Пишем эссе (задание 38) в ЕГЭ по английскому языку. Вот тут про вступление, а вот тут про 2 и 3-й абзацы. Сегодня разберём 4-й абзац с проблемой и её решением.
Первые три абзаца в эссе достаточно клишированные, за исключением комментария. А вот абзац про проблему и решение заставляет задуматься, что не удивительно, ведь задание уровня В2 (высокой сложности).
Вообще ФИПИ вводило новый формат задания 38 с целью "повышение роли проектной работы и умений работать с информацией, представленной в разных форматах." До этого ребята писали нечто похожее на эссе "Мое мнение", где средний процент выполнения был 57,9. Новый формат заданий пишут лучше – 67,7.
Что нужно сделать в четвертом абзаце?
В 4-м абзаце бывает две формулировки задания:
1) – outline a problem that can arise with ... and suggest a way of solving it;
2) – outline a problem that one can face ... and suggest a way of solving it;
Задание одно и то же: выявить возможную проблему, связанную с ... и предложить её решение.
Часто ребята не вчитываются в то, с чем именно должна быть связана проблема и пишут что-то по теме проекта в целом. Но это неправильно! Проблема должна быть не по теме проекта, а та, что указана именно в 4-м пункте плана.
Вот пример тем и проблем с экзамена прошлого года:
Если не читать, о чём точно должна быть проблема, то можно mess up.
Что касается содержания, то проблему можно придумать любую. Вот что пишет ФИПИ:
Участник экзамена вправе выявить проблему, скрытую в данных социологического опроса, или поднять любую другую проблему в исследуемой сфере.
В качестве лайфхака ФИПИ предлагает искать проблемы в статистике:
... в большинстве заданий потенциальные проблемы уже обозначены в предложенных опциях.
Не забываем, что в начале каждого абзаца нам нужно писать вводную фразу.
Каждый новый абзац должен логично присоединяться к предыдущему при помощи определённых средств связи, в роли которых могут выступать различные единицы: от одного слова до целого предложения.
Вот такие фразы для абзаца 4 предлагает разработчик:
Конечно, могут быть и другие варианты. Например, можно вот так начать этот абзац:
Ещё важно отразить в абзаце у кого может возникать эта проблема:
- Если в задании не указан круг лиц, то мы пишем о проблеме в целом, для всех людей, а не только для Zetlanders.
- Если написано проблема у подростков, студентов или еще какой-то группы людей, то придумываем что-то для них, т.е. прописываем полностью, как в задании.
То же самое актуально и для заключения, вот комментарий из официальных документов:
... важно точно следовать формулировке, данной в плане ответа.
Формулировки могут выделять разные стороны исследуемого явления – с некоторым расширением: например, тема проекта – «Чтение в жизни подростков», а в заключении может стоять «роль чтения в жизни людей». Возможна обратная ситуация, когда тема сужается, и т.п.
Какая может быть проблема?
Проблема может быть любая, но логичная, а решение её не должно быть абсурдным или слишком общим.
Надо тренироваться искать и формулировать проблемы по разным темам.
Для brainstorming можно использовать вот такой конструктор:
- MONEY - expensive, unaffordable, high maintenance costs.
- TIME - takes a lot of time, time-consing, inefficient.
- EFFORT - difficult, hard, complicated, mentally exhausting.
- USEFULNESS - useless, unhelpful, lacks practicality.
- AVAILABILITY - unavailable, hard to access.
- LACK of KNOWLEDGE - inexperienced, insufficient training, lack of information, requires specialized skills.
- HEALTH - unhealhty, harmful, bad for eyes, potential health risks, causes discomfort.
- COMFORT - uncomfortable, lacks convenience, poorly designed, not user-friendly.
- SAFETY - unsafe, risky, unreliable, potential for injury.
- EMOTIONS - stressful, disappointing, emotionally draining, lacks emotional support, demotivating.
Давайте применим это к нашему эссе из демоверсии. Итак, нас просят:
– outline a problem that can arise with choosing a play to watch at the theatre and suggest a way of solving it;
Можно дать такие ответы:
Еще один вариант поиска проблемы предложила Елена Дадаева (комментатор в паблике VK "EGExpert"). Когда мы говорим о проблеме, мы можем сказать, что ЛЮДИ:
Если есть сложности с этим абзацем, нужно обязательно тренироваться генерировать проблемы по разным темам. На сайте langart есть целый раздел, посвященный этой теме с примерами проблем и их решений.
Как писать про решение проблемы?
Вот что пишет ФИПИ:
Решение проблемы должно быть реалистичным и адекватным; если предлагаемое решение носит неконкретный характер ("Нужно спросить родителей/ друзей" или "школьная администрация/ правительство должны решить эту проблему" и т.д.), в этом случае аспект считается раскрытым неточно.
Для ввода предложений про решение проблемы можно использовать вот такие фразы:
Можно воспользоваться вот таким списком решений, но, конечно, он не исчерпывающий:
Применительно к нашей теме про театры, можно написать вот такие абзацы:
Или вот такие:
Какие ошибки бывают в 4-м абзаце?
Самые часты ошибки у ребят:
- подменяют проблему, пишут о чём-то своём, не то, что требуется;
- сужают, либо расширяют то, что написано в 4-м пункте плана (проблема у всех или у определенной группы людей);
- пишут нереальную проблему или нелогичное решение;
- вообще забывают написать решение к проблеме;
- пишут: «Судя по статистике, …», а в статистике такой информации нет;
- пишут слишком общие фразы, которые могут использовать везде, а не только для решения этой конкретной проблемы.
Вот и всё про четвертый абзац, осталось заключение, но это уже в следующий раз.
На сегодня всё. Stay tuned!
Продолжение вот тут.