Найти в Дзене

На свет форосского маяка

Автор - Наталия Сырбу В канун Дня народного единства в санатории Foros Wellness & Park при поддержке Южного отделения Российской академии художеств был открыт V Форосский академический пленэр. Со 2 по 14 ноября двадцать шесть художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Костромы, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Симферополя, Севастополя и Ялты перенесут на холсты многообразие красок крымской осени — и конечно, Черного моря. Художники, работающие на Форосских пленэрах, фиксируют художественный образ Южного берега Крыма, как это делали многие поколения их предшественников. Рисунки, литографии и гравюры, созданные художниками прошлого, дают нам возможность представить, как выглядел Крым в давние времена. Сразу после присоединения Крыма к России к южным берегам отправились многочисленные экспедиции с научными целями, а также для хозяйственного освоения новых территорий. Как известно, фотоаппаратов не существовало, поэтому в каждой экспедиции требовалось присутствие художника «для снятия ви

Автор - Наталия Сырбу

В канун Дня народного единства в санатории Foros Wellness & Park при поддержке Южного отделения Российской академии художеств был открыт V Форосский академический пленэр. Со 2 по 14 ноября двадцать шесть художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Костромы, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Симферополя, Севастополя и Ялты перенесут на холсты многообразие красок крымской осени — и конечно, Черного моря.

 Участники V Форосского академического пленэра. 2 ноября 2024 года
Участники V Форосского академического пленэра. 2 ноября 2024 года

Художники, работающие на Форосских пленэрах, фиксируют художественный образ Южного берега Крыма, как это делали многие поколения их предшественников. Рисунки, литографии и гравюры, созданные художниками прошлого, дают нам возможность представить, как выглядел Крым в давние времена.

Сразу после присоединения Крыма к России к южным берегам отправились многочисленные экспедиции с научными целями, а также для хозяйственного освоения новых территорий. Как известно, фотоаппаратов не существовало, поэтому в каждой экспедиции требовалось присутствие художника «для снятия видов».

С назначением в 1823 году М. С. Воронцова Новороссийским генерал-губернатором начался новый этап в истории Крыма. Он поддерживал тех, кто разделял с ним его «крымский энтузиазм»: спонсировал и покровительствовал «путешествующим с учеными целями», а также поддерживал и поощрял художников. При канцелярии Воронцова состоял на службе известный русский художник-пейзажист, академик Императорской академии художеств Никанор Чернецов, который выполнил серию рисунков дворца Воронцова в Алупке, а также усадеб Южного берега Крыма. Воронцовский дворец, один из самых великолепных архитектурных ансамблей на Южном берегу Крыма первой половины XIX века располагает художественным собранием, которое в течение полутора веков собиралось несколькими поколениями Воронцовых. В коллекции представлены портреты пяти поколений знаменитого дворянского рода. Их авторы – знаменитые живописцы Дж. Ромней, Т. Лоуренс, Л. Гуттенбрунн и др. Начиная с середины XVIII века, портреты Воронцовых писал один из лучших русских художников Д. Г. Левицкий. В селе Андреевском под Владимиром была создана специальная живописная мастерская, где мастерству копирования обучались талантливые крепостные крестьяне. Поэтому практически во всех усадьбах Воронцовых находились копии портретов, написанных русскими и европейскими мастерами.

Пример Воронцова оказался заразителен, поэтому, когда началось активное усадебное строительство на Южном берегу, владельцы дворцов, имений, дач уделяли большое внимание архитектуре своих построек, убранству парков и интерьеров. Приглашались лучшие архитекторы и художники. Каждый дворец, каждое имение и дачка становились местом формирования художественных собраний. Чего только стоит богатейшая художественная история Ливадийского имения с его фонтанами, скульптурами, беседками на полотнах И. К. Айвазовского, Ф. Гросса, Р. Альта, Л. Примацци, М. Зичи.

Особо следует выделить имение купцов Кокаревых в Мухалатке, в котором было собрано роскошное собрание живописи и графики: полотна Г. Семирадского, портреты Д. Доу, акварели К. Брюллова, А. Гауша, С. Судейкина. Приютом муз и граций «серебряного века» стало имение «Новый Кучук-Кой», где творили В. Д. Замирайло, П. С. Уткин, А. Т. Матвеев, П. В. Кузнецов, М. А. Врубель.

Начало художественной жизни в Форосе связано с именем А. Г. Кузнецова — крупнейшего чаеторговца России, щедрого мецената и благотворителя. Вместе с П. М. Третьяковым он состоял в попечительском совете Александровского коммерческого училища, оказывал помощь Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, был почетным членом Московского филармонического общества. Его дома на Малой Дмитровке в Москве, в Осташево и дворец в Форосе украшали произведения лучших мастеров. На его яхте «Форос» - «одного из изящнейших судов всех морей» - также находилась богатая коллекция картин, которые он приобретал в мастерских художников и на выставках. Галерею кузнецовского дворца в Форосе украшали полотна русского пейзажиста Ю. Ю. Клевера, заказанные специально для его интерьера. В коллекцию Кузнецова входили работы К. Е. Маковского «Пробуждение Флоры», «Ребенок с собакой», портрет А. С. Губкина, ширмы «Лето» и «Из воспоминаний о Малороссии». Портрет А. Г. Кузнецова кисти К. Е. Маковского хранится в Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.

Когда имение «Форос» перешло по наследству племяннику Григорию Ушкову, коллекция пополнилась произведениями И. К. Айвазовского, Н. Е. Сверчкова, В. Д, Орловского, А. А. Риццони и других. Амбициозный наследник во всем стремится быть первым: коль в Ялте нет ипподрома, он решает его устроить в Форосе. С этой целью он перевозит из Москвы в Форос беговых лошадей. А «писать портреты орловских рысаков» он приглашает художника-анималиста А. Н. Комарова.

Когда пришли лихие времена 1917-1920 гг. «застрявшими в Крыму» оказались многие деятели искусств, в т.ч. и художники. Они продолжали творить, а свои работы показывали на ялтинских выставках 1917, 1918 и 1919 годов. Когда в конце 1920 года началась национализация, тысячи и тысячи произведений искусства вывозились из южнобережных имений. Часть из их легла в основу Ялтинского художественного музея, который просуществовал в Ялте с 1920 по 1927 год. Ныне собрание находится в фондах Севастопольского художественного музея имени М. П. Крошицкого.

В советское время получило развитие музейное дело в Крыму, весомый вклад в которое внесла искусствовед А. П. Пальчикова, участвовавшая в создании музеев в Алупке, Ливадии и Массандре, в формировании художественных коллекций, включающих произведения советских и крымских художников.

Источником творческих сил для советских художников была творческая дача в Гурзуфе. Художникам выделяли мастерскую, рабочую одежду, зонты, мольберты, подрамники и краски, организовывали поездки на этюды. Но самое главное – там витала ни с чем не сравнимая атмосфера творческого сотрудничества. По итогам двух месяцев работы устраивались отчетные выставки. Это было настоящим праздником для ялтинцев, любителей живописи.

Сегодня мы являемся свидетелями продолжения традиций художественной жизни на Южном берегу Крыма и проявления меценатства.

Образом А. Г. Кузнецова вдохновился участник Форосских пленэров скульптор, председатель Южного отделения Российской академии художеств, академик Сергей Олешня. Весной 2023-го создал скульптурный портрет благотворителя и мецената А. Г. Кузнецова, тем самым воплотил мечту сотрудников санатория увековечить в бронзе память о достойном человеке.

Автор скульптурного портрета А. Г. Кузнецова академик РАХ Сергей Олешня и искусствовед, организатор Форосских пленэров искусствовед, директор санатория «Форос» Эльвира Шрша
Автор скульптурного портрета А. Г. Кузнецова академик РАХ Сергей Олешня и искусствовед, организатор Форосских пленэров искусствовед, директор санатория «Форос» Эльвира Шрша

Этой осенью вновь в Форосе собрались яркие, состоявшиеся художники, представляющие разные регионы России, разные художественные школы. Будем ждать завершения пленэра, а пока насладимся чудесными работами фотохудожника Олега Деркунского, который приехал из совсем уже зимнего Омска погреться на нашем ноябрьском солнышке и вести фотохронику V Форосского академического пленэра.

Елена Боброва. Фото Олега Деркунского
Елена Боброва. Фото Олега Деркунского

Николай Дудченко. Олега Деркунского
Николай Дудченко. Олега Деркунского
Андрей Селенин. Фото Олега Деркунского
Андрей Селенин. Фото Олега Деркунского

Бато Дугаржапов. Фото Олега Деркунского
Бато Дугаржапов. Фото Олега Деркунского

Ирина Митрикова и Олег Калайтанов. Фото Олега Деркунского
Ирина Митрикова и Олег Калайтанов. Фото Олега Деркунского

Наталия Литосова. Фото Олега Деркунского
Наталия Литосова. Фото Олега Деркунского