Найти в Дзене
К.О.Д. ХХ век

Надежда Андреевна Удальцова (1886–1961)

Выдающаяся художница с яркой и оригинальной манерой живописи. В своем творчестве соединяет традиции русской художественной школы с новаторскими элементами футуризма, кубизма и супрематизма.  Надежда Удальцова родилась в 1886 году в городе Орле. Мать Вера Николаевна прививала детям любовь к искусству, уделяла особое внимание развитию творческой фантазии своих четырех дочерей, из которых Надежда была старшей. В 1892 году семья переехала в Москву, где Надежда с отличием окончила московскую женскую гимназию В. П. Гельбиг и поступила в частную художественную школу Константина Юона.  Вхождение в мир живописи у Надежды был непрост. Годы учебы в гимназии она вспоминала без восторга: «Внешний суетливый мир пришел вместе с гимназией. Ученье, подруги оторвали от искусства». Еще более критически художница отзывается о времени, проведенном в художественной школе:  «Всё, что я делала у Юона и что делали мои сотоварищи, было мне глубоко чуждо. В детстве я увидела Эрмитаж, и старые мастера поразили м

Выдающаяся художница с яркой и оригинальной манерой живописи. В своем творчестве соединяет традиции русской художественной школы с новаторскими элементами футуризма, кубизма и супрематизма. 

Надежда Удальцова родилась в 1886 году в городе Орле. Мать Вера Николаевна прививала детям любовь к искусству, уделяла особое внимание развитию творческой фантазии своих четырех дочерей, из которых Надежда была старшей.

В 1892 году семья переехала в Москву, где Надежда с отличием окончила московскую женскую гимназию В. П. Гельбиг и поступила в частную художественную школу Константина Юона. 

Вхождение в мир живописи у Надежды был непрост. Годы учебы в гимназии она вспоминала без восторга:

«Внешний суетливый мир пришел вместе с гимназией. Ученье, подруги оторвали от искусства».

Еще более критически художница отзывается о времени, проведенном в художественной школе: 

«Всё, что я делала у Юона и что делали мои сотоварищи, было мне глубоко чуждо. В детстве я увидела Эрмитаж, и старые мастера поразили меня… Некоторое значение имел художник Н. П. Ульянов, который увидя мои детские рисунки, сказал, что школа мне не нужна, что я готовый художник, долженствующий лишь найти себя. Это "найти себя" определило весь мой путь».

В 1911 году Надежда Удальцова стала посещать свободную мастерскую «Башня» на Лубянской площади, где зарождался круг живописцев русского авангарда. А в 1912 она поехала в Париж и поступила в Академию «La Pallete», где в числе наставников был Жан Метценже, один из теоретиков кубизма.

«В Париже я прожила около года, как зачарованная. Город в кубах домов своих и переплетениях виадуков, с дымами поездов, с аэропланами и дирижаблями в воздухе рисовался фантастическим живописным явлением подлинного искусства. Архитектура домов с их охристо-серебристым тоном воплощалась в кубистических построениях Пикассо. Были частые посещения Лувра; изучался Пуссен, Леонардо да Винчи, Микель-Анджело; посещения музея Клюни и цветные "витро" объяснили мне великолепного Матисса», — вспоминала художница.

-2

-3

В 1913 году Надежда Удальцова вернулась в Москву, в 1914 впервые экспонировала одну из кубистических композиций на выставке общества «Бубновый валет», а в 1916 участвовала в 1-й футуристической выставке «Трамвай В».

Авангард принимался критиками неоднозначно. Александр Бенуа, наиболее авторитетный теоретик искусства, весьма уничижительно отзывался о выставках футуристов. Полемизируя с ним, Надежда Удальцова писала:

«Доколе всё новое в искусстве будет встречаться только насмешкой, недоверием и издевательством? Разве не признан закон эволюции в жизни науки, почему же искусство обречено стоять на месте и изживать старые истины? <…>Искусство свободно, и развивается по одному ему присущему закону изменения формы».

Надежда Андреевна последовательно шла от кубизма к беспредметному искусству, она стремилась освободиться от излишней детализации, предпочитала простоту и ясность композиционных решений. Ее композиции со временем усложняются, предметы распадаются на элементы.

-4

-5

-6

-7

После революции 1917 года в советской культуре начал складываться образ активной женщины, с энтузиазмом осваивающей традиционно мужские профессии, новые технические и художественные специальности. Надежда начинает преподавать на основном отделении во ВХУТЕМАСе, ведет мастерские на живописном и текстильном отделениях. 

На протяжении жизни художественный почерк Удальцовой неоднократно сменился. Изменения носили решительный характер и каждый раз были ответом на события, происходившие в мире искусства. Менялся мир, менялось видение и грамматика языка.

Основным жанром в творчестве Удальцовой с середины 20-х годов становится пейзаж, и она с мужем Александром Древиным отправляется в путешествие по Алтаю, Казахстану и Армении. Главным организатором холстов того времени был цвет. Картины наполнены формами, прозрачным воздухом, свободой и ослепительным светом.

-8

-9

-10

Жизнь Надежды Удальцовой в советской России текла не безоблачно. В 1938 году был арестован и почти сразу расстрелян «за контрреволюционную деятельность» ее муж художник Александр Древин.

Но беды не сломили Удальцову, она не озлобилась на обстоятельства, не опустила руки. Во время войны она не уехала в эвакуацию — осталась в Москве, много работала, выезжала в воинские части, где писала портреты участников боев. Свою работу художница рассматривала как часть общенародной борьбы, за что удостоена медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

-11

-12

Надежда Удальцова дает нам пример светлого человека, с особенным взглядом на жизнь, истинного служителя искусств.

-13

-14

-15