Астрахань — город неповторимой и насыщенной красоты. Это касается не только самого города, но и его жителей, а также тех, кто, находясь вдали, влиял на астраханские судьбы. Сегодня мы определяем связь событий культурной истории Астрахани и людей, стоящих за ними.
Благодаря Ивану Грозному в России появился Астрахань, а у Астрахани — Кремль
Астраханский кремль, возведенный в XVI веке, появился благодаря царю Ивану Грозному. Именно он в 1556 году покорил землю Астраханского ханства, расположенную на территории Древнего региона, и распорядился построить на Волге оборонительную крепость.
Иван Грозный не только инициировал строительство, но и лично представил чертежи будущего кремля. Для реализации грандиозного проекта в Астрахани руководили опытные московские зодчие Михаил Вельяминов и Григорий Овцын — их имена навсегда вошли в летопись города.
Сегодня Астраханский кремль — это не только историческое наследие, но и скоротечный культурный центр, который притягивает астраханцев и тысячи туристов со всей России и из-за рубежа.
Петр I принес в Астрахань моду на «Петровские» достопримечательности
Имя первого российского императора Петра I имеет для Астрахани особое значение, ведь именно с ним тесно связана история региона. Петр видел в этом городе стратегический Южный форпост России, высоко ценивший его выгодное расположение и богатство природных ресурсов.
В 1717 году указом Петра была учреждена Астраханская губерния. К 285-летию этого судьбоносного события на главной набережной города был установлен памятник императору. Скульптор Ковальчук и архитектор Федорченко изобразили Петра I в парадном мундире, с лентами и орденами. Площадь вокруг памятника, также названная в его честь, украшена фонарями, стилизованными под корабельными мачтами и памятными табличками, где указаны даты походов Петра.
Память о великом реформаторе живет в Астрахани до сих пор. Здесь часто можно услышать слово «Петровский» в названиях объектов. Так называют дуб, предполагающий посаженный императором, центральную набережную, фонтан на ней, а также маяк в Лиманском районе, построенный по приказу Петра.
Интересно, что сегодня Петровский маяк находится на суше, вдали от моря — со временем Каспийское море далекое отступило на десятки километров. Теперь этот маяк касается не кораблей, а туристов, став уникальной достопримечательностью.
Павел Догадин – оставил в наследство Картинную галерею родному городу
Павел Михайлович Догадин, которого по праву называют астраханским Третьяковым, подарил городу одну из самых значительных культурных ценностей — Картинную галерею, которая носит его имя. Всего за несколько лет он собрал значительную коллекцию произведений искусства и передал ее родной Астрахани.
Сын купца II гильдии и главы Торгового дома «М.П. Догадин и сыновья», Павел с ранних лет увлекся живописью. Он даже учился у знаменитого педагога Павла Власова, наставника Бориса Кустодиева.
Собирательская деятельность Догадина началась в 1911 году с приобретением автографа Льва Толстого. Первые произведения живописи и графики он приобрел у коллекционера Александра Голикова: этюд к «Цветущему лугу» И. Левитана, рисунок И. Шишкина «Валаам» и картина «Волга. Облака» И. Калмыкова. В 1915 году он совершил рекордное пополнение своей коллекции, купив сразу 28 произведений искусства, включая картину Левитана «В парке» за 6000 рублей.
В 1918 году Павел Догадин завещал городу свою коллекцию — 134 произведения живописи и графики, редкие автографы, террасы и дворы. Таким образом, мечта Догадина осуществилась: в Астрахани появилась Картинная галерея, где он стал первым заведующим. Однако служить своему детищу ему довелось недолго. В декабре 1919 года, во время эпидемии тяжелого тифа, Догадин скончался.
Однако его дело продолжает жить. В 1921 году галерея построена в особняке бывшего городского главы Плотникова, где находится и по сей день. Коллекция, написанная Павлом Михайловичем, в настоящее время насчитывает более 21 тысячи проявлений искусства.
Владимир Хлебников прославил Астрахань на весь мир как поэт
Велимир Хлебников — уникальное явление в мировой культуре. Поэт, философ, одна из центральных фигур русского авангарда. Король времени, Председатель Земного шара, будетлянин, создатель «звездного языка» и автор около 10 000 неологизмов — все это о нем.
Владимир Маяковский называл Хлебникова своим учителем, основателем новой эпохи в поэзии, сравнивал его с Менделеевым в литературе. Сам Велимир видел свою поэтическую задачу так:
Породе русской вернуть язык
Такой,
Чтоб соловьиный свист и мык
Текли там полною рекой.
В Астрахани находится единственный в мире дом-музей Велимира Хлебникова, где живет его особая Аура.
Борис Кустодиев прославился как художник, начав свой путь в Астрахани
«Я бы теперь и десять Ялт, и столько же Черных морей променял бы на Астрахань. Думаю, что у меня и душа-то по природе астраханка». Эти слова Бориса Кустодиева словно навсегда связали имя великого русского художника с его родным городом. Именно здесь он появился на свет и впервые увлекся живописью.
С 15 лет Борис Михайлович учился у Павла Власова, о котором позже вспоминал с глубокой благодарностью. Павел Алексеевич не только подготовил юного Кустодиева к поступлению в Императорскую Академию художества, но и стал для него духовным наставником на всю жизнь.
Сегодня прикоснуться к наследию этого выдающегося астраханца можно, посетив дом-музей Бориса Кустодиева, где оживает атмосфера его творчества.
Григорий Тетюшонов воздвиг в Астрахани терем-сказку, ставший культурным центром
Григорий Васильевич Тетюшинов, известный судостроитель и руководитель пароходной компании, осуществлявший грузовые перевозки по Волге, оставил последний след в истории Астрахани. Помимо этого, как и многие купцы того времени, он занимался рыболовством и был владельцем водного завода в селе Черный Яр.
К строительству собственного дома Григорий Васильевич подошел с душой и вниманием к деталям. Итогом стал удивительный терем, выполненный в «русском стиле» и являющийся настоящим шедевром деревянного зодчества.
Сегодня, спустя более ста лет, дом Тетюшинова открыт для всех желающих. Здесь работает музейно-культурный центр «Дом купца Г.В. Тетюшинова», где каждый может окунуться в атмосферу купеческой жизни.
Присутствие Николая Чернышевского в Астрахани вдохновило на создание Музея культуры
Николай Чернышевский — писатель, публицист и литературный критик — оказался одним из первых, кто научил астраханскую жизнь «изнутри». В отличие от многих своих коллег, он жил здесь не на коротком проезде, а целых шесть лет, с 1883 по 1889 год. В этот период Николай Гаврилович активно интересовался общественной жизнью города и продолжал заниматься литературной деятельностью.
Пребывание Чернышевского стало знаменательным событием в истории Астрахани. Сегодня дом, где он жил, превращен в Музей культуры Астрахани. Здесь представлен кабинет писателя, в котором можно ощутить атмосферу его времени, несмотря на изменение, разделяющее нас с эпохами великого мыслителя.
Иван Варваций – вложил в любимую Астрахань не только душу, но и значительные средства
Иван Варваций, также известный как Иоаннис Варвакис, стал выдающимся торговцем, промышленником и благотворителем, которого называли «великим благотворителем Астрахани и юга России».
Родился Варваций на острове Псара в Эгейском море. В 1770 году он присоединился к русской эскадре во время первой Архипелагской экспедиции в ходе русско-турецкой войны. Бывший пират отличился в Чесменском наблюдении, оказав помощь российскому флоту. За это его наградили поручиком и приняли на работу. Благодаря сосуществованию графа Потемкина Варвакис был представлен императрице Екатерине II. По ее указанию он отправился в Астрахань с поручением развивать торговлю на Каспийском направлении. Императрица выдала ему тысячу червонцев и право на беспошлинную торговлю сроком на 10 лет. В Астрахане у Варвация речь шла исключительно о торговлей рыбой и солью, благодаря которой он становится одним из самых состоятельных людей города.
В 1789 году он принял российское подданство и имя Иван Андреевич Варваций. До 1813 года предприниматель жил в Астрахани, после чего переехал в Таганрог, а в 1823 году вернулся на родину в Грецию, где скончался спустя два года.
За годы жизни Варваций пожертвовал Астрахани около 3,5 миллионов рублей. На его средства в 1813 году была построена вторая колокольня астраханского кремля по проекту архитектора Луиджи Руска. К сожалению, эта монументальная конструкция до наших дней не сохранилась. Во время эпидемии чумы Варваций финансировали строительство каменной больницы на 50 коек с Тихвинской церковью при ней.
Кроме того, по его инициативе и на его деньги был сооружен канал, связавший Волгу и реку Кутум, а также четыре моста через него и набережную. Один из этих мостов, находившихся на пересечении улиц Кирова и Набережной 1-го Мая, до сих пор носит имя Варвациевского.
А вот Александр Дюма добавил французский шарм Астрахани и прославил ее на весь мир
Астрахань за свою историю приняла множество выдающихся гостей, одним из которых стал автор знаменитых «Трех мушкетеров» Александр Дюма. Французский писатель прибыл в город на пароходе «Нахимов» в октябре 1858 года, о чем сообщили «Астраханские губернские ведомости».
Парламентская дума посвятила около ста страниц своей книги «Из Парижа в Астрахань» рассказам о приключениях в этих регионах. Писатель с восхищением отзывался о гостеприимстве астраханских купцов и чиновников. Он остановился в доме Александра Сапожникова, богатого промышленника и мецената, который, по словам Дюма, был «самым красивым во всем городе».
«Русские понимают гостеприимство гораздо шире: весь дом был для нас…», – написал Дюма.
Писателя также принял губернатор Астрахани Бернгард Струве, известный сын российской астрономии. Кроме того, Дюма провел два дня в имении калмыцкой Тюменя, до которой добирался на пароходе князя «Верблюд» по Волге. Несмотря на то, что он был гурманом, он не обошел вниманием местные кулинарные изыски и высоко оценил знаменитые астраханские арбузы, отметив, что они не уступают херсонским и крымским, но стоят значительно дешевле.
Французский писатель также отметил астраханских женщин. Он писал:
«Судя по платьям, книгам, которые они читают, зрелищам и музыке, женщины здесь отстают от Франции не более чем на месяц-два. Мы обсуждали поэзию, романы, оперу, Мейербера, Гюго, Бальзака, Альфреду де Мюссе, как будто они содержатся не просто в мастерской художника, а в салоне на предместье Руль или Шоссе д'Антен».
В свой визит Дюма также побывал в гостях на тот момент в астраханской фотостудии. Сделанный там портрет он отправил в Париж для журнала «Монте-Кристо», чтобы опровергнуть слухи о своей смерти от чумы.
Виктор Вальдовский-Варганек стал для Астрахани «принцем модерна»
Виктор Вальдовский-Варганек оставил незабываемый архитектурный след в Астрахани. За почти 20 лет работы он лично или под своим руководством создал десятки шедевральных зданий. Главное же достижение Виктора Брониславовича — знакомство города с модерном, стилем, который активно набирал популярность на рубеже XIX и XX века.
Одним из главных творений Вальдовского-Варганека в Астрахани стало здание купеческой биржи (Красная набережная, 1), расположенное на стрелке Волги и Кутума. Сегодня в этом здании размещается Дворец бракосочетаний.
Примечательно, что изначально Вальдовский не входил в число архитекторов, приглашавших для проектирования новой биржи. Конкурс был объявлен среди тройки других астраханских зодчих: К. К. Домонтовича, Ф. Корягина и А. С. Малаховского. Однако Виктор Брониславович решил поучаствовать в конкурсе на свой страх и риск, не получив за это вознаграждения, в то время как архитекторам заплатили по 200 рублей. В результате тайного голосования именно его проект был признан лучшим, и по нему было построено одно из самых любимых зданий горожан.
Если вам было интересно, и вы хотите узнать, каким был мой путь, скорее подписывайтесь на канал и нажимайте колокольчик! Делитесь своим опытом в комментариях. Буду рад обсудить с вами интересные моменты из вашей жизни.
А еще, у меня на официальной странице ВК "Тот Самый Мэр" есть самая последняя актуальная информация из первоисточников, а также возможность организовать концерты!😉