Как должно выглядеть эссе на максимальный балл на ЕГЭ по английскому языку в 2025 году? Первая часть (вступление) вот тут.
Разбираем написание эссе на примере задания из демоверсии 2025, вот оно:
Что требуется во 2-м и 3-м абзацах?
Я неслучайно объединила эти два абзаца в одну статью, дело в том, что они взаимосвязаны. Что же нам нужно сделать? Читаем задание:
– select and report 2–3 facts;
– make 1–2 comparisons where relevant and give your comments;
Во втором абзаце нам нужно привести 2–3 факта из данных в диаграмме (таблице) без какого-либо сравнения, только факты. А в третьем дать 1–2 существенных сравнения и комментарий к ним.
ФИПИ советует использовать все данные из таблицы/диаграммы (5 опций) и хочет, чтобы они "были правильно распределены между двумя пунктами плана". Это в идеале, но минимум должны фигурировать 3 опции во всём эссе.
Поэтому прежде чем начинать писать эти два абзаца, нам надо подумать над тем, какие именно опции из задания мы будем сравнивать и комментировать (3-й абзац), а какие данные мы просто опишем во 2-м. Для этого надо понять, какой комментарий можно сделать.
Как может выглядеть комментарий для сравнения?
Вот что пишет ФИПИ:
... автор должен связать сравнения с темой проекта... и чтобы для сравнения были выбраны такие факты/цифры, о которых можно сказать что-то существенное. Этот комментарий может содержать
1) объяснение, почему именно эти факты были выбраны для сравнения,
2) объяснение возможных причин различия/сходства между фактами или
3) вывод, который можно сделать из сравнения.
Комментарий может выглядеть как:
- Вы комментируете большую или маленькую разницу между ответами респондентов и не находите её удивительной, так как есть логическое объяснение этому, и вы его приводите.
- Или вы находите эти данные неожиданными и приводите информацию о том, почему обычно бывает по-другому.
- Также вы можете выразить личное мнение по данному сравнению и вывод из полученной информации.
Давайте возьмем наше эссе "Почему люди не любят ходить в театр?". Для сравнения можно взять самый популярный ответ "Too expensive" (52%) и сравнить его с самым редким ответом "Inconvenient time of performances" (6%).
Комментарий: Я не нахожу это удивительным. Такая разница связана с тем, что высокая стоимость билетов — это главная причина отказа от театра в текущей нестабильной финансовой ситуации. Расписание не является основным препятствием, люди готовы подстроиться, если будут адекватные цены.
Можно взять причины "Too far from home" (18%) и "Online broadcasts available" (11%). Расстояние до театров является более значительным препятствием, чем наличие онлайн-трансляций. Это может означать, что зрители всё еще предпочитают живое выступление, несмотря на наличие альтернатив.
Можно выразить своё удивление - "Too expensive" (52%) и "Other interests" (13%). Я нахожу такую разницу удивительной. Я думал, что люди не ходят в театры из-за отсутствия интереса к ним, но данные показывают, что финансовый аспект играет здесь главную роль.
Итак, вы определились с тем, какие данные будете комментировать, теперь можно приступать к написанию этих двух абзацев эссе.
Как писать второй абзац в эссе?
Существует несколько подходов к написанию второго абзаца.
Можно вообще не упоминать респондентов, а просто писать об опциях, как это делает блогер ELT Евгения Сергеевна (ВК паблик: EGExpert). Во втором абзаце перечисляются все 5 опций ответов, но они разбиты на факты — смысловые группы. Я применила этот шаблон к нашему эссе и вот что получилось:
Такой способ описания подходит под критерии оценивания 2-ого абзаца, так как здесь есть:
- Откуда мы берем данные — according to the ...;
- На какой вопрос отвечали респонденты — "Why ...";
- 2 факта — самый популярный ответ и все остальные;
- Цифры приведены, (требуют 3 опции минимум), а тут все пять.
Такой шаблон легко повторить, он подойдет для совсем слабых учеников. Но что-то мне подсказывает, что ФИПИ будет бороться с таким упрощение и введёт какие-то новые требования, но пока мы о них не знаем.
Вот ещё один вариант готового шаблона, здесь вопрос уже без кавычек, вписан в предложение, и упор опять на опции ответов, а не на респондентов:
Я же прошу своих учеников всё же делить 5 опций на 2 абзаца. Сначала выбрать то, что будем сравнивать, а остальное описывать во второй абзаце.
Напомню, что для 2-ого абзаца, достаточно описания, НЕ НАДО сравнивать и комментировать.
Выглядеть это может вот так:
Здесь так же есть информация о том, где мы берем данные. Вопрос к респондентам не указан дословно, но нам понятно на какой вопрос они отвечали. Опции ответов не представлены в кавычках, но указаны в предложениях, и упор на респондентов.
Когда мы делаем такое описание, важно понимать, о чем мы пишем, и правильно формулировать ответы. Здесь уже требуется более высокое владение языком, но так и задумывалось — ведь уровень этого задания B2.
Вот несколько готовых фраз для 2-ого абзаца:
Нужно быть осторожнее с глаголами prefer и like. Они подходят не под любую тему эссе, а только там, где говориться о предпочтениях.
Глагол mention ФИПИ просит не употреблять, он не подходит коммуникативной ситуации. Т.к. респонденты выбирают опции из предложенных ответов, а не придумывают сами.
Главные ошибки во втором абзаце
- Путают table и pie chart — всегда смотрим на то, что дано в задании.
- Путают цифры и данные — не спешим, списываем опции из задания точно.
- Не указывают цифры. Надо давать конкретные цифры с процентами, можно в скобках или без: как получается по грамматической структуре предложения. Числа пишем только цифрами, не словами.
- Смешивают времена — сначала пишут chose (Past Simple), а потом say (Present Simple) и т.д. Я рекомендую писать всё в одном времени, можно в Present Simple.
- Не приводят вопрос на который отвечают респонденты. Я уже писала, что можно цитировать вопрос в кавычках или просто вписывать его в предложение. Самое главное, чтобы наш читатель понимал, на какой вопрос отвечают опрошенные.
Немного комментариев от разработчика:
Если во вступлении упоминается страна и точно описана аудитория, то в дальнейшем упоминание страны во 2-м и 3-м аспектах необязательно.
В описании результатов соцопроса допускается формулировка "12% choose …", если круг респондентов уже указывался выше (аудитория опроса). Если такого указания не было, то это логическая ошибка.
... Опускают определённый артикль в “50% of students” (вместо правильного ‘50% of the students’), хотя артикль обязателен.
Как писать третий абзац в эссе?
Итак, нам нужно дать сравнение и прокомментировать его. Мы заранее выбираем опции, о которых мы можем что-то сказать.
Нужно, чтобы в 3-м абзаце был дан язык сравнения, вот что говорит ФИПИ:
Сравнение предполагает использование либо синтакcических сравнительных конструкций (…while… / …whereas… или twice as many, etc.), либо сравнительной и превосходной степеней прилагательных и слов, обозначающих количество (quantifiers). Если автор просто приводит цифры: «30% респондентов дали ответ… 10% дали другой ответ…», то это не считается сравнением.
При написании этого абзаца можно отталкиваться от опций, выглядеть это может вот так:
Или можно задействовать респондентов:
Самое главное, чтобы было сравнение опций и комментарий к нему. Если проценты были указаны во втором абзаце, то необязательно их дублировать.
Комментировать нужно обе опции, ведь мы же не зря выбираем именно их.
Можно сделать и два сравнения: тогда они будут короче, чтобы вписаться в объем, но комментарий нужен будет к каждому сравнению.
Не забываем, что в начале каждого абзаца должна быть вводная фраза. Вот такие фразы дает ФИПИ:
According to the table/pie chart/results of the opinion poll
It can be seen that …
It is noticeable that …
It is clear that …
It is important to note that…
It is worth mentioning that …
Вот еще несколько шаблонных фраз для этих абзацев:
На очереди проблема, ее решение и последний абзац с заключением.
На сегодня всё. Stay tuned!
Третья часть (проблема и решение) вот тут: