Найти в Дзене
Канал про Авто

Антифриз: виды, свойства и состав. Как и где выбирать?

Антифриз (в машине)(от греч. ἀντι- — против и англ. freeze — замерзать) — это охлаждающая жидкость (ОЖ) для защиты двигателя от перегрева и замерзания. Её заливают в радиатор через горловину расширительного бачка. Оттуда она попадает по трубкам внутрь двигателя, забирает тепло от горячих деталей и отдаёт его радиатору. Там жидкость остывает и снова возвращается в мотор. Из чего состоит (состав): Автомобильные антифризы состоят, как правило, из смеси воды (около половины состава) и этиленгликоля (реже — пропиленгликоля, который в отличие от этиленгликоля не токсичен, но стоит значительно дороже), а также пакета присадок, придающих антифризу антикоррозионные (ингибиторы коррозии), антикавитационные, антипенные и флуоресцентные (для облегчения поиска течи) свойства. Основные функции и свойства ОЖ: - ОЖ отвечает за нормальную температуру работы бензинового двигателя в 95–105°C. При температурах выше детали двигателя быстрее изнашиваются, поэтому их придётся менять раньше положенного срока

Антифриз (в машине)(от греч. ἀντι- — против и англ. freeze — замерзать) — это охлаждающая жидкость (ОЖ) для защиты двигателя от перегрева и замерзания. Её заливают в радиатор через горловину расширительного бачка. Оттуда она попадает по трубкам внутрь двигателя, забирает тепло от горячих деталей и отдаёт его радиатору. Там жидкость остывает и снова возвращается в мотор.

Из чего состоит (состав):

Автомобильные антифризы состоят, как правило, из смеси воды (около половины состава) и этиленгликоля (реже — пропиленгликоля, который в отличие от этиленгликоля не токсичен, но стоит значительно дороже), а также пакета присадок, придающих антифризу антикоррозионные (ингибиторы коррозии), антикавитационные, антипенные и флуоресцентные (для облегчения поиска течи) свойства.

Основные функции и свойства ОЖ:

- ОЖ отвечает за нормальную температуру работы бензинового двигателя в 95–105°C. При температурах выше детали двигателя быстрее изнашиваются, поэтому их придётся менять раньше положенного срока.

- Прогревает двигатель. Жидкость сохраняет текучесть при низких температурах. Температура замерзания ниже -40°C.

- Защищает металл от ржавчины.Жидкость содержит добавки, которые образуют защитную плёнку на металлических трубках. Она предотвращает коррозию и продлевает срок службы системы охлаждения.

- Смазывает насос. Насос отвечает за циркуляцию жидкости. Если используете антифриз — снижается трение и износ подшипников насоса.

— Температура кипения до +110 °C. Двигатель не перегреется и не закипит в жару или при большой нагрузке.

— Кавитация. Это процесс образования в жидкости пузырьков пара, которые схлопываются и повреждают металл. Антифриз предотвращает этот процесс.

— Вспениваемость. Антифриз содержит добавки, которые не дают образоваться пене и ухудшить теплоотвод.

— Воздействие на резину. Состав ОЖ не разрушает резиновые шланги и прокладки.

Виды Антифриза:

Жидкости различаются по составу и свойствам, сроку службы и эффективности в конкретных случаях использования.

Основных видов антифриза — четыре: неорганические, органические, гибридные и лобридные (Название вида указано на этикетке канистры):

  • Неорганические антифризы (IAT)

Содержат силикатные добавки, фосфаты и карбонаты. Эти компоненты предотвращают коррозию и отложение накипи. Они обеспечивают хорошую защиту, особенно для старых автомобилей. Срок службы — около 2 лет или 50 000 км пробега, поэтому антифриз меняют регулярно. Рекомендуются для автомобилей, выпущенных до 2000-го года.

  • Органические антифризы (OAT)

Не содержат силикатов и используют органические кислоты, такие как карбоксилаты. Они менее агрессивны к металлическим деталям, поэтому обеспечивают длительную защиту от коррозии и накипи. Срок службы достигает 5 лет или 250 000 км пробега. Подходят для современных автомобилей с алюминиевыми деталями.

  • Гибридные антифризы (HOAT)

Сочетают свойства неорганических и органических антифризов. Они содержат силикатные и органические кислоты, поэтому обеспечивает хорошую защиту от коррозии и отложений. Срок службы составляет около 3-5 лет. Рекомендуются для большинства современных автомобилей и могут использоваться в смешанных системах, которые используют для охлаждения жидкость и воздух.

  • Лобридные антифризы (SiOAT, NOAT, POAT)

Используют комбинацию органических и неорганических добавок, включая силикатные и карбоксилатные компоненты. Они защищают металлические детали от коррозии, накипи и отложений. Рекомендуются для новых моделей автомобилей и используются до 5-7 лет.

Различными производителями автомобилей и иной техники, а также национальными регулирующими органами установлено множество вариантов спецификаций для антифризов.

Широкую известность получила, в частности, спецификация TL 774, установленная фирмой Volkswagen для антифризов, используемых для конвейерной заливки в автомобили этой марки, а также их технического обслуживания. В соответствии с ней антифризы разделяются на пять категорий — C, F, G, H и J (иногда также упоминаются как G11, G12, G12+, G12++, G13 — эти обозначения, в отличие от приведённых ранее используемых во внутренней документации компании, являются более «маркетинговыми», в частности, упоминаются в пользовательских инструкциях к автомобилям). К каждой из категорий антифризов предъявляются специфические требования в отношении состава, цвета и характеристик, кроме того, спецификация содержит общие требования к качеству используемых в производстве антифризов компонентов — воды, этиленгликоля, глицерина и т. д., а также — указания в отношении методики проведения лабораторных исследований образцов антифризов на соответствие данной спецификации.

Данная спецификация изначально была предназначена сугубо для внутреннего использования компанией Volkswagen, но в России в силу исторических причин может использоваться для маркировки любых антифризов, вне зависимости от их отношения к продукции VW и наличия у них допуска этой фирмы, а её категории (обычно в виде G11, G12 и так далее) могут использоваться как общее «родовое» название всех антифризов со схожим составом (например, G11 — для антифризов с неорганическими ингибиторами коррозии).

Другими производителями автомобилей и иной техники используются свои спецификации для охлаждающих жидкостей, к примеру, General Motors GM 1899-M и GM 6038-М, Ford WSS-M97B44-D, Komatsu KES 07.892, Hyundai-KIA MS591-08, Renault 41-01-001/-S Type D, Mercedes-Benz 325.3 и т. д.

Лично мне больше знакома и привычнее маркировка от VW. По-этому буду использовать эти аббревиатуры.

Маркировки антифриза G11, G12, G12+, G12++ и G13:

Маркировка указывает на тип и характеристики жидкости. Она есть на этикетке канистры и содержит информацию о классе, температуре замерзания и кипения, а также о соответствии стандартам качества.

  • G11. Маркировка для традиционных антифризов на основе этиленгликоля с неорганическими присадками. Использовались на автомобилях до 2000-го года выпуска. Быстро теряет свои свойства, поэтому меняется каждые 2 года.
  • G12. Жидкость содержит карбоксилатные кислоты, которые защищают двигатель от коррозии и накипи. Подходит для автомобилей выпущенных около 2000-го года. Срок "службы" приблизительно 5 лет, при правильной эксплуатации (то есть не смешивать, например, с G11).
  • G12+ и G12++. Это своего рода рестайлинг марки G12. Они содержат как органические, так и неорганические добавки в своём составе. Антифризы под маркой G12+ и G12++ борются с ржавчиной в системе охлаждения и не дают ей разрастись. Используются для автомобилей около 2010-го года выпуска.
  • G13. Новейший стандарт антифризов для новых автомобилей. В составе — силикаты и другие добавки, которые обеспечивают наилучшую защиту от коррозии и накипи. Антифризы линейки G13 подходят для автомобилей после 2010-го года выпуска.

Отличие по цветам:

Цвет антифриза зависит от маркировки:

G11 — синий и зелёный;

G12 и G12+ — красный;

G12++ — фиолетовый;

G13 — жёлтый.

Смешивать антифризы разных цветов нельзя — при взаимодействии присадки разного типа могут снизить защитные свойства ОЖ. Результат — перегрев двигателя и дорогой ремонт.

Нужный тип и цвет антифриза для вашего авто указан в сервисной документации. Если у вас такой нет — узнайте у дилера или у бывшего хозяина автомобиля. Опять же, если нет такой возможности то поменяйте ОЖ полностью, с промывкой (можно использовать дистиллированную воду), после продуть систему давлением воздуха и залить новую ОЖ.

Как проверить состояние антифриза?

Качество антифриза определяется без специальных знаний.

— Осмотр: оригинальный антифриз всегда прозрачный и цвет должен быть насыщенным.

— Запах: стандартный антифриз имеет лёгкий сладковатый тон, а некачественная жидкость — резкий химический запах.

— Уровень жидкости. Проверяйте уровень антифриза в расширительном бачке как можно чаще. Если уходит, значит нужно искать течь и устранять.

— Наличие осадка. В таком случае трубки забиваются, что приводит к перегреву двигателя.

Как и где купить?

Приобрести ОЖ можно в любом автомобильном магазине вашего города, а учитывая то в каком мире мы живем то эту чудо-жидкость можно купить в крупных продуктовых супермаркетах.

Антифризы поступают в продажу как в готовом к работе виде, так и в форме концентрата, который потребителю необходимо разбавить водой, желательно — дистиллированной.

Вот Вам лайфхак: если вдруг, не знаете какой антифриз рекомендует ваш автопроизводитель, но Вам ОООООЧЕНЬ интересно, скачиваете любое приложение для заказа автозапчастей, где возможен поиск по VIN номеру. На пример, приложение Автодок, пошагово, в галерее ниже:

Спасибо за внимание! Поддержи лайком и подпиской за старание!))