Найти в Дзене
Alterlit Creative Group™

Рецензия на сериал «Лэндмен»

Базированный привет зрителям!

За последние 10 лет показатель среднего качества продукции мирового кинематографа сильно упал, соответственно потянув за собой и сериалы. Казалось бы, мы уже никогда не увидим сцены из жизни нормальных людей, и вынуждены будем довольствоваться душещипательными многосерийными страданиями пансексуальных сильных женщин и трансгендерных негролесбиянов в качестве единственного стандарта развлечения. Но, как верно учит нас история, никогда нельзя терять надежду, и в данном случае добрая весть пришла из богоспасаемого штата Техас, который продемонстрировал нам, что есть ещё не просто прилично сделанные, красиво снятые, неглупые, но ещё и по-настоящему классные сериалы. И «Лэндмен» — отличный пример подобного редчайшего исключения из правил.

-2

оригинальное название: Landman
год: 2024
авторы сериала: Тейлор Шеридан, Кристиан Уоллес
в ролях: Билли Боб Торнтон, Эли Лартер, Джон Хэмм, Джейкоб Лофленд, Мишель Рэндольф, Кайла Уоллес, Колм Фиор, Марк Колли, Деми Мур

Техас знаменит на весь мир не только хорошо прожаренными стейками, эталонными ковбоями и суровым прищуром небритого Клинта Иствуда, но ещё и прекрасно развитой нефтяной промышленностью. Однако добывать нефть даже из неглубоких слоёв залегания просто только в теории, и организация этого процесса требует специфических навыков, огромного практического опыта и определённого склада характера менеджмента. Именно поэтому в каждой нефтяной компании есть так называемый «лэндмен» — важнейшее связующее звено между высшим руководством и людьми «на земле», призванный ежедневно решать непростые задачи и выкручиваться из нестандартных ситуаций.

Главный герой по имени Томми Норрис — как раз такой специалист, работающий на корпорацию «Эмтекс», которой руководит его старый приятель Монти Миллер. Когда-то давно Томми и Монти вместе занимались георазведкой, и даже умудрились найти новый нефтяной бассейн, но у прижимистого и расчётливого Монти на тот момент был начальный капитал, а любивший жить на широкую ногу Томми, рассчитывая, что нефть всегда будет стоить 140 долларов, потерял всё, остался не при делах, и вынужден был пойти работать на своего бывшего компаньона. В итоге 20 лет спустя Монти днями напролёт играет в гольф в частных клубах и скучает на званных приёмах, а Томми вынужден без выходных мотаться по 40-градусной жаре, руководить ремонтом вышек и вести переговоры с мексиканскими картелями, владеющими перспективными месторождениями.

Но ошибки прошлого представляют собой лишь небольшую часть проблем Томми. Его сын, вдохновившись романтическим образом жизни отца, решает пойти по его стопам, бросает университет и устраивается чернорабочим в нефтяную компанию, бывшая жена решает снова навести мосты с мужем, совершенно не интересуясь его мнением по этому поводу, а несовершеннолетняя дочь, живущая вместе с матерью, приводит домой двухметрового футболиста. Тем временем работа протагониста продолжает преподносить ему неприятные сюрпризы. Первый же рабочий день для сына заканчивается трагически, во время пожара на нефтяной вышке погибает вся его бригада, а сам Томми, бросившийся на помощь, теряет фалангу пальца.

-3

Но самую большую головную боль для героя создают его партнёры по другую сторону границы. Нахальные мексиканские наркоторговцы угоняют принадлежащий работодателю Томми самолёт, чтобы использовать его для контрабанды наркотиков, а сам Томми, не желая обострять отношения с картелем, не сообщает об этом в полицию, будучи уверенным, что самолёт через некоторое время вернут.

Но судьба распоряжается иначе, мексиканцы терпят крушение с тонной кокаина на борту, и теперь федеральное агентство по борьбе с наркотиками начинает живо интересоваться добрососедскими отношениями между нефтяной компанией и картелем. Поскольку кровожадные американские прокуроры не пощадят никого, владелец нефтяной компании подумывает над тем, чтобы подставить Томми и бросить его на съедение, и посылает молодую даму-юриста, специализирующуюся на подобных грязных трюках, чтобы формально помочь другу, и одновременно в перспективе подготовить почву для предательства. Но все эти трудности никак не могут повлиять на ровное настроение и работоспособность Томми — ведь он настоящий мужик из Техаса, а настоящему мужику из Техаса не к лицу переживать по мелочам.

-4

«Лэндмен» представляет собой во многом уникальную историю успеха. Такой жанр, как производственная драма, изначально является далеко не самым благодарным в индустрии кино, и фильмы уровня «Гленгарри Глен Росс» и «Нефти» появляются на экране крайне редко. Именно поэтому вдвойне приятно видеть настоящее мастерство авторов сериала, способных превратить абсолютно банальную, приземлённую и глубоко бытовую историю в увлекательнейшее многосерийное шоу, целиком захватывающее внимание зрителя.

Одним из важнейших элементов успеха сериала, несомненно, является предмет его повествования. После того, как аудиторию усиленно бомбардировали десятками и сотнями идиотских историй о небинарных эльфах, драконах и доблестных феминистках, занятых исключительно борьбой с патриархией, невыразимо приятно увидеть на экране настоящих мужчин, решающих проблемы, имеющие место быть в реальном физическом мире, а не в чьём-то воображении.

В области эстетики сериала прекрасно всё — Томми и его коллеги запросто садятся за руль, выпив не меньше шести бутылок пива, с ходу ставят на место обнаглевших зумеров, решивших проверить свои политкорректные трюки на нормальных людях, выясняют отношения с помощью мордобоя, самостоятельно проводят ампутации в полевых условиях, играючи убивают гремучих змей лопатой и даже не думают признавать женщин сильными и независимыми. Настолько аутентичные ковбои в современных фильмах мелькали разве что в отличной драме «Любой ценой», и оба проекта похожи тем, что поднимают чисто бытовые ситуации на поистине олимпийский уровень драматургии.

Но увлекательные приключения суровых нефтяников являются ещё не самым приятным элементом проекта. Сериал «делают» просто идеально прописанные персонажи, и практически непревзойдённый уровень реализма распространяется даже на эпизодические роли. Рациональная основа взаимоотношений действующих лиц, а также их чёткая, понятная и обоснованная мотивация делают их по-настоящему трёхмерными, цельными и живыми.

Здравый, компетентный и уверенный в себе Томми Норрис — настоящий глоток свежего воздуха для аудитории, задыхающейся от обилия постоянно рефлексирующих невротиков, утончённых психопатов и неприкаянных слабаков на первом плане большинства голливудской продукции. При этом физически Томми далеко не супермен (сцена, где он ежедневно колет себе коктейль из витаминов и тестостерона для сохранения возможности работать по 12 часов в сутки, снята просто гениально), но принципиальность и железная воля, вплотную приближающаяся к уровню Дэниэла Плэйнвью, позволяют ему успешно делать своё дело.

Его сын Купер, несмотря на отсутствие опыта, перенял моральный стержень отца, и наблюдать за тем, как он набирается опыта и делает первые самостоятельные шаги — одно удовольствие. Бывшая жена и дочка Томми просто великолепно отражают два поколения осознанного игнорирования христианских ценностей. Постоянно брызжущая ядом адвокат Ребекка создаёт идеальный контраст флегматичному протагонисту. Далеко не самый высокоморальный, но крайне рациональный Монти, пытающийся выжить в безжалостном мире большого бизнеса, вызывает лишь уважение.

Не меньший восторг вызывают диалоги — общение, тон и реакции персонажей прописаны и сыграны просто мастерски, и каждая строчка содержит в себе необходимые пропорции брутальной правды жизни, житейской мудрости и здорового юмора, в итоге оставляя крайне объёмное впечатление. Звучащая на фоне кантри-музыка, отличные натурные съёмки техасской прерии и нефтяных вышек, «стетсоны», пикапы Ford F-250, немытые мексиканцы и прочие необходимые составляющие быта южных штатов, также дают свой эффект.

Однако качественные элементы сериала сами по себе не гарантируют успеха, и лишь мастерство авторов может создать их успешную комбинацию, способную вызвать отклик в сердце зрителя. В данном случае я рад констатировать, что авторы выполнили свою работу блестяще, и смело можно сказать, что у эталонного «Карточного домика» появился опасный конкурент в области реализма и атмосферы.

-5

Труппу можно охарактеризовать одним термином — великолепная. Актёры подобраны просто идеально, в том числе и потому, что почти все занятые на главных ролях артисты сами с юга США, а значит, в большей степени живут, чем играют свои роли. Билли Боб Торнтон относится к той редчайшей категории счастливчиков, которые просто не умеют играть плохо, а богатейшая роль Томми позволяет ему раскрыть свой талант в полной мере. Базированный протагонист настолько хорош и аутентичен, что не сопереживать ему может разве что конченый либерал. Джон Хэмм в так хорошо идущей ему роли небольшой, но агрессивной акулы бизнеса, взял лучшее из своего хрестоматийного образа Дона Дрейпера. Джейкоб Лофленд, исполняющий роль недалёкого, но крайне целеустремлённого Купера, вызывает уважение отличным изображением процесса взросления. Кайла Уоллес радует безупречным образом молодой прогрессивной адвокатессы, тем не менее не способной противостоять обаянию настоящего ковбоя. Эли Лартер идеально попадает в стереотипный, но тем не менее крайне аутентичный образ собаки на сене, а Мишель Рэндольф в роли её непосредственной и безумно избалованной дочки делает свой вклад в юмористическую составляющую сериала.

Итог: отлично снятый и гениально сыгранный сериал, обеспечивающий как качественное развлечение, так и эстетическое наслаждение публики. Рекомендую.

Александр Костин для сайта Альтерлит