– Нечего сказать, пригрел змею на груди Аркаша! Сколько добра он для тебя сделал, неблагодарной! И что в ответ получил?!
Зоя внимательно слушала свою свекровь, изо всех сил стараясь не пропустить ни одного слова. Они больно жалили сорокалетнюю женщину, но она терпела. Она поклялась себе, что это будет последнее унижение в ее супружеской жизни с Аркадием. Впереди предстоял развод…
– Ясно было с самого начала, что от тебя можно ждать! – брызгая слюной, продолжала лить яд пожилая дама. – Как я умоляла сына не жениться на тебе! Ну, кто же мать слушает, когда “ночная кукушка” запела! Сынок мой лопоухий души в тебе не чаял, а ты, кобра, воспользовалась этим!
Зоя проглотила и это, чувствуя, что откровения свекрови на этом не закончатся.
– Как покойный Давид был против этого брака! – не унималась Ираида Львовна, стараясь выдавить скупую слезу. – Как он отговаривал сына, да все без толку! Ты же обвила его, как анаконда и давай своей любовью душить!
– Вы все сказали? – осторожно спросила Зоя, как только свекровь всхлипнула.
Ей очень хотелось вставить хоть слово в свою защиту, напомнив Ираиде, что свекор очень любил свою невестку и всякий раз защищал от нападок жены.
– Помолчи, когда правду тебе говорят! – шмыгнув носом, приказала свекровь. – Взяли моду старшим перечить! Я свою свекровь пуще матери почитала и слова боялась поперек сказать! Эта женщина мне мужа вырастила и всю жизнь помогала! А ты, змеюка, только и знаешь, что спорить со мной!
– Еще раз спрошу - вы все сказали, Ираида Львовна? – спокойно перебила ее Зоя. – Мне надо идти. Вопрос о разводе решен и ваши упреки мне сейчас совершенно ни к чему.
– Ничего, еще приползешь! – ядовито ухмыльнулась та, доставая белоснежный кружевной платочек. Она любила изысканные вещицы и Зоя иногда дарила ей что-то оригинальное.
“Пользуется.., – отметила про себя женщина, глянув на платок, – а ведь швыряла мне его в лицо…”
– Я лучше в другую сторону “поползу”, как вы выразились, – ответила Зоя, убирая мобильный телефон в сумочку. – Как-то я уже наползалась перед вами - достаточно! И довольно в меня дерьмо кидать - я не заслужила такого отношения!
– А чего ты заслужила, интересно?! – возмутилась Ираида. – Сын мой для тебя все сделал! Ты забыла, кем ты была, когда он тебя к нам в дом привел?! Ни образования, ни имущества - ничего у тебя не было! Только, что семья хорошая и все!
– Ну, это не мало, – улыбнулась Зоя уголками губ. – Что-то ведь было во мне такое, что заставило Аркадия пойти со мной в ЗАГС? Может я была доброй, чистой девочкой, которая смотрела на него, как на бога? И это очень нравилось Аркаше. Он почувствовал свою силу и стал стараться соответствовать этому? Карьера его в гору пошла, финансы стали стабильны - все при мне случилось. Или это исключительно его заслуга?
– Разумеется! – усмехнулась Ираида Львовна. – Уж не думаешь ли ты, что это твоими стараниями Аркаша бизнес выстроил? Ты, как была пустоголовой, так и осталась! Это ты за мужем такой стала! Сама ты ничего из себя не представляешь!
– Разумеется, Ираида Львовна! – согласилась Зоя. – Только как-то из головы у вас выпало, что я прекрасный адвокат и у меня своя практика! С этим фактом что нам делать?
– Так это опять все благодаря Аркаше! – не унималась свекровь. – Если бы не он, ты бы никогда не закончила университет! Как он настаивал на твоем образовании! Хотел, чтобы его жена умная была! Вот, выучил на свою голову, а она на развод подала!
– Соглашусь, Ираида Львовна! – кивнула Зоя. – Только не будем забывать, что за меня он не учился, диплом не защитил и на работу не устроился! Свою карьеру я сама делала! И все это, заметьте, без отрыва от семьи! С моими детьми никто не сидел - все сама успевала!
– А ты как хотела?! – вытаращилась на ее наглость Ираида. – Раз нарожала, так будь добра - крутись, милая! Зачем ты замуж выходила?
– Ну, вообще-то, это наше совместное с Аркадием решение было - детей завести! – не выдержала Зоя, слегка повысив голос. – И мы прекрасно справлялись с этими заботами - к вам редко за помощью обращались!
– Конечно! Боялась, что корона с головы упадет! – поджала губы свекровь. – Нет бы прийти да покланяться! Мол, посидите, мама - не справляемся без вас! Так нет, легче нянек нанять, чем родную бабушку попросить!
– Ну, начнем с того, что “родная бабушка” не горела желанием с внуками сидеть! – припомнила ей Зоя. – То санатории, то массажи, то подруги с преферансом - не до пустяков, как говорится! Вы меня раз отфутболили, два отшили и я поняла, что помощи от вас не дождешься! Ничего, справились - выросли ваши внучки!
– Вот-вот! Это все твое воспитание - их в гости не дождешься! – обиженно перебила ее Ираида. – Сама меня ненавидишь и девочек этому научила!
– Да никто их не учил, Ираида Львовна! – в сердцах выдохнула Зоя. – Чего вы все придумываете?! Не надоело меня во всем обвинять? Не приходит в голову, что дети далеко не дураки и понимают, что бабушке они совсем не нужны - она вечно собой занята!
– А что же по твоему, я должна себя в чем-то ущемлять? Извини, у меня своя жизнь имеется! – распалялась все больше Ираида. – И я не нанималась у тебя в прислуге быть! Нормальные женщины сами справляются со своими детьми, между прочим! А такие, как ты, только и могут перекладывать ответственность на других!
– Есть факты, подтверждающие это? – приподняла бровь Зоя, включая юриста внутри себя. – Приведите хоть один пример ситуации, когда я так делала!
– Ты тут мне допрос-то не устраивай! – рявкнула на нее Ираида, чувствуя, что теряет контроль над собой. – Не в суде!
– Вот именно! Так, что советую вести себя адекватно - мы с вами теперь почти чужие люди и выслушивать ваши бредни и оскорбления в свой адрес я не обязана! – выдала Зоя. – Скажите спасибо, что я лично зашла к вам сообщить о разводе!
– Конечно! Стыдно тебе за то, что семью развалила, вот ты и пришла вину свою загладить! – не унималась свекровь.
Она понимал, что крыть ей уже нечем и отбивалась от Зойкиных слов как могла. Ираида Львовна была напугана предстоящим расставанием своего сына Аркадия и этой непутевой женщины, которая решилась на этот безумный, по мнению Ираиды, шаг.
– А за что мне должно быть стыдно? – изумилась Зоя, остановившись на секунду.
Она хотела было уже покинуть разбушевавшуюся не на шутку пожилую женщину, но последние ее слова заставили тормознуться.
– Да перед Аркашей тебе должно быть стыдно, змея ты такая! – прошипела снова Ираида Львовна.
– Ну, дальше! За что конкретно? – уперла руки в бока Зоя.
Ей порядком надоел весь это разговор с оскорблениями и претензиями. Женщина искренне не понимала, что такого она сделала, чтобы выслушивать все это. Зоя не заводила любовника, впрочем как и Аркадий. То есть, она была примерной женой и матерью, покладистой снохой, востребованным адвокатом - кем угодно, только не “змеей”.
– Вы, видимо, не до конца понимаете, Ираида Львовна, причину нашего развода с Аркадием! – начала она тихо, но с угрозой в голосе. – Так я вам сейчас популярно объясню! Мы разводимся потому, что больше не можем быть вместе! Этого вполне достаточно, чтобы развестись! Аркадий много сделал для меня и я ему благодарна за это! Равно, как и он мне - я была рядом в самые непростые времена его карьерного роста и никогда не предавала своего мужа! Вместе мы прошли очень многое, но больше дать друг другу мы ничего не можем! Поэтому мы решили отпустить друг друга, а не мучить своим присутствием!
– Ты хоть слышишь себя?! – сорвалась на хриплый крик пожилая женщина. – Ты в своем уме?! Как можно развестись, имея двух детей в браке, прекрасный дом и нормальную семью?! У вас у обоих крыша едет?! Или это ты ему предложила, а он, дурак, согласился?! Конечно, всегда тебе в рот смотрит!
– Смотрел.., – машинально поправила ее Зоя, – все в прошедшем времени…
– Поучи меня еще! Замечания свои для адвокатской конторы прибереги! – не сдавалась Ираида Львовна. – Больно умные все стали! Нет, чтобы за мужа держаться, да семью хранить, они подолом метут - карьеру строят!
– Такое время, Ираида Львовна! – развела руками Зоя и глянула на настенные часы. Они показывали без пятнадцати три.
– Мне пора, если вы все сказали, – глянула она на свекровь и увидела, что пожилая женщина как-то сгорбилась, теребя на груди бант на шелковой блузке. Ее лицо напоминало печеное яблоко, такое же сморщенное и коричневое.
“А печень то никудышная.., – по привычке подумала сноха, – надо бы Аркашке сказать, чтобы врачу ее показал…”
– Ну и иди себе! – обижено поджала губы Ираида. – Никому дела до меня нет!
– Ну, зря вы так! – улыбнулась Зоя. – У Аркадия теперь больше свободного времени будет - вот и пообщаетесь!
– Да я тебя, кобру, чаще видела, чем сына своего.., – пробормотала женщина себе под нос.
– Все будет хорошо, Ираида Львовна! Вы берегите себя! – сделала она к ней шаг. – И простите меня, если что не так было…
Ираида подняла свои мутные от старости глаза и снова прищурилась, словно хотела получше рассмотреть свою сноху. Женщина понимала, что ничего нельзя исправить - сын и невестка всерьез решились на развод.
– Иди с богом.., – нехотя выдавила она, снова поправив бант на груди. – Видеть тебя не могу… Чтоб ты была здорова…
Зоя подошла к ней и обняла полные плечи дородной старухи. От нее пахло “Рижской сиренью”, лаком для волос и чесноком, который она принимала дольками, как лекарство для разжижения крови.
– Может мне вашего ворчания еще и не хватать будет.., – проговорила Зойка в седые волосы свекрови.
– На похороны не забудь прийти, кобра ты этакая.., – скривилась Ираида, но обнять себя дала.
– Поживете еще! – улыбнулась Зоя, погладив ее по плечу. – Прощайте…
Зоя вышла, не оборачиваясь и не увидела, как крупная слеза скатилась по морщинистой щеке пожилой женщины. Ираиде Львовне хотелось рвать и метать, но она привыкла не показывать своих слабостей. Особенно, когда зрителей вокруг не наблюдалось…
– Ну, что мама? – спросил Аркадий, как только Зоя села к нему в машину. – Скандалила?
Он ждал жену возле подъезда, когда та сказала, что сама сообщит матери о их разводе. Попадать под ураган материнских проклятий Аркадий не спешил. Он прекрасно знал, что маман не обрадует тот факт, что ее сыночек теперь одинокий сорокалетний разведенный мужчина, да еще с алиментами и разделом имущества. У него просто язык к небу прилипал, как только он представлял, что придется рассказать о переменах в своей жизни. Надо было знать Ираиду Львовну с ее напором, чтобы решиться на такое безумие.
– Мама в шоке! – ответила Зоя, шумно выдохнув. – Короче, женила я тебя на себе, детей необдуманно нарожала, а ты в это время ночей не спал и думал, как бы из меня человека сделать! Это, если кратко! А так - место мое в серпентарии среди моих родичей. Где же еще кобрам, змеям и анакондам жить?
– Все так и вывалила? – уточнил Аркадий, закатив глаза.
– А ты сомневался? – улыбнулась Зоя, похлопав его по руке. – Надо знать твою мамулю, чтобы не питать иллюзий! Вечно я тебя эксплуатирую! Теперь вот заставляю развестись со мной!
– Ну, ты же ей объяснила, что это наше обоюдное решение? – с надеждой спросил он.
Аркадию совсем не улыбалась перспектива предстоящего разговора со своей матерью и он очень надеялся, что Зоя ей все популярно разжевала.
– Аркаш, я пыталась! – прижала она ладони к груди. – Но, она же только себя слышит! Впрочем, как обычно…
– О, господи.., – взмолился Аркадий, – меня точно сожрет…
– Ничего, свыкнется! Куда ей деваться? – подбодрила его Зоя. – А ты не поддавайся! И так она тебя шпыняет всю жизнь. Не надоело? Тебе за сорок, а ты все на задних лапках перед ней скачешь!
– Зой, прекрати ради Христа! – по-детски вздохнул крупный, как медведь мужчина. – Хоть ты то меня не добивай…
– Не буду! – хохотнула Зойка. – Тебе и без меня достанется! Просто Ираида Львовна из другого поколения, когда развод был чем-то вроде конца света. Слава богу, сейчас с этим проще - люди перестали цепляться за то, чего уже нет. Ей, конечно, сложно это принять...
Она посидела еще пару минут молча, представляя разговор своего мужа со свекровью, поняла, что спектакль будет душераздирающим, с заламыванием рук и фонтаном слез, и сказала:
– Аркаш, ты справишься! Раз уж мы решили разойтись, то надо держаться до конца! Нам еще детям как-то все это объяснять придется… Девочки тоже будут в шоке…
Аркадий вздохнул и покосился на Зойку - на секунду ему показалось, что зря они затеяли свой развод.
– Может мы поспешили? – осторожно спросил он.
– Аркаш, ну ты чего?! – уставилась на него жена. – Все уже сто раз обговорили! Чего тянуть -то?! Мы с тобой почти двадцать лет прожили, все у нас хорошо было! Только настолько притерлись, что уже как соседи живем! Чего ждать-то?! Скоро ты налево поглядывать будешь - мужик ты еще не старый. А потом я узнаю об этом и начну мстить, доказывая самой себе, что я еще очень ничего… Ты этого хочешь? Чтоб тебе и мне больно было? Может честно признаться самим себе, что отношения закончились, что ничего внутри у нас нет давно, да и разойтись по-хорошему? Мы взрослые люди, далеко не дураки, работа есть, жилье тоже - что мешает быть счастливыми? Ты знаешь, сколько я насмотрелась этого в зале суда? Там такие баталии разворачиваются - диву даешься! У меня один вопрос всегда возникает - вы как до жизни такой дошли? Почему не сели, не поговорили, не решили все до того, когда трагедия разыгралась?
– Это все конечно правильно - мы порядочные люди.., – протянул Аркадий, глядя в сторону, – только странно все это… Жили мы себе, строили отношения, бизнес, дом, квартиру, а потом все это куда-то делось… Зачем тогда все это надо было?
– Ну, во-первых, имущество нам с тобой и после развода пригодится! – тормознула его Зойка. – Не забывай, у нас две дочери - им приданое вскоре понадобится. А, во-вторых, мы сами еще люди не старые и вся жизнь впереди! Я не жалею, что мы с тобой столько сил вложили в то, что имеем! Ну, это же глупо висеть камнем на шее друг друга, понимая, что ничего уже нельзя вернуть! Аркаша, мы же ненавидеть себя скоро будем! Ну, не хочу я ненавидеть ни себя, ни отца своих дочерей! Ты прекрасный человек, да и я тоже не “кобра”, хоть Ираида Львовна уверена в этом! Поэтому, давай не будем сейчас обманывать себя по поводу всяких там вторых шансов - ничего нельзя перезапустить, как бы не хотелось в это верить… Надо просто отпустить друг друга и все!
– Ну ведь были же счастливы, Зой.., – тихо сказал Аркадий. – Куда оно все девается?
– Да никуда счастье не девается, Аркаша! – улыбнулась Зойка. – Оно с нами навсегда останется! Правда, в прошлом… Но, ведь это было здорово, согласись? Как рассветы встречали, помнишь? Как на озере купались голышом, пока никто не видит? А девчонок как качали по очереди, когда у них зубы лезли? А ветрянку помнишь у малой? Ты тогда пузырек с зеленкой на нее опрокинул и растер по всему телу, а я пришла и обалдела - ребенок на лягушку был похож!
Аркадий рассмеялся, вспомнив обескураженное выражение ее лица, когда он протянул ей дочку, окрашенную в зеленый цвет.
– Ты тогда еще спросил - “на доллар не похожа?”, – рассмеялась Зойка.
– Помню, что ты меня чуть не убила, – хохотнул в ответ Аркадий, – орала, как резанная!
– А что же тебе, талоны на усиленное питание надо было выдать? Папаша, тоже мне!
– Ну, вот руки затряслись тогда, молодой был…
– Вот видишь - мы никогда не забудем это, Аркаша! Просто последнее время мы стали мало вспоминать друг о друге - работа, карьера, деньги… Вот и ушло то главное, ради чего мы поженились и девочек родили. Заматерели, что ли… Панцирем обросли, а душа под ним жесткой стала… Я тоже хороша - окунулась в адвокатство, понеслись дела одно за другим и не заметила, как чужими мы друг другу стали… Может и не надо было карьеру делать, только мне самой себе доказать хотелось, что я тоже чего-то большего стою, нежели детям сопли подтирать да тебя ужином встречать…
Аркадий смотрел на эту женщину, которая когда-то была смыслом его жизни и понимал, что пропустил в ней что-то главное. Ему все время казалось, что она счастлива, когда крутится между домом, детьми и адвокатурой. Зойка никогда не жаловалась - она вспыхивала, как пионерский костер, когда хваталась за новое дело и горела, потрескивая азартом, пока суд не выносил приговор.
Как он пропустил тот момент, когда Зойка начала смотреть на него равнодушным взглядом, он не помнил. Да и его глаза все реже останавливались на ее стройной фигурке, затянутой в строгий деловой костюм. Она стала напоминать ему учительницу физики в восьмом классе - очень стервозную особу, раздающую двойки налево и направо…
– Аркаша! Ку-ку! – отвлекла его от воспоминаний Зоя, дернув за рукав. – Мне пора! У меня клиент через полчаса! Давай, на связи…
Она чмокнула его по привычке в щеку, выпорхнула из машины и зацокала каблучками по асфальту, покачивая стройными бедрами.
“А ведь она еще очень ничего.., – подумал Аркадий, провожая взглядом фигурку почти бывшей жены. – А может нашла уже кого? Странно все это - обычно женщины стараются брак сохранить, а моя сама разговор завела. Мол, все у нас тобой закончилось и чего кота тянуть понятно, за что… Как-то неожиданно все это… Эх, Аркаша! Вот тебе свободу дали, о которой все мужики мечтают и что ты теперь с ней делать будешь? А может Зойка права? Начну все сначала, чем черт не шутит - вдруг и правда все еще впереди?”
Он дождался, когда Зойка отъедет с парковки возле дома его матери, подмигнул себе в зеркало заднего вида, вздохнул и отправился к Ираиде Львовне - та давно наблюдала за его машиной из своего окна.
Ей не терпелось вразумить своего сына, чтобы он не валял дурака и вернул эту “непутевую кобру” в лоно семьи…
Спасибо за внимание!
Благодарю за лайки, подписки и комментарии!
На канале есть истории, которые отзовутся в вашем сердце!