Найти в Дзене
Елена Панина – РУССТРАТ

Милитаризация ЕС: риски военных и политических угроз России

Для Запада становится все очевиднее, что Киев проигрывает на поле боя и конфликт вступает в заключительную фазу. Агентство Bloomberg сообщило, что страны НАТО теперь не пытаются обеспечить победу Киеву, а теперь сосредоточились на том, чтобы Украина имела хоть какие-то аргументы и «рычаги» при ведении переговоров о возможном прекращении огня с Россией. Европейские элиты вынуждены признать поражение на Украине, но они не готовы договариваться с Россией о контурах европейской безопасности. Именно этот вопрос стал прологом к специальной военной операции на Украине, так как страны НАТО отказались от российских предложений о гарантиях безопасности 15 декабря 2021 года. В связи с этим 19 ноября министры иностранных дел Франции, Германии, Италии, Польши, Испании и Великобритании подписали совместную декларацию, где заявили, что Россия, якобы, систематически атакует архитектуру европейской безопасности, и действия русских угрожают миру на европейском континенте, а также в трансатлантическом ре

Для Запада становится все очевиднее, что Киев проигрывает на поле боя и конфликт вступает в заключительную фазу. Агентство Bloomberg сообщило, что страны НАТО теперь не пытаются обеспечить победу Киеву, а теперь сосредоточились на том, чтобы Украина имела хоть какие-то аргументы и «рычаги» при ведении переговоров о возможном прекращении огня с Россией.

Европейские элиты вынуждены признать поражение на Украине, но они не готовы договариваться с Россией о контурах европейской безопасности. Именно этот вопрос стал прологом к специальной военной операции на Украине, так как страны НАТО отказались от российских предложений о гарантиях безопасности 15 декабря 2021 года.

В связи с этим 19 ноября министры иностранных дел Франции, Германии, Италии, Польши, Испании и Великобритании подписали совместную декларацию, где заявили, что Россия, якобы, систематически атакует архитектуру европейской безопасности, и действия русских угрожают миру на европейском континенте, а также в трансатлантическом регионе.

Министры иностранных дел западных стран обязались осуществлять дальнейшую интеграцию между странами-​членами ЕС, обеспечить более тесное сотрудничество между ЕС и Великобританией.

Данная декларация также является результатом опасений, что с приходом Дональда Трампа на пост президента США в 2025 году Европа потеряет «военный зонтик» США и им придется защищаться самостоятельно.

Еще за месяц до американских выборов министр обороны Германии Борис Писториус говорил о том, что вне зависимости от победителя в гонке претендентов на кресло лидера Соединенных Штатов Европе придется делать намного больше в плане обеспечения собственной безопасности. Уже после объявления итогов Вашингтоном президент Франции Эммануэль Макрон заявил: «Мы должны быть в состоянии защитить себя», пояснив, что Европа не должна превратиться в слабое «травоядное» в окружении «хищников».

В договоре о создании Евросоюза имеется статья 42, которая предусматривает существенную военную интеграцию в рамках институциональной структуры Евросоюза. В 2015 году риторика о создании армии Евросоюза резко активизировалась: им стало ясно, что Россия не будет отказываться от своих требований по Украине.

В рамках ЕС существует около 9 подразделений вооруженных сил, вплоть до Европейского комитета начальников штабов, но, по факту, механизмы управления упомянутой системы не работают. Без единой штабной структуры, которую обеспечивают США в рамках НАТО, европейские страны могут воевать лишь «по одиночке» - сами по себе.

По данным НАТО европейские страны альянса увеличили расходы на оборону с 2022 года почти на треть, до $476 миллиардов. По состоянию на июнь текущего года 23 из 32 членов НАТО также достигли целевого показателя расходов на оборону в размере 2% ВВП, это более чем в 2 раза превышает аналогичные траты 4 года назад. Тем не менее, новый генеральный секретарь НАТО Марк Рютте заявил, что Европа «не достигнет цели в 2% ВВП» на оборонные расходы.

Заступивший на пост 1 декабря Еврокомиссар по вопросам обороны Андрюс Кубилюс призвал к «большому взрыву» в оборонных расходах, которые, по его мнению, необходимо повысить до €500 миллиардов в течении следующего десятилетия ради «сдерживания» России. По словам Кубилюса Россия, якобы, будет готова напасть на страны ЕС и НАТО до 2030 года.

Однако, простое вливание средств не поможет, на восстановление военно-промышленного комплекса Европы нужны десятилетия. В то же время, в докладе, подготовленном в сентябре для Еврокомиссии указано, что в период‏ с июня 2022‏ года по‏ июнь 2023‏ года‏ 78% всех расходов стран‏ ЕС на‏ военные закупки‏ приходилось‏ на‏ внешних поставщиков и‏ 63% закупок‏ делалось в‏ США. ‏ Это означает, что Европа попросту финансирует американский ВПК.

Кроме того, проблема заключается в раздробленности европейского ВПК. По данным McKinsey, в основных главных системах вооружений - таких как истребители, танки и эсминцы - США «различают» 32 типа, а Европа - 172. Их унификация в короткий срок невозможна, даже в ходе производства 155-​миллиметровых артиллерийских снарядов получается более 12 модификаций, которые не подходят ко всем артиллерийским орудиям.

В октябре этого года руководство НАТО, в виде американского генерала Кристофера Каволи и французского адмирала Пьеру Вандье, представило «Минимальные требования к возможностям» европейских стран НАТО для защиты от России. В рамках этих требований указано, что, если в 2021 году 82 бригады НАТО считалось достаточным для обеспечения безопасности, то в будущем их должно быть 131.

Для примера, численность 1 бригады Бундесвера составляет около 5000 солдат. Таким образом, для ведения боевых действий с Россией предлагается увеличить силы более чем в 1,5 раза с 410 до 655 тысяч солдат. Под такой состав понадобится примерно 1200-1300 танков, 2300-2700 БМП, 3000-5000 БТР, около 1200 крупнокалиберных артиллерийских и ракетных систем.

Руководство НАТО указывает, что эти планы можно будет реализовывать, начиная с 2031 года, но при этом призывают «как можно быстрее начать военные закупки».

Таким образом, вполне очевидно, что в этом десятилетии европейские страны не способны обеспечить подавляющее преимущество над Российской армией. Россия тоже не стоит на месте, штатная численность ее армии с 1 декабря увеличилась до 2,39 млн человек, и стала больше на 180 тысяч солдат.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!