На этой неделе у ребёнка из группы дважды ломалась молния на комбинезоне, и вся группа оставалась без прогулки.
Первый раз это случилось в начале недели утром уже на улице. Ребёнок принёс "собачку" в руке. Нам с ребятами пришлось спешно убирать игрушки и возвращаться в группу. Я сразу же связалась с мамой ребёнка, сообщила. Мама обещала прислать папу с курткой до вечерней прогулки. К вечерней прогулке куртки так и не было... Папа принес её только к окончанию ужина.
Второй раз молния сломалась во время сбора на улицу вечером, когда почти все дети были полностью одеты. Снова "собачка" оказалась в руке у мальчика. Мне не удалось вставить её на место. Пришлось ребятам раздеваться и возращаться в группу. Когда пришла мама мальчика, она обмотала его своим шарфом и в таком виде он пошёл домой.
Такие истории с молниями на верхней одежде случаются не часто, но регулярно. Вот не могу понять, о чем думают родители в данной ситуации? Ведь происходит это, в основном, в холодное время года. И не на ровном месте случаются такие истории. Обычно проблемы с застегиванием начинаются раньше. Это касается не только сломанных молний, но и других застёжек, пуговиц, завязок (хотя желательно, конечно, чтобы их было как можно меньше в принципе) .
Не менее важный вопрос - отсутствие запасной сменной одежды. Ещё на самом первом родительском собрании мы с напарницей озвучиваем столь важное требование. Но если в младшей группе большинство родителей стараются его соблюдать, то по мере взросления детей количество запасной одежды уменьшается. У некоторых детей её может не быть вообще. Но дети есть дети, и случиться может всякое, какой бы аккуратный ребёнок не был.
Например, дети могут опрокинуть на себя полную чашку воды или неаккуратно помыть руки, сходить в туалет. Могут испачкать одежду во время еды. Или кто-то другой случайно может это сделать. Может порваться даже новая одежда.
Была у меня девочка, у который по шву разъехались новые колготы. Запасных нет, лосин нет. Зима. Родители на работе. Договорились, что с согласия обеих мам запасные колготы девочке даст другая девочка. Или дети опять остались бы без прогулки, а ребёнок пошёл домой в зимних брюках на голое тело. А другая девочка уронила на себя банку с гуашью. Сменной одежды нет. Физкультурную форму мама забрала постирать 🤦♀️ В этот раз на помощь снова пришли другие родители. Но не все родители согласны делиться одеждой своих детей или разрешают одевать на ребёнка чужую одежду. Что делать воспитателю в таком случае?
Ещё один наболевший вопрос - это перчатки в младших группах. Одевать их в таком возрасте сложно, пальцы у ребят ещё плохо слушаются. В группе обычно ходит регулярно человек 20 детей, и больше, чем у половины из них - перчатки. При сборе на прогулку одеть их - то ещё испытание. Можно сделать это и на улице. Но ведь в мороз не выйдешь с голыми руками. Вот и приходится вдвоем с няней спешно натягивать перчатки на детей, пока они не успели взмокнуть. Родители, порой, не задумываются, что в саду мы одеваем целую группу детей, а не одного ребёнка.
Какие советы по поводу одежды для детского сада могу дать родителям?
- Минимум застёжек
Лучше выбирать модели с мягкой эластичной горловиной, которую можно надеть через голову. Шорты, юбки желательно должны быть на резинке, без молний и пуговиц. Платья тоже лучше выбирать без застёжек. Ребёнок должен самостоятельно надевать и снимать свою одежду.
- Одежда и обувь должны быть удобными
Они не должны сковывать движения ребёнка. Одежда должна быть изготовлена из гипоаллергенных тканей. Обувь лучше выбирать на липучках.
- Запасная одежда
Стоит позаботиться о запасе вещей: пара сменных комплектов одежды, тёплая кофта (если будет прохладно в группе), сменные трусики, носочки.
- Верхняя одежда
Лучше выбирать такую, чтобы под ней было минимальное количество слоёв. Так процесс сбора на улицу займёт меньше времени и ребёнку будет проще. Например, сейчас широкое распространение получило термобелье. Его легко одевать, ребёнок, даже если вспотел, не мокрый и ему тепло. Важно, чтобы одежда соответствовала сезону.
- Шапки и варежки/перчатки
Хорошо себя зарекомендовали шапки-шлемы. Они закрывают уши и шею, и дети справляются с ними самостоятельно. При выборе шапки важно обращать внимание не только на внешний вид, но и на практичность (чтобы она не слетала при движении и хорошо закрывала уши) . Обычный шарф желательно заменить на снуд или манишку. Варежки/перчатки лучше выбирать из современных материалов, которые хорошо держат тепло и быстро сохнут.
Чем меньше помощи взрослых требуется ребёнку при одевании, тем более самостоятельным он становится. И соответственно, повышается его самооценка "я могу сам, значит я большой". Очень важно не отбить это желание у ребенка. Понимаю, что не всегда у родителей есть время ждать, чтобы ребёнок сам одевался/раздевался. Но если вы не торопитесь, позвольте ребёнку всё сделать самому. Это важно для его роста и развития.