Многие не осознают значения имени, произнесенного вслух или в уме какого-либо человека. Когда мы произносим имя любимого и близкого нам человека, перед нами встаёт его образ, его черты характера, его отношение к нам. В сердце просыпаются по отношению к нему чувства любви, нежности, уважения.
Наша душа как бы заполняется образом любимого, сливается с ним. Это невидимое единение сильно влияет на нас.
Например, ваш друг, отличался жизнерадостностью. Вы вспомнили, и ваша душа наполнилась радостью. Грусть заменилась бодростью. В образе любого человека есть образ Божий!
Отец Иоанн говорил:
"В имени человека - душа человека".
Из выше сказанного, можно сделать вывод, имя человека вызывает его образ. Если образ нами любим, то он вливается в нашу душу, объединяется с нами, и влияет на наши чувства и ощущения.
Если образ нам не приятен, то в душе испытываем чувство неприязни.
Также на нас будут влиять понятия и предметы. Если мы слышим название какого-то порока, то наша душа наполняется отвращением. Если кто-то произносит вслух имя родного местечка, то на сердце набегает волна умиления.
Как мы видим, наименование для нашей души - есть сама сущность личности, предмета. У нас и должно быть то же отношение, как к самой личности или предмету.
Вот почему евреям была дана заповедь:
"Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно".
С огромным благоговением надо произносить имя Иисуса Христа, через Которое все "начало быть" (Ин. 1, 3) и Которым все управляется.
Есть такие великие имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святой Дух, или Отец, Слово и Святой Дух, призванные с живою сердечною верою и благоговением, или воображенные в душе, суть Сам Бог и низводят в нашу душу Самого Бога в трех лицах.
В имени Иисус Христос, весь Христос - душа и тело Его, соединенные с Божеством.
С благоговением надо произносить имя Пречистой Матери Господа Иисуса Христа.
Свет для нас ближе солнца: он нас освещает, согревает и питает энергией. Имя - это свет от сущности образа. Имя же Бога - имеет в духовном мире то же значение, что свет в физическом мире для растений и животных.
Мы можем постигнуть освящающую, просвещающую и очищающую силу святых имен, действующих на нашу душу, на наш разум и сердце и через это - на всю нашу жизнь.
Софроний про старца Силуана говорил:
"Имя Духа Святого, как и имя Господа и другие имена Божий неизменно вызывали в его душе живой отклик - чувство радости и любви".
Отсюда мы можем понять силу молитвословий, преисполненных святых имен и понятий.
"Всякий, кто призовет имя Господне - спасется" (Деян. 2, 21, Иоил. 2, 32).
"Именем Моим будут изгонять бесов" (Мк. 16, 17)
Отсюда берёт сила "Иисусова молитва", при которой произнесение святого имени Господа Иисуса одухотворяет душу.
Чем глубже образ Христа западает в сердце, тем сильнее единение духа с духом Господа, тем сильнее освящающая сила молитвы.
Подобно действию имени Бога, Господа Иисуса Христа, Святого Духа и Святой Троицы, будет действие имен и тех, в кого вселился Святой Дух, в душе которых "изобразился Христос" (Гал. 4, 19).
Это имя Божьей Матери, таких святых понятий - крест, истина, Христова любовь, смирение, вера, молитва.
Все они возвышают душу христианина и ведут его в обитель святости и праведности.
Отец Иоанн говорил:
"Благодать присуща каждому церковному слову, ради обитающего в Церкви ипостасного, вочеловечившегося Божия Слова, Которое есть Глава Церкви.
Да и всякое истинное доброе слово имеет соответствующую ему силу, ради всенаполняющего простого Божия Слова. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою. Ибо Слово есть Сам Зиждитель - Бог, и Словом от небытия в бытие все приведено".
Икона, картина, фотография также воспроизводят в душе образ, и объединяют её с этим образом.
Отсюда, огромное сокровище для христианина - это изображения святых и светлых образов (Иисуса Христа, Богоматери, святых и духовных людей).
"Бог во святых почивает и в самом имени их, в самом изображении их, только с верою надо употреблять их изображения, и они будут творить чудеса".
Это слова отца Иоанна.
Как-то одного старца спросили:
"Как приблизить себя к Господу?" Он дал такой ответ: "Достаньте хороший образ Иисуса Христа во весь рост и натуральную величину и поместите его в своей комнате".
Все святые изображения должны быть всегда перед глазами.
Среди образов особое место занимает знамение Креста. Значение таково. Знамению Креста принадлежит сила Самого Господа, победившего сатану. Отсюда и обряд в Церкви, частого ознаменования на себе крестного знамения.
В действии на душу имени и изображений надо учитывать также закон "резонанса", т. е. отзывчивости души к определенным именам и образам на основе симпатии и тяготения сердца человеческого к этим именам и образам.
Если тянется сердце к духовному свету, то все светлые имена и образы будут сильно воздействовать на него и глубоко входить в нашу душу.
Наоборот, все неприятное не будет его затрагивать, ни занимать ума и лишь скользить в мыслях.
Вот почему образы и имена в молитве глубоко волнуют и умиляют очищенное сердце человека, и не занимают мысли, порабощённые суетой.
Противоположное действие производит произнесение скверных имен, ругательств и всяких постыдных слов - всё это объединяет душу человека с тёмной силой.
Также порочит душу и пренебрежительное отношение человека к святым и святым изображениям.
Нельзя хранить христианину скверные изображения. Этим мы также будем служить Иисусу Христу.
В заключении, хочу сказать, пусть перед вами всегда будут образы любимых людей и святых! Пусть сердце Ваше наполняется Христовой любовью!
Да хранит вас Господь!