-8787/2024 Химкинского городского суда Московской области. Благодаря грамотно выстроенной тактики представления интересов в суде дело о признании безвестно отсутствующим приостановлено.
Помимо самого факта обращения в суд с соответствующим заявлением необходимо в обязательном порядке после получения вступившего в законную силу решения суда обращаться к нотариусу для определения наследственной массы и вступлении в наследство.
Результативное обращение к нотариусу возможно только если судом установлен факт смерти (гибели) военнослужащего.
Признание человека безвестно отсутствующим не дает никому права на вступление в наследство!
Важно знать, что родственнику военнослужащего, исключаемого из списков части в связи с признанием погибшим или пропавшим без вести положены следующие выплаты и компенсации:
Денежная компенсация взамен продовольственного пайка (абзац 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
Денежная компенсация взамен вещевого имущества (пункт 2 статьи 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
Денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха за участие в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих");
Но это еще далеко не все…
Об определении Порядка осуществления выплат членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу, в случае его гибели (смерти), признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим, гражданина, призванного на военные сборы, в случае его гибели (смерти) каждый федеральный орган власти где предусмотрена военная службы издан соответствующий приказ.
В Минобороны – это приказ Министра обороны Российской Федерации от 18.12.2020 № 695;
В Росгвардии – это приказ ФС ВНГ РФ от 14.02.2023 № 35;
В ФСО - это приказ ФСО России от 17.11.2020 № 222;
В ФСБ – это ПРИКАЗ ФСБ РФ от 04.12.2020 № 552.
Порядок выплат в своей сути у всех указанных органов власти где предусмотрена военная служба является одинаковым. Рассмотрим, что положено родственникам военнослужащего в Минобороны России.
К изложенному выше добавляется:
Обязанность выплаты денежного довольствия военнослужащего, не полученного им ко дню гибели (смерти);
Командир воинской части в 10-дневный срок со дня гибели (смерти) военнослужащего, признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим, гибели (смерти) гражданина, призванного на военные сборы, письменно уведомляет членов семьи об осуществлении выплат.
Члены семьи в двухмесячный срок со дня получения указанного письменного уведомления подают (направляют) командиру воинской части заявление, в котором указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (по месту пребывания), реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, а также документов, подтверждающих родственные или иные отношения заявителя к военнослужащему, гражданину, призванному на военные сборы, счета в банке или иной кредитной организации.
К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения, а также копия указанного письменного уведомления командира воинской части.
Осуществление выплат производится финансово-экономическими органами Минобороны России не позднее 10 рабочих дней со дня издания приказа.
Как правило, одновременно с изданием приказа об осуществлении указанных выплат, в этом же приказе указываются и выплаты компенсационного характера в связи с гибелью, которые составляют значительные суммы.
О дополнительных выплатах семье военнослужащего предусмотрен Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Это следующие выплаты:
Подъемное пособие - в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи;
При награждении государственными наградами Российской Федерации или поощрении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации выплачивается единовременное поощрение за счет средств фонда денежного довольствия военнослужащих. Важно то, что выплата единовременного при гибели (смерти) производится не позднее чем через один месяц со дня истечения шестимесячного срока, в течение которого члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего или умершего гражданина могут обратиться в федеральный орган исполнительной власти где проходил службу погибший;
Единовременное пособие (часть 8 статьи 3 указанного Закона), составляющее на дату написания статьи 4 697 594, 34 рубля;
Ежемесячная денежная компенсация (часть 9 статьи 3 указанного Закона), которая рассчитывается как для инвалида I группы и составляет 21 922, 12 рублей (она делится на всех членов семьи) на дату написания статьи.
О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей Президентом издан Указ от 05.03.2022 № 98 (им, помимо изложенного выше установлена единовременная выплата в размере 5 млн рублей в случае гибели участника СВО).
Стоит отметить, что Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, в случае гибели военнослужащего родственникам предусмотрена страховая выплата в размере 2 968 464,04 руб. на день написания статьи (часть 2 статьи 5 этого Закона).
Кроме этого, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2024 № 1534 утверждены размеры единовременной выплаты лицу, которому в соответствии с указом Президента Российской Федерации установлена единовременная выплата при получении увечья (ранения, травмы, контузии), в зависимости от степени тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), при тяжелом увечье эта выплата составляет 3 000 000 рублей. Вместе с тем, данный нормативный акт является самым новым и единый подход к порядку его применения в случае гибели (смерти) от ранения еще не выработан.
В финале статьи хочу добавить, что факт смерти (гибели) военнослужащего влечет установление пенсии по потере кормильца.
Кроме того, военным комиссариатом каждому члену семьи выдается удостоверение ветерана боевых действий на погибшего военнослужащего.
Следует помнить, что факт участия в СВО позволяет детям военнослужащего бесплатно обучаться в высших учебных заведениях.
Предусмотрены и региональные льготы и выплаты, которых также может быть множество, всего и не опишешь!!!
Уважаемые читатели! За защитой своих прав обращайтесь к профессиональным юристам, понимающим в областях военного права! Это сэкономит Ваше время и деньги!