Предыстория
Знаете друзья, очень давно я подбирался к тому, чтобы написать об Андрее Константинове - не просто писателе, журналисте и сценаристе, а и (как сказал Евгений Вышенков) "коде Петербурга". И не брался я за это не потому, что весь путь и биографию Андрея Дмитриевича не уместить и в книгу, не то что в статье на Дзене написать. Сложно пытаться рассказать собственно о том, с кого и начался наш небольшой канал. О человеке, со взглядами которого мы во многом схожи, который является неким ориентиром в профессии и любимым писателем.
Отметим, что наш скромный рассказ основан на личном восприятии и будет больше о том, чем запомнился Константинов читателю и зрителю, нежели о сухом перечислении его основных этапов биографии и послужного списка.
Юность
Андрей Баконин (а это его настоящяя фамилия) родился 30 сентября 1963 года а Астраханской области, где его родители, в будущем учёные - инженеры проходили практику от Ленинградской "Техноложки".
Пометавшись с выбором будущей профессии между историком и военным, Андрей поступает на Восточный факультет ЛГУ и с первого курса окунается в изучение арабского языка. Там же, практически сразу после поступления судьба сводит его с Евгением Вышенковым, известным в будущем журналистом и писателем. Тем самым, который работал оперативником и даже состоял в ОПГ, за что впоследствии был осуждён. У друзей много общего, спорт, интересы. После учебы их дороги разойдутся на некоторое время, Вышенков даже будет жить у Константинова, находясь в федеральном розыске, но это будет потом. А пока огромный энтузиазм, обучение языков до посинения, встречи с друзьями, студенчество..
Большой рассказ о Вышенкове можете прочитать на нашем канале. Во время учёбы Андрей входил в университетскую сборную по дзюдо, был КМС в этом виде спорта. Ещё одним однокурсником, впоследствии ставшим очень известным востоковедом-корееведом, был Андрей Ланьков. О нем всегда очень тепло отзывался в своих интервью и Константинов.
По словам Андрея Дмитриевича, Восточный факультет университета давал лучшее гуманитарное образование среди гражданских вузов в стране. Выпускники факультета шли в КГБ, партийные ведомства, становились военными переводчиками, добивались успехов в научной деятельности. Университетский фундамент стал для многих опорой на всю жизнь.
Служба в вооружённых силах
В 1984 году, после 4 курса, Андрея направляют в специальную коммандировку от Минобороны в Южный Йемен в качестве переводчика - арабиста в составе бригады спецназа. К этому времени страна находится на пороге кровавой гражданской войны, в постоянном вооруженном сопротивление между Югом и Севером. Эти события легли в основу книги "Журналист". Очень кстати рекомендуем. Описаны очень многие страшные моменты того противостояния, в котором участвовали в т. ч. и Советские войска.
По возвращению домой, сквозь призму пережитых в Йемене событий (они описаны в вышеупомянутой книге), реальность происходящего по словам Андрея Дмитриевича была уже не столь радостной. Давили воспоминания. Спать было невозможно, вернуться к нормальной гражданской жизни тоже было тяжело. Пришел алкоголь. Из состояния помогали выйти родители. Тем не менее, Андрей вернулся на 5 курс университета и уже в звании лейтенанта в 1986 году успешно закончил факультет, получив специальность "История арабских стран".
После окончания учебы несколько лет служил в Краснодаре, после чего на три года был командирован в Ливию в качестве старшего военного переводчика. Служил в Бенгази и Триполи. После возвращения домой в 1991 году проблемы возвращения к мирной жизни повторились, а события, назревающие в стране их только усиливали. Опять пил "по - черному", не находя себе место в новых реалиях. По словам Константинова пил до самого последнего дна, пока однажды не понял, что дальше либо - всё, смерть, либо нужно остановиться. Смог остановиться.
Журналистика
В тот период звали к себе бывшие спортсмены, друзья по университетской сборной, которые к тому времени уже примкнули к набирающему ход бандитско-рэкетирскому движению. Опять же, бывшие сослуживцы, вернувшиеся домой с войны и "Афганцы", не нашедшие себе место среди меняющейся страны, предлагали примкнуть к ним и заниматься делом "правым" (предоставлять крышу многочисленным кооператорам и бывшим цеховикам). Решил отказаться, оставив этот вариант на самую безвыходную ситуацию.
Помогло то, что ещё находясь на службе в Ливии начал постепенно писать статьи в Ленинградские издания, это помогло уже впоследствии устроиться корреспондентом в газету "Смена". Взял псевдоним Константинов (по девичьей фамилии мамы). Выбрал криминальную тему, т.к. по словам самого Андрея Дмитриевича, эта ниша была не заполнена, а писать про экономику, политику и очередной показ мод не хотелось. Да и спортивное прошлое, в котором часто приходилось биться головой о татами, отбило всякое желание обозревать это сферу.
Спустя два года работы корреспондентом, Константинов создаёт отдел криминалистики в "Смене". Отдел занимается собственным расследованием многих преступлений в городе. Благодаря в том числе Константинову и его сотрудникам удается выйти на виновников многих тяжёлых преступлений (банды "Телепата" и скинхедов, убийство зам председателя заксобрания Санкт-Петербурга Новоселова, расследование о бывшем помощнике Собчака Ю. Шутове).
Как вспоминала Галина Леонтьева, главный редактор газеты "Смена" на тот момент: "Андрей владел двумя иностранными языками, носил красивую натовку (куртку цвета хаки), курил сигареты "Ротманс" и очень сильно отличался от остальных вечно нищенствующих сменовцев".
Находясь полностью в своей стезе, удается наладить взаимодействие со многими оперативниками, какой-то информацией делились и все с теми же друзьями "спортсменами-рэкетменами", о чем Андрей Дмитриевич и сам не стеснялся упоминать в интервью. Правила техники безопасности отходили на второй если не на третий план. В бандитские разборки тоже не хотелось угодить, хотя прецеденты были. Даже с "Кумом" (В. Кумариным) пересекались не только за чашкой кофе, а за арбузом, который кушали на катере последнего, после того как приходилось немного потолкаться психологически. Кумарину не очень нравились статьи Андрея, о чем он ему прямо заявил при первой же встрече. А когда увидел не трухнувшего перед ним журналюгу, а тоже не пальцем деланного, с серьезным военным опытом человека, предложил прокатиться на катере и поесть арбуз. Из этого родилось несколько интервью впоследствии. Как рассказывал Андрей Дмитриевич, любое общение с Кумариным было очень тяжёлым, а интервью приходилось согласовывать многократно.
С Русланом "Коляком" были весь "теплые" в кавычках отношения. Вместе с тем удавалось не доходить до реальной войны. Но не все складывалось без потерь, вспомнить только зверское убийство Максима Максимова, сотрудника АЖУРа, которое до сих пор осталось не раскрытым, хотя и имена убийц по большому счету известны.
Давление от известных (и не только) авторитетных людей в городе, чиновников, силовиков, бандитов иногда было на пределе. На методы психологического воздействия, типо открытой слежки или записок с предложением внимательнее смотреть под ноги и над головой уже внимания не обращали. Наверное в какой-то мере даже помогло, что команда Константинова была не удобной для всех. И для бандитов и для многих сотрудников правоохранительных органов. Ведь расследования были и о коррупционных преступлениях в ситстеме.
Часть тех событий потом легла в основу первых документальных книг "Бандитский Петербург" (не путать с романом) и "Преступный мир России" (в соавторстве с шведом М. Дикселиусом). Книги сразу же нашли свой отклик, став очень популярными. К 1998 году эта работа переросла в создание собственного агенства журналистских расследований (АЖУР), где к команде присоединился и вышедший из мест лишения свободы Евгений Вышенков.
Андрей Дмитриевич в те годы слыл тем ещё эстетом, соорудив в своем кабинете настоящие откидные нары. По городу передвигался на "трехдверой" Ниве. А на встречах и трёх минут спокойно провести не мог - без конца бренчал пейджер и звонил сотовый телефон "Фора" (в простонародье - кирпич).
Бандитский Петербург
В середине 90-х к Константинову обратился режиссёр Валерий Огородников с предложением написать сценарий для фильма про бандитов. Именно с этой просьбы и родился в последствии целый цикл популярнейших книг. Когда через несколько дней предварительный сценарий был готов режиссёр был в восторге, однако фильм на тот момент снять так и не удалось. Финансирование никто не дал.
Удастся это сделать гораздо позже, когда в руки режиссёру Владимиру Бортко попадет книга Константинова "Адвокат" и история закрутится. Первоначально, взглянув на обложку книги (где издательством были изображены многозначительного вида люди в кожаных куртках и с автоматами) у режиссера интереса она не вызвала, однако проглотив ее за одну ночь решение о съёмках было принято. Постепенно нашлись деньги, подобрали состав съёмочной группы. Определялись с актерами. Бортко считал, что Андрея Серегина должен играть Нагиев а Катю - Ольга Дроздова, Константинов же видел в своем прототипе только Домогарова, а Катю по его мнению должна была сыграть Екатерина Стриженова. Сошлись на компромиссе в пользу друг друга. Начали съёмки.
Максимальное творческое попадание, выдающийся режиссер, драматическая история (хоть художественная, но все понимают, что взятая во многом из реальной жизни, как и герой Андрей Обнорский - конечно же понятно чей прототип), замечательные актеры и огромный энтузиазм привели к экранизации двух книг Андрея Константинова "Адвокат" и "Журналист" и созданию сериала "Бандитский Петербург". Картины, которая во многом стала культовой, которая стала одной из лучших в послужном списке многих любимых актеров, которая в конце концов до сих пор (спустя почти 25 лет) вызывает интерес зрителей.
Как-то недавно наткнулся на небольшую рецензию по сериалу, в которой автор (кстати тоже журналист, которого в профессию "привёл" Константинов) охарактеризовал картину как театральную постановку, записанную на плёнку, которая сегодня режет глаз. Коренным образом не могу согласиться с этой характеристикой. Действительно, первые части Бортко снимал на одну (!) камеру. Но все сделано настолько лаконично и профессионально, что технические огрехи некоторых эпизодов (о которых потом узнаешь лично от принимавших участие в съёмках актеров) не стол значительны. Наоборот, сегодня, многие режиссеры как раз отходят от большого количества экшн сцен, а делают ставку на драматургию, приближение к реальности, правдоподобность, а с этим в сериале (первых двух частях) проблем нет. Диалоги, которые растаскиваются на цитаты. Сюжетная линия. А операторская работа. И конечно же музыка Игоря Корнелюка.
Кстати, перед съемками сериала Андрей Дмитриевич встретил свою будущую жену - замечательную актрису Наталью Круглову. Встретились в кафе, Андрей был одет по простому и сразу же сказал девушке: "Вы не смотрите, что я просто одет, деньги то у меня есть, я вообще-то писатель. Это кстати я написал роман "Адвокат", который будут снимать". Выяснилось , что девушка сама в курсе съёмок и даже уже согласована на роль Карины. Так начались отношения. На момент встречи у Андрея за плечами уже было два неудачных брака. Однако третий оказался на всю жизнь. Родились дети Дмитрий и Елизавета.
Конечно, сериал принес огромный успех Константинову. Он даже сыграл несколько эпизодических ролей в нем вместе с все тем же другом Женей Вышенковым. И без того значительный интерес к его работам и книгам возрос кратно. Цикл романов был продолжен. Возросло и количество экранизаций. Это и "Свой-чужой", и "Тульский Токарев", и "Экспроприатор", и "Фронтовая любовь", и конечно же продолжение сериала "Бандитский Петербург". Впрочем Константинов был очень недоволен этой работой и даже попросил исключить свое имя из титров.
"Бортко снимал про людей, а Сергеев (реж. 3 части сериала) - про бандитов" - рассказывал Андрей Дмитриевич.
Фонтанка.ру
К нашему удивлению, для многих Константинов стал популярен не после выхода книг или их экранизаций, а благодаря своим очень острым и интересным выступлениям в программе "Итоги недели с Андреем Константиновым" на Фонтанке.ру (которую кстати он возглавлял). С 2013 года в еженедельном режиме Андрей Дмитриевич освещал основные события, происходящие в мире и стране. Давал свою экспертную оценку. Рассказывал о жизни, культуре и характере арабских, африканских стран. Имея собственный опыт и знания не по наслышке, освещал вооруженные конфликты на востоке. Делал целые серии подробных выпусков про религию Ислам. Параллельно преподавал. Читал лекции в родном СПбГУ на факультете журналистики.
В последние годы освещал все события текущей повестки. Многие критиковали Константинова за очень прогосударственную риторику, однако нужно сказать, что и вопросов он высказывал много, в том числе и как офицер, подполковник запаса. Вопросы эти часто были неудобными, в какой-то мере возмоожно и провокационными. Но именно после таких вопросов удавалось привлечь большее внимание к проблемам обычных граждан, военнослужащих, солдатов. Что-то удавалось решить.
За свою жизнь Константинов занимал многие общественные должности. Был и советником Губернатора Полтавченко, возглавлял петербургское отделение Союза журналистов России, был и секретарем общественного совета при МВД. Но, для нас в первую очередь Андрей Константинов был любимым писателем. Во многом открывшем другой Санкт-Петербург, не такой сияющий и исторический, каким он видится с берегов Невы, а сокральный, жёсткий, тяжёлый и в то же время крайне интересный, загадочный, с тысячами переплетающихся судеб, с борьбой за солнце (в прямом и переносном смысле этого слова). Как сказал один из героев наших рассказов, замечательный человек, Андрей Денисенко (сыгравший Касатонова в сериале БП) "В Санкт-Петербурге не просто жить! Здесь живут настоящие, сильные люди!".
Послесловие
Ровно год назад Андрея Дмитриевича не стало. Он работал практически до самого последнего дня, вел эфиры, отвечал на вопросы. Конечно, преданный читатель и зритель все понимал, видя как менялся на глазах автор любимых книг. К сожалению это произошло. Остались любимые книги, фильмы, персонажи, истории. Многочисленные эфиры и интервью, которые мы имеем возможность пересматривать.
Очень жаль, что не удалось встретить лично, но жизнь к сожалению такова. Поражает стойкость человека, его любовь к профессии. До последнего момента - работа, борьба.
Очень многое можно написать о Константинове и конечно не стоит ограничиваться нашим скромным рассказом.
Он был и остаётся кодом Петербурга...
Спасибо, что дочитали до конца!