Найти в Дзене
Швец, чтец и игрец на дуде

Безупречная биография Камю – впервые на русском

Я очень ждала работу Роберта Зарецки, к счастью, она оказалась прекрасна не только снаружи, но и внутри. Хотя мемуары для меня жанр муторный и далеко не любимый.

Кто пропустил видео, предлагаю начать с визуального обзора.

Даже биографии интересных мне личностей всегда читались с трудом, неторопливо и чаще всего фрагментарно, но работа Зарецки увлекла не меньше произведений самого Камю, а малый объем позволил "проглотить" её не отрываясь.

Автор выделяет главные интеллектуальные и моральные темы, свойственные творчеству Камю, и делит мемуары на главы: абсурд, молчание, мера, верность, бунт.

В первую очередь хочется отметить, что в книге больше философии и глубинных разборов произведений Альбера, нежели жизнеописания человека, я снова (казалось бы невозможно!) по-новому взглянула на «Постороннего», переосмыслила конфликт с Сартом и наметила произведения от меня ускользнувшие, но теперь обязательные к прочтению.

Но самое главное здесь Камю – человек. Автор не восхваляет на каждой странице философского гения, он показывает его живым, сомневающимся, ошибающимся, но неизменно верным себе и своим взглядам.

Читая произведения философа, мне подсознательно казалось, что в его жизни была какая-то боль, касающаяся матери, Зарецки подтверждает догадки – между мальчиком и родным человеком была глухая стена молчания.

Камю бьется над тем, что все его творчество, вся его работа — ради женщины, которая не умела читать и почти не разговаривала. «Больше всего на свете ему хотелось, чтобы мать прочла то, что было его жизнью, его плотью и кровью, но это было невозможно. Его любовь, его единственная любовь навсегда обречена на немоту».

Детство, проведенное в молчании, которое вылилось в громогласный бунт – так хотелось бы мне описать историю Альбера Камю.

Если честно, я отметила столько цитат, что статью однозначно заблокировали бы за дублированный контент, всё произведение – цитата, о сложном поиске смысла жизни и себя в ней.

Здесь я нашла то, чего не могла прочувствовать в произведениях автора – любовь к жизни.

Камю был моралистом, который твердо держался мнения, что и в абсурдном мире, не дающем никакой надежды, люди не приговорены к отчаянию

Славить жизнь в её страдании, «смотреться в зеркало собственного морального дискомфорта» – в этом был Камю, вязнущий во мраке, но тянувшийся к свету.

Большой болью автора была ситуация в родном Алжире, права жителей которого он отстаивал много лет, но стал жертвой политических распрей и выбрал молчание. Его знаменитый спор с алжирским студентом, точнее заключительная реплика Камю, всегда отчаянно боровшегося за справедливость, в работе Зарецки и корректном переводе обретает новый, глубокий смысл

Сейчас кто-то закладывает бомбы в алжирских трамваях. В одном из этих трамваев может оказаться моя мать. Если это справедливость, то я предпочту уберечь мать

Справедливость, любовь, молчание. То, что вызвало негодование публики по сути является ценнейшей редкостью среди публичных людей, особенно, когда дело касается политики – смелость говорить правду.

Понимая бесполезность слов во времена алжирской мясорубки, автор продолжал молчать. «Камю поставил себя в такую ситуацию, что гарантированно вызовет подозрения у колонизируемых, презрение — у левых в метрополии и гнев — у собственного народа». Позже автора захватывала ярость и резкие публикации, и сново молчание.

Глубокая боль о родном народе и волевая твердость молчания – противоречия, столько лет терзающие душу автора.

Последним отмечу тему отношения Камю к насилию. В некоторых источниках философа представляют как отбитого нигилиста, полностью отрицающего насилия. Камю действительно был против и активно выступал за отмену смертной казни, но здесь проблематика глубоко раскрыта и Камю снова предстает человеком мыслящим:

Насилие одновременно неизбежно и неоправданно

Глупо, будучи человеком образованным, отрицать роль насилия в человеческой истории, так и Альбер понимал, что оно неизбежно, но всегда подчеркивал его незаконность и призывал сдерживать насилие там, где это возможно.

Война за справедливость, теплая любовь к черствой матери, человечность, гуманность, жизнелюбие через боль, поиск смысла, за которым стоило бы следовать «… мы живем для чего-то такого, что выше и больше морали. Если б мы могли назвать это, но какая немота!», – такой Камю на страницах биографии. Не великий человек, а человек обычный, настоящий, знающий ценность слова, любви и человеческой жизни.

Кажется статью, которой и так не суждено стать популярной, следует завершать.

Подытожить можно твёрдо: работа Роберта Зарецки, емкая, глубокая, но при этом невероятно захватывающая. Без какой-либо воды и ухода в любовные интриги, автор рассказывает о главных событиях, трудах и взглядах Альбера Камю, открывая перед нами писателя-человека.

Сплетения философских трудов, мифов и авторов, повлиявших на взгляды Камю – отдельное лакомство. Книгу приятно просто прочесть, но ещё приятнее разложить по кирпичикам, незаметно пряча нужные в свою тележку.

Однозначная рекомендация.