Найти в Дзене
Алексей Пермяков

Урок от Асада

Новости из Сирии показывают настоящий обвал фронта, утрату сопротивляемости и потерю власти Асадом. Характерно, что отечественные СМИ в некоторой растерянности и выдают новости по Сирии скупо и исключительно констатируя факты. А интернет-эксперты настоятельно требуют извлечь уроки из стремительного краха сирийского правителя.

Как говорил классик: «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться». Допустим некоторую банальность и чрезмерную очевидность высказывания Владимир Ильича – любой живой организм должен сопротивляться неблагоприятным условиям, тоже самое относится и к государствам. Кстати, в отличие от сирийского случая, украинский противник пока не демонстрирует признаков массового разложения, и поголовной утраты сопротивляемости. И Запад, который всё гниёт, но пока что-то не собирается подавать явных признаков смерти.

В связи с этим, важнейшие исходные данные для выводов и уроков заключаются в ответах на достаточно простые вопросы: почему в сирийском и афганском случае власть оказалась пустышкой, мгновенно, как в Афганистане или чуть с задержкой, как в Сирии, лопающаяся от незначительного воздействия? И, напротив, почему уродливое государство «Анти Россия» третий год показывает устойчивость, несмотря на достаточно энергичный военный нажим и тридцать лет «подготовительного» периода отсутствия каких либо преимуществ над «антиподом».

Вполне понятно, что власть должна быть жестокой и совершенно не боящейся крови. Хотя жестокость является сильнодействующим «лекарством», она должна применяться парадоксально - либо минимально, но точно, либо широко и максимально жестко. Как видно, украинская хунта справилась с данным заданием намного лучше Асада или его афганского «коллеги».

-2

Второй вопрос – об идеях, движущих события. Асад, как видно, не смог предложить Сирии ничего, кроме «ужаса без конца». Вполне вероятно, у него для того не было ни идей, ни ресурсов. Печально, что и не преемника. Очень интересно, что с идеями получится у его революционных сменщиков. А вот противопоставить украинской идее «незалежности», пожененной на идее «Анти России» пока нечего, кроме методичного отстрела готовых защищать эти химеры с оружием в руках. Проблема в том, что враждебные идеи нашли хорошее финансирование, а главные выгодополучатели на украинской стороне странным образом неприкосновенны. Главное даже не это. Пока в России нет комплекта идей, которые позволяли бы всерьез увлечь общество и союзников по миру. Идея панславизма оказалась нежизнеспособной еще в царское время, а русский мир – лишь его бледная копия. С идеями коммунизма вышло намного эффектнее, но сами они оказались для России бесперспективными и неимоверно дорогостоящими. С тех пор, с идеями на отечественные просторах не очень густо. Власти попробовали почти полную свободу, оставив себе «малость» управления политикой и финансами. Но, не учли, или посчитали несущественным нюанс, безраздельно освободившиеся, первым делом, освободили себя от всяческих моральных устоев. На смену потерпевшей крах коммунистической идеологии пришли принцип целесообразности и успеха любой ценой. Именно тут кроется разгадка парадокса, что кормящиеся с руки государства оказались первыми в череде его предателей.

Таким образом, главный урок для любого государства из краха Асада в том, что оно должно работать. Над культурой, не позволяя ей скатиться в бизнес-проект дурновкусицы и враждебности к «кормильцам». Над бизнесом, не позволяя ему перерождаться в компрадорство. Над наукой, не позволяя ей скатиться в освоение бюджетных средств. Над благосостоянием общества, давая возможности, а не подачки. Над нравственностью, не сводя ее к показушным поркам и не расширяя до контроля за каждыми словом и делом. Над недовольными, которые не враги и которых можно убедить, занять делом или дать выполняемые обещания или убедительный отказ. И врагами, которых надо нейтрализовать, необязательно уничтожением, но, при нужде и исчерпании иных методов, ликвидацией тоже. И, естественно, повышая качество своей работы, а не раздувая бюрократию «по министерству на проблему».