Классическая опера 18 века (речь пойдёт только об этой эпохе) - это что-то вроде парадного музыкального блюда, которое готовится по особым, испытанным временем рецептам. Одно из важнейших правил - показать полную гамму эмоций, иначе блюдо будет невыразительным и пресным.
В качестве острой приправы использовались арии, выражающие самые штормовые, пиковые переживания героев по разным поводам: жажда мести, ненависть, гнев и ярость, острое отчаяние или бурный протест.
Быстрые, яркие, заразительно эмоциональные и всегда очень сложные вокально, они давали возможность исполнителю блеснуть своими техническими и драматическими возможностями и заслужить овации публики.
Поэты, писавшие либретто, обязательно подгоняли сюжет к какой-нибудь экстремальной для героя или героини ситуации, чтобы дать им повод излить свои пламенные эмоции в эффектной быстрой и короткой арии.
Стремительный темп и элементарный пульсирующий ритм в оркестре - главная движущая сила таких арий, поэтому даже у разных композиторов они похожи по звучанию как двоюродные братья.
Посмотрим, что же это за ситуации, и кто из композиторов поднялся выше по шкале эмоционального термометра, не нарушив при этом меру прекрасного.
В этом списке семь самых известных арий героев, пребывающих в состоянии аффекта. Энергии в них столько, что всем нам хватит подзарядиться на целую неделю.
Все арии в одном ролике внизу, таймкоды указаны в информации к видео.
1. Антонио Вивальди. Ария Вагуса из оратории "Торжествующая Юдифь" ("Armatae face et anguibus")
"Торжествующая Юдифь, победившая варвара Олоферна" (1716) - не опера, а оратория, но в ней тоже есть сюжет и действующие лица (нет только сценического действия). Здесь много арий всех сортов (всего 25), в том числе, эта, очень известная.
Её поёт Вагус - оруженосец-евнух ассирийского царя Олоферна в тот момент, когда находит утром обезглавленный труп своего патрона. Он понимает, что это дело рук Юдифи - гостье из иудейской Ветилуи - и в ярости призывает на её голову всех фурий - богинь мести. Подробнее об этой истории можно почитать здесь 👇
Не стоит удивляться, что Вагус поёт женским голосом, как и все другие мужские персонажи оратории, включая грозного Олоферна. Вивальди написал это сочинение в расчёте на исполнительские силы венецианского женского приюта-консерватории "Ospedale della Pietа".
2. Леонардо Винчи. Ария Катона ("Dovea svenarti allora") из оперы "Катон в Утике"
Полный тёзка гениального художника эпохи Возрождения, современник Вивальди, Леонардо Винчи жил в Неаполе и был очень популярным и влиятельным композитором, написавшим около 30 опер.
Умер он довольно рано, не дожив до сорока лет, по слухам, вследствие отравления чьим-то ревнивым мужем, и скоро был забыт на 200 лет. Всего лишь несколько самых популярных арий из его опер и соната для флейты остались в концертном обороте.
Только в 21 веке, на фоне бурного развития барочного вокала началось освоение его опер, и Винчи открылся миру как крупный мастер с ярким, простым и очень мелодичным стилем. Своим огненным итальянским темпераментом он очень близок Вивальди.
"Катон в Утике" (1728) на либретто Метастазио повествует о последних днях жизни Марка Порция Катона-младшего - непримиримого политического противника Цезаря.
Никто не смог уязвить Катона больше, чем его родная дочь. Поводом для бурной ярости в этой арии становится известие о том, что она тайно любит его врага - Цезаря.
Кстати, все партии в его опере "Катон в Утике" (1728) - даже женские - написаны для мужских голосов, преимущественно, кастратов. Только Катон поёт тенором.
3. Антонио Вивальди. Ария Тита («Se il cor guerriero») из оперы "Тит Манлий"
Закончив сочинение "Тита Манлия" (это было в 1719 году), автор сделал приписку в партитуре: "Музыка Вивальди, написано за пять дней". По его словам, он сочинял с той же скоростью, с какой копирует ноты профессиональный переписчик. В этом не приходится сомневаться, учитывая, сколько музыки он написал, и сколько в ней энергии.
Эта ария написана для баса.
Тит Манлий - древнеримский военачальник и консул. Причина его досады и гнева примерно та же, что и у Катона - его дочь влюблена во вражеского полководца. В арии он призывает сына не поддаваться личным эмоциям, как его сестра, и воевать без пощады.
4. Георг Фридрих Гендель. Ария Ксеркса "Crude furie degl’orridi abissi" из оперы "Ксеркс"
Эта опера, созданная в 1738 году, стала сороковой по счёту в карьере Генделя. Партию персидского царя Ксеркса он написал для знаменитого (второго после Фаринелли) кастрата Каффарелли. Но его ангельский голос не спас оперу от провала и последующего забвения на 200 лет.
Начиная с 20-х годов 20 века оперу возродили. Самая популярная ария Ксеркса в ней, перепетая многими контртенорами, меццо-сопрано, тенорами, мальчиками-альтами и даже басами - прекрасная лирическая "Ombra mai fu". По настроению она находится на другом полюсе от арии мести, которую он поёт в 3 действии.
Объяснение причин его ярости в этой арии было бы слишком долгим в связи с запутанностью сюжета. Скажем так: в этот момент он узнаёт, что его невеста внезапно вышла замуж за другого, и одновременно получает крайне неприятное письмо. Как всегда в таких случаях, на помощь призываются богини мести - фурии.
Свирепые фурии ада,
Окропите меня своим гибельны ядом!
Пусть мир рассыплется в прах, и солнце затмится
От гнева, что переполняет меня!
5. Георг Фридрих Гендель. Ария Армиды "Furie terribili!" из оперы "Ринальдо"
"Ринальдо" молодой Гендель написал всего за две недели для очень ответственного дебюта на лондонской сцене в 1711 году. Она имела большой успех и оставалась самой популярной оперой при его жизни.
Ярость королевы Дамаска Армиды не имеет других причин, кроме того, что она по своей натуре демоническое создание - волшебница и колдунья. Эту маленькую арию - заклинание, обращённое к фуриям - она поёт, пролетая по воздуху на колеснице, запряжённой двумя огнедышащими драконами (так написано в ремарке к либретто).
Возможно, именно этим образом и вокальными кульбитами Армиды вдохновлялся Моцарт, когда писал арию Царицы ночи в "Волшебной флейте".
6. Вольфганг Амадей Моцарт. Ария Электры ("D’Oreste, d’Ajace") из оперы "Идоменей, царь Критский"
Гнев и ярость у Моцарта показаны иначе, чем у барочных композиторов - к тому времени (спустя 50-70 лет) опера уже располагала более богатым арсеналом выразительных стредств. Но главные принципы остались теми же.
Влюблённая Электра охвачена ревностью и завистью, рассудок её помрачён от горя: горячо возлюбленный принц Идамант женится на другой и восходит с ней на трон. Ей остаётся только умереть от горя.
Картинка в начале статьи 👆
7. Вольфганг Амадей Моцарт. Ария Царицы ночи ("Der hölle Rache kocht in meinem Herzen") из оперы "Волшебная флейта"
Вряд ли что-то нужно пояснять по поводу этой известнейшей арии - "царице" всех арий мести и ярости. Если только уточнить, по какой причине Царица ночи настолько ненавидит волшебника Зарастро, что хочет сделать свою дочь его убийцей. Об этом здесь 👇
Теперь музыка 👇 Не забудьте в ролике убрать крестик на динамике.