Предлагается расширить сознание, выйдя за рамки Николая Сухова [*] познание ;))) Не наступая на мозоли мэтрам, и не посягаясь на чужую славу)))
СДП принципиально предназначены для расширения как частотного, так и (!) динамического диапазона - «слабых мест» в технике магнитной записи, и особенно кассетной.
все существующие СДП служат для расширения динамического диапазона тракта магнитофона на высоких частотах. [**]
Минуточку! Динамический диапазон это соотношение самого «громкого» и самого «тихого» НЕИСКАЖЁННЫХ сигналов, которые способна выдать-обеспечить дека (как и любая другая аудио аппаратура: усилитель, АЦП, ЦАП и т.д). А если за счёт повышения амплитуды громкого в тихом сигнале плодятся искажения и множатся шумы, или понижаются амплитуды громких сигналов иных частот (в частности, НЧ), это как называется? Наибалово???)))
А теперь – торт с вишенкой. Насыщение магнитной ленты это когда сколько не вдувай уровня записи, амплитуда записанного сигнала не увеличится. Куды-ж энергия девается, неужели в тепло переходит? Не-е-е… На высоких частотах при больших амплитудах лента с её ограниченными по размеру доменами просто не успевает намагничиваться, а прикладываемое магнитное поле перераспределяется. В частности, на более низкие частоты - это версия признанного гуру магнитной записи Олега Лебедева.
На 40 Гц СДП может до 10 дБ съедать! А чем меньше НЧ, тем больше на слух кажется ВЧ (без всякой реальной прибавки последних) !!!!
В динамике (т.е. реальной музыке) СДП влияет на весь частотный диапазон, а не только подтягивает ВЧ в моменты всплесков сигнала!!! Поэтому все статические измерения , в том числе АЧХ, полученные посредством свипов, не отражают в полной мере специфики работы той же HX-Pro.
Возвращаясь к нашим баранам... Одно дело ток, подаваемый на головку записи и пропорциональный уровню входного сигнала, и совсем другое высокочастотный ток подмагничивания при этом подмешиваемый. Оказывается, за счёт своевременного уменьшения величины тока подмагничивания можно порог насыщения ленты приподнять, выжав несколько дБ (менее 5) буквально из глубин магнитного слоя. Благодаря чему в определённые короткие всплески музыкальных сигналов со спектром 1/f (равномерным спадом частот) расширять область рабочих частот, ну и вдогон как бы раздвигать на ВЧ динамический диапазон. На иной чем 1/f спектр музыкальных сигналов HX-Pro тупо не рассчитана и в случае существенного отклонения (необычного подъема на ВЧ в исходном сигнале) склонна нести дичь-околесицу. И тут уже не до расширения динамического диапазона ;)))
По счастливой случайности эффект насыщения у кассетных лент проявляется как раз на тех высоких частотах (>10 кГц), которые обязана «улучшать» СДП. Что при этом происходит с гармоническими и интермодуляционными искажениями, никто не парится. Давно уже нам не товарищ Сухов сказал, что в его СДП все искажения автоматом минимизируются, значит, это истина в последней инстанции. А кто на увековеченного классика рыпнется – по ушам схлопочет.
Хитрющий фокус-покус в том, что влияние HX-Pro (да и наверняка любой другой СДП) наиболее проявляется только тогда, когда лента входит в насыщение. На слабых лентах, имеющих дохлый SOL (низкий порог насыщения), тонко настроенная СДП способна блеснуть >10 дБ прибавки на ВЧ. На качественных лентах с высоким SOL, в частности типа метал, HX-Pro при разумном уровне записи (без дикого поджаривания до упора) фактически бездействует. Это ж прикол так прикол!!!
Более того, как выясняется, в момент активизации HX-Pro возрастают искажения на СЧ!
Тут можно долго кивать, что HX-Pro на деке (типа, первой попавшейся) не оптимизирована и тд и тп, но факт остаётся фактом: СДП искажает исходный сигнал, перераспределяя его энергию в частотной области. За всё в этой жизни приходится платить! За динамическое вспучивание ВЧ, перепавшее на халяву (как бы), в том числе.
Если проанализировать работу HX-Pro в динамике, то вылезает неприглядная картина. СДП размазывает всплески сигналов, съедая макушки! (что логично по физике). При этом искажения тоже вроде бы чуток снижаются, но это обманка (благодаря локальному уменьшению RMS). HX-Pro привносит на СЧ кучу послезвучий!!! И вот это уже полная ...опа )))))))))))
У абсолютного большинства дек в заводских настройках HX-Pro "недорегулирована" во избежание слишком слышимых послезвучий, которые далеко не всегда музыкальны!!! Поэтому добавочка на ВЧ обычно всего лишь 1-2 дБ.
Итак, что же в реальности добавляет расхожая HХ-Pro, впендюренная в большинстве дек красивой микросхемой ? Привносит послезвучия (слава Всевышнему, довольно слабые) на высоких частотах при всплесках сигналов!!! При этом несёт такую отсебятину, что диву даёшься. Но если лично вам нравится цыкание и тому подобные артефактные , гм-м, искусственности – член в руки!!! Причём на спектрах и стационарных пакетах синусов сие кощунство над звуком может выглядеть весьма завлекательно. Как же, глядите, ВЧ поднимаются!!! Ага, поднимается, аж двумя руками отжимай.
Неугомонное дёргание при записи на лету подмагничивания, особенно заметное именно на громких сигналах, когда все косяки лучше слышны, выходит боком. Это как раз тот случай, когда если где-то прибыло, значит, где-то убыло!!!
Неспроста альтернативой СДП был вариант без ломки:
ADRS (система автоматического понижения искажений) фирмы «AKAI». Отличие этой системы от СДП заключается в «подготовке» спектра записываемого сигнала к возможностям тракта записи без расширения его динамического диапазона; уровень подмагничивания, как и в традиционном тракте записи, фиксирован. Суть её работы заключалась в мягком ограничении высокочастотных составляющих (ВЧ лимитер) в усилителе записи до уровня, при котором они могут быть записаны с приемлемым коэффициентом нелинейных искажений
Однако, как водится, аудио индустрия съела, что пропихнули, а потом и нам скормила с наваром. Активнейшее внедрение HX-Pro уж больно смахивает на гигантскую афёру. Долби и микросхемная NEC (NEC UPC1297) знатно срубили бабла, а сколько точно – считать деньги в чужих карманах не принято.
И как же всё-таки хорошо, что во многих деках зазывная «надпись» HX-Pro значится только для внушения покупателям особо классных ВЧ. По факту в крутых деках сия СДП корежит полезный сигнал лишь слегка, зато здорово выручает (прежде всего по бумагам) слабые деки с их хилыми дешёвыми головы. А на качественной ленте с высоким SOL пресловутая HX-Pro вообще отдыхать изволит. И слава Богу.
Всем спасибо, все свободны)))))))))
=======================
[*] Сухов, Н.Е. Атлас аудиокассет от AGFA до YASHIMI Издательство: РадiоАматор Переплет: мягкий; 256 страниц; 1994 г.ISBN: 5-7707-6214-4.
[**] https://ru.wikipedia.org/wiki/Dolby_HX_Pro