Найти в Дзене
культшпаргалка

В состоянии аффекта: оперные страсти в семи известных ариях

Классическая опера 18 века (речь пойдёт только об этой эпохе) - это что-то вроде парадного музыкального блюда, которое готовится по особым, испытанным временем рецептам. Одно из важнейших правил - показать полную гамму эмоций, иначе блюдо будет невыразительным и пресным. В качестве острой приправы использовались арии, выражающие самые штормовые, пиковые переживания героев по разным поводам: жажда мести, ненависть, гнев и ярость, острое отчаяние или бурный протест. Быстрые, яркие, заразительно эмоциональные и всегда очень сложные вокально, они давали возможность исполнителю блеснуть своими техническими и драматическими возможностями и заслужить овации публики. Поэты, писавшие либретто, обязательно подгоняли сюжет к какой-нибудь экстремальной для героя или героини ситуации, чтобы дать им повод излить свои пламенные эмоции в эффектной быстрой и короткой арии. Стремительный темп и элементарный пульсирующий ритм в оркестре - главная движущая сила таких арий, поэтому даже у разных композ
Оглавление
Эльза ван ден Хивер в роли Электры ("Идоменей" В.А.Моцарт) Фото: Hiroyuki Ito
Эльза ван ден Хивер в роли Электры ("Идоменей" В.А.Моцарт) Фото: Hiroyuki Ito

Классическая опера 18 века (речь пойдёт только об этой эпохе) - это что-то вроде парадного музыкального блюда, которое готовится по особым, испытанным временем рецептам. Одно из важнейших правил - показать полную гамму эмоций, иначе блюдо будет невыразительным и пресным.

В качестве острой приправы использовались арии, выражающие самые штормовые, пиковые переживания героев по разным поводам: жажда мести, ненависть, гнев и ярость, острое отчаяние или бурный протест.

Быстрые, яркие, заразительно эмоциональные и всегда очень сложные вокально, они давали возможность исполнителю блеснуть своими техническими и драматическими возможностями и заслужить овации публики.

Поэты, писавшие либретто, обязательно подгоняли сюжет к какой-нибудь экстремальной для героя или героини ситуации, чтобы дать им повод излить свои пламенные эмоции в эффектной быстрой и короткой арии.

Стремительный темп и элементарный пульсирующий ритм в оркестре - главная движущая сила таких арий, поэтому даже у разных композиторов они похожи по звучанию как двоюродные братья.

Посмотрим, что же это за ситуации, и кто из композиторов поднялся выше по шкале эмоционального термометра, не нарушив при этом меру прекрасного.

В этом списке семь самых известных арий героев, пребывающих в состоянии аффекта. Энергии в них столько, что всем нам хватит подзарядиться на целую неделю.

Все арии в одном ролике внизу, таймкоды указаны в информации к видео.

1. Антонио Вивальди. Ария Вагуса из оратории "Торжествующая Юдифь" ("Armatae face et anguibus")

"Торжествующая Юдифь, победившая варвара Олоферна" (1716) - не опера, а оратория, но в ней тоже есть сюжет и действующие лица (нет только сценического действия). Здесь много арий всех сортов (всего 25), в том числе, эта, очень известная.

Её поёт Вагус - оруженосец-евнух ассирийского царя Олоферна в тот момент, когда находит утром обезглавленный труп своего патрона. Он понимает, что это дело рук Юдифи - гостье из иудейской Ветилуи - и в ярости призывает на её голову всех фурий - богинь мести. Подробнее об этой истории можно почитать здесь 👇

Две арии Вивальди на тысячу вольт, вдохновлённые подвигом одной иудейской вдовы
культшпаргалка5 января 2020
Не стоит удивляться, что Вагус поёт женским голосом, как и все другие мужские персонажи оратории, включая грозного Олоферна. Вивальди написал это сочинение в расчёте на исполнительские силы венецианского женского приюта-консерватории "Ospedale della Pietа".

2. Леонардо Винчи. Ария Катона ("Dovea svenarti allora") из оперы "Катон в Утике"

Полный тёзка гениального художника эпохи Возрождения, современник Вивальди, Леонардо Винчи жил в Неаполе и был очень популярным и влиятельным композитором, написавшим около 30 опер.

Умер он довольно рано, не дожив до сорока лет, по слухам, вследствие отравления чьим-то ревнивым мужем, и скоро был забыт на 200 лет. Всего лишь несколько самых популярных арий из его опер и соната для флейты остались в концертном обороте.

Только в 21 веке, на фоне бурного развития барочного вокала началось освоение его опер, и Винчи открылся миру как крупный мастер с ярким, простым и очень мелодичным стилем. Своим огненным итальянским темпераментом он очень близок Вивальди.

"Катон в Утике" (1728) на либретто Метастазио повествует о последних днях жизни Марка Порция Катона-младшего - непримиримого политического противника Цезаря.

Никто не смог уязвить Катона больше, чем его родная дочь. Поводом для бурной ярости в этой арии становится известие о том, что она тайно любит его врага - Цезаря.

Кстати, все партии в его опере "Катон в Утике" (1728) - даже женские - написаны для мужских голосов, преимущественно, кастратов. Только Катон поёт тенором.

3. Антонио Вивальди. Ария Тита («Se il cor guerriero») из оперы "Тит Манлий"

Закончив сочинение "Тита Манлия" (это было в 1719 году), автор сделал приписку в партитуре: "Музыка Вивальди, написано за пять дней". По его словам, он сочинял с той же скоростью, с какой копирует ноты профессиональный переписчик. В этом не приходится сомневаться, учитывая, сколько музыки он написал, и сколько в ней энергии.

Эта ария написана для баса.

Тит Манлий - древнеримский военачальник и консул. Причина его досады и гнева примерно та же, что и у Катона - его дочь влюблена во вражеского полководца. В арии он призывает сына не поддаваться личным эмоциям, как его сестра, и воевать без пощады.

4. Георг Фридрих Гендель. Ария Ксеркса "Crude furie degl’orridi abissi" из оперы "Ксеркс"

Эта опера, созданная в 1738 году, стала сороковой по счёту в карьере Генделя. Партию персидского царя Ксеркса он написал для знаменитого (второго после Фаринелли) кастрата Каффарелли. Но его ангельский голос не спас оперу от провала и последующего забвения на 200 лет.

Начиная с 20-х годов 20 века оперу возродили. Самая популярная ария Ксеркса в ней, перепетая многими контртенорами, меццо-сопрано, тенорами, мальчиками-альтами и даже басами - прекрасная лирическая "Ombra mai fu". По настроению она находится на другом полюсе от арии мести, которую он поёт в 3 действии.

Объяснение причин его ярости в этой арии было бы слишком долгим в связи с запутанностью сюжета. Скажем так: в этот момент он узнаёт, что его невеста внезапно вышла замуж за другого, и одновременно получает крайне неприятное письмо. Как всегда в таких случаях, на помощь призываются богини мести - фурии.

Свирепые фурии ада,
Окропите меня своим гибельны ядом!
Пусть мир рассыплется в прах, и солнце затмится
От гнева, что переполняет меня!

5. Георг Фридрих Гендель. Ария Армиды "Furie terribili!" из оперы "Ринальдо"

-2

"Ринальдо" молодой Гендель написал всего за две недели для очень ответственного дебюта на лондонской сцене в 1711 году. Она имела большой успех и оставалась самой популярной оперой при его жизни.

Ярость королевы Дамаска Армиды не имеет других причин, кроме того, что она по своей натуре демоническое создание - волшебница и колдунья. Эту маленькую арию - заклинание, обращённое к фуриям - она поёт, пролетая по воздуху на колеснице, запряжённой двумя огнедышащими драконами (так написано в ремарке к либретто).

Возможно, именно этим образом и вокальными кульбитами Армиды вдохновлялся Моцарт, когда писал арию Царицы ночи в "Волшебной флейте".

6. Вольфганг Амадей Моцарт. Ария Электры ("D’Oreste, d’Ajace") из оперы "Идоменей, царь Критский"

Гнев и ярость у Моцарта показаны иначе, чем у барочных композиторов - к тому времени (спустя 50-70 лет) опера уже располагала более богатым арсеналом выразительных стредств. Но главные принципы остались теми же.

Влюблённая Электра охвачена ревностью и завистью, рассудок её помрачён от горя: горячо возлюбленный принц Идамант женится на другой и восходит с ней на трон. Ей остаётся только умереть от горя.
Картинка в начале статьи 👆

7. Вольфганг Амадей Моцарт. Ария Царицы ночи ("Der hölle Rache kocht in meinem Herzen") из оперы "Волшебная флейта"

-3

Вряд ли что-то нужно пояснять по поводу этой известнейшей арии - "царице" всех арий мести и ярости. Если только уточнить, по какой причине Царица ночи настолько ненавидит волшебника Зарастро, что хочет сделать свою дочь его убийцей. Об этом здесь 👇

Теперь музыка 👇 Не забудьте в ролике убрать крестик на динамике.

Спасибо за лайки, репосты и комментарии!🌺