Найти в Дзене
ЭраАвто

Западный скоростной диаметр (ЗСД) — первая платная внутригородская трасса Санкт-Петербурга: как она работает и как ею пользоваться

Оглавление

Западный скоростной диаметр (ЗСД) стал важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга.

Западный скоростной диаметр, обходящий Крестовский остров. Слева стадион «Санкт-Петербург Арена», справа общественно-деловой комплекс «Лахта Центр» (Фото: shirmanov aleksey / Shutterstock / FOTODOM)
Западный скоростной диаметр, обходящий Крестовский остров. Слева стадион «Санкт-Петербург Арена», справа общественно-деловой комплекс «Лахта Центр» (Фото: shirmanov aleksey / Shutterstock / FOTODOM)

Эта магистраль не только разгрузила город от значительных потоков транзитного и грузового транспорта, но и обеспечила удобное соединение с международными транспортными коридорами. В статье мы рассмотрим, какие задачи решает ЗСД и как правильно им пользоваться.

Что такое ЗСД?

Россия. Санкт-Петербург. Магистраль Западный скоростной диаметр. Справа: общественно-деловой комплекс «Лахта Центр» (Фото: Роман Пименов / ТАСС)
Россия. Санкт-Петербург. Магистраль Западный скоростной диаметр. Справа: общественно-деловой комплекс «Лахта Центр» (Фото: Роман Пименов / ТАСС)

ЗСД — это первая платная скоростная магистраль в Санкт-Петербурге, которая связала важнейшие транспортные узлы города с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и крупнейшими портами. Также трасса является частью международного транспортного коридора «Север — Юг», соединяя Санкт-Петербург с регионами России, странами Балтии и Скандинавии. Благодаря ЗСД удалось значительно разгрузить дороги в центре города, а также улучшить транспортное сообщение с южными и северными районами.

Магистраль протяженностью 46,6 км с 16 пунктами взимания платы представляет собой комплекс высококачественных искусственных сооружений, включая мосты и эстакады. Важно отметить, что на ЗСД нет разводных мостов, что позволяет беспрепятственно проходить морским судам в систему Волго-Балт.

История создания ЗСД

Вантовый мост через Петровский фарватер на Западном скоростном диаметре (Фото:  Антон Ваганов / ТАСС)
Вантовый мост через Петровский фарватер на Западном скоростном диаметре (Фото: Антон Ваганов / ТАСС)

Концепция ЗСД появилась еще в 1966 году, когда в Генеральном плане развития Ленинграда была предложена автомагистраль, которая должна была соединить север и юг города. Однако проект стал реальностью только в 1990 году, когда было принято постановление Совета министров СССР. В начале 2000-х годов, после распада Советского Союза, проект был передан в руки местных властей, и с 2005 года началось активное строительство.

Полностью ЗСД открылся в 2016 году, а в 2019–2024 годах были завершены важные развязки и дополнительные участки трассы. Строительство этой магистрали является примером успешного государственно-частного партнерства, где значительная часть финансирования поступила от частных инвесторов.

Задачи, которые решает ЗСД

Основная цель ЗСД — это разгрузка улиц Санкт-Петербурга от перегрузок, связанных с транзитным и грузовым транспортом. Трасса соединяет важнейшие транспортные узлы города, включая порты и железнодорожные станции, с КАД, что существенно улучшает логистику и снижает нагрузку на городские магистрали.

Кроме того, ЗСД облегчает доступ к финскому заливу и ускоряет движение транзитных грузов через порт Санкт-Петербурга. Магистраль также поддерживает международные транспортные потоки, соединяя Россию с Европой и странами Скандинавии. Без ЗСД путь через Санкт-Петербург для множества дальнобойщиков и пассажиров был бы значительно более сложным и долгим.

Как пользоваться ЗСД?

Карта и структура трассы

Карта прохождения Западного скоростного диаметра (Фото: Google Maps)
Карта прохождения Западного скоростного диаметра (Фото: Google Maps)

ЗСД делится на три основные части: Южный, Центральный и Северный участки. Начало магистрали расположено на развязке с КАД в районе улицы Предпортовой, а завершение — у поселка Белоостров. Проезжая по ЗСД, водители могут сэкономить время в два раза по сравнению с другими бесплатными дорогами города.

Стоимость проезда и способы оплаты

Пункт оплаты проезда по Западному скоростному диаметру (Фото: Autonews.ru)
Пункт оплаты проезда по Западному скоростному диаметру (Фото: Autonews.ru)

Проезд по ЗСД является платным. Оплата зависит от типа транспортного средства и метода оплаты:

  • Классы транспортных средств: различают четыре класса в зависимости от высоты автомобиля над передней осью.
  • Способы оплаты: проезд можно оплатить с помощью транспондера, банковской карты или наличными. Использование транспондера позволяет существенно сэкономить, а также избежать остановок на пунктах оплаты благодаря полосам Fast lane.
Общее количество полос движения по Западному скоростному диаметру — 4-8. Качество дорожного покрытия очень высокое (Фото: Роман Пименов / ТАСС)
Общее количество полос движения по Западному скоростному диаметру — 4-8. Качество дорожного покрытия очень высокое (Фото: Роман Пименов / ТАСС)

Стоимость проезда зависит от тарифной зоны, в которой находится ваш маршрут, и класса транспортного средства. Тарифы могут варьироваться, например, для легковых автомобилей в первой тарифной зоне стоимость составит 250 рублей, а для грузовиков — 500 рублей.

Скидки и опции для пользователей

Владельцы транспондеров могут подключиться к программе «Тарифные опции», которая предоставляет скидки для частых пользователей ЗСД. Также существует возможность автоплатежа через мобильное приложение, что упрощает процесс оплаты и гарантирует, что баланс всегда будет в плюсе.

Ответственность за неоплату

Вид на стадион «Санкт-Петербург Арена» и Западный скоростной диаметр, обходящий Крестовский остров (Фото: Петр Ковалев / ТАСС)
Вид на стадион «Санкт-Петербург Арена» и Западный скоростной диаметр, обходящий Крестовский остров (Фото: Петр Ковалев / ТАСС)

Если водитель не оплатил проезд, ему может быть выписан штраф, а также заблокирован доступ к ЗСД до погашения задолженности. Погашение задолженности должно быть произведено в течение 10 дней, иначе водителю грозит административный штраф.

Заключение

ЗСД — это не только важная транспортная магистраль для Санкт-Петербурга, но и стратегически важный объект для всей страны. Его строительство и эксплуатация способствуют улучшению городской логистики, сокращению пробок и развитию международных транспортных потоков. Пользоваться ЗСД просто и удобно, а правильная оплата и использование различных опций позволяют сделать путешествия по этой трассе комфортными и экономичными.