В Православной традиции не принято различать молитвы по степени их силы или эффективности.
Сегодня активно в СМИ по праздникам продвигаются заголовки с якобы сильнейшими молитвами на каждый день. Интересно, на чем основано такое заявление? Неужели это личный опыт? Тогда почему ни слова об этом? Но самое главное, что такая формулировка, как "сильнейшие", совершенно не относятся к православию. И вот почему!
Молитва не является формулой или заклинанием, обязательное выполнение которого обеспечивает исполнение желаемого. Она представляет собой искреннее общение с Богом. Да, это разговор с Богом.
Наиболее горячей считается молитва, возносимая с чистотой сердца, глубокой верой и искренним стремлением обратиться к Всевышнему, Пресвятой Богородице и святым.
А что есть чистое сердце?
Вот о чем не пишут в наших СМИ. Прежде всего человек должен каяться в грехах, очищать себя от всякой скверны. Нужно осознать свою греховность пред Христом. Если мы не понимаем, что Христос за нас пострадал, то как мы воспринимаем Бога? Просто "дай" и точка? Бог - это не исполнитель желаний и прихотей человека, Он прежде наш Спаситель.
Читать молитву, без чувства покаяния, как некое заклинание на исполнение желаний, это скорее никак не относится к православной вере. Человек получает от Бога то, что ему полезно и только в тот момент, когда Бог решит дать ему просимое.
Типы молитв
Существует два основных типа молитвы: личная и церковная.
Церковная молитва представляет собой совместное обращение к Богу, возглавляемое священнослужителем. И если наш близкий, например особенно находится в не простой ситуации, и является крещеным, рекомендуется включать его имя в церковные молитвы. Для этого необходимо подать записку для поминовения на Проскомидии, которая является частью Божественной литургии. Имя можно внести в молитвы на протяжении 40 литургий, что известно как сорокоуст.
Молебен — это более камерное, можно сказать, поминовение, которое осуществляется под руководством священника и представляет собой короткое молитвенное последование, в ходе которого верующие обращаются с просьбами к Богу, Богородице и святым.
Важно не только подать записку, но и лично участвовать в молитве вместе с прихожанами.
А если говорить более прямо, то следует вести постоянную церковную жизнь. Это и исповедь, и причастие.
Как мы живем?
80-е правило VI Вселенского Собора гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц не придет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».
По этому поводу Иеромонах Иов (Гумеров) пишет:
Правило, которое приведено в письме, сохраняется, но применение его в практике не встречается по причине сильного ослабления христианских начал в жизни современного человека. Церковь в своей жизни руководствуется двумя принципами: акривия (греч. строгость, точность) – точность, строгость, соответствие букве закона и икономии (греч. устроение дома, дел) – решение церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, целесообразности. Акривия необходима в вопросах веры, догматических определениях, а также в отношении важнейших канонов, касающихся жизни Церкви. Икономия – отношение к поступкам христиан, когда в пастырской практике учитываются возможные последствия наказания и ради духовной пользы отменяется епитимия за проступок. Это дает пастырю возможность принимать решение, нарушающее букву церковного канона, но не противоречащее его духу.
Личная молитва может быть выражена как собственными словами, так и словами, составленными святыми. Нередко верующим требуются подсказки в понимании, как и о чем следует молиться. Именно для этого и созданы молитвословы на различные жизненные ситуации, которые позволяют ориентироваться на многовековой опыт Церкви.
Лучший вариант — это сочетать молитву церковную и личную.
А вот, по учению святых отцов, молитва, соединенная с гордостью, будет во грех, не в помощь, а в суд и осуждение.
Потому не стоит считать молитву заклинанием и искать «сильнейшие» молитвы. Нужно очищать свою душу от грехов и искренне возносить молитвы Богу. Ведь молитва - это разговор души человека с Богом. И этот разговор должен быть искренним.
Святые отцы говорят, что каждый раз, когда мы молимся, надо очищать свою душу и проверять свою молитву заповедями Божиими, просим ли мы действительно что-то хорошее или это послужит во вред нам и наши ближним.
Наставления
Молитва, как беседа с Богом, сама собою — высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, — и милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее.
- Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).
Господь посылает людей, Он дает встречи, Он указует пути. Нет ничего случайного в людских отношениях, люди созданы друг для друга. Молись за любящих тебя и друзей, молись за ненавидящих, молись за тех, кто сами о себе не молятся, отягченные и ослепленные. Ведь для всех нужна твоя молитва.
- Протоиерей Сергий Булгаков (1871-1944).
А ты, встав на молитву, представь себе, что Христос пришел на землю. Суд завершен. И Господь уже уходит с теми, кого Он избрал, а ты — остался. Представь, как ты закричишь Ему вслед... Вот так и молись.
- Преподобный Ефрем Катунакский (1912-1998).
Чаще молитесь краткими молитвами: «Господи! Благослови!», «Господи! Помоги!» — приучаясь всё в жизни делать с Божьего благословения и с Божьей помощью.
А еще примите к сердцу такую молитву: «Господи! Тебе всё ведомо; сотвори со мной как изволишь. Аминь».
- Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).
Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно об этом мы не знаем. Он Один Судия праведный, а можем ложь признать за истину. Молись и веруй
- Преп. Анатолий Оптинский.
Горячая молитва
Будем помнить, что в православии нет таких понятий как "сильная" или "слабая" молитва. Эти понятия существуют в оккультизме, наряду с "сильными" заговорами и т.д. Христианское понимание молитвы - это обращение к Богу, с просьбой, с благодарностью. Молитва может быть как традиционно принятой и благословленной Церковью и содержаться в молитвослове, так и высказанной своими словами. Есть такое понятие как горячая молитва, т.е. искренняя, совершаемая усердно, идущая от самого сердца. Вот такая молитва и будет лучшей помощью нам или нашему близкому человеку.
Слава Богу за все!