Если вы уважаете научную фантастику и любите интеллектуальные фильмы, то "Субстанция" не должна пройти мимо вас. Глубокая психологическая драма с чёрным юмором и элементами боди-хоррора, которая заставит закрывать глаза с восклицанием "О, Господи!" и смеяться во весь голос, а главное - мыслями вы обязательно будете возвращаться к этому фильму, вновь и вновь пытаясь понять то, что его создатели несли зрителю между строк.
Эту рецензию я решил написать потому, что прочитав несколько обзоров на "Субстанцию" (в том числе профессиональных психологов), так и не услышал от критиков самого главного - в чём заключается философский смысл фильма, который, безусловно, очень глубок.
Краткое содержание
Главная героиня драмы - Элизабет (Деми Мур), звезда телевизионного шоу, посвятившая всю свою жизнь карьере, внезапно "выходит на пенсию": ей исполняется 50, и продюсер ищет ей замену.
Одинокая и нарциссичная натура, Элизабет привыкла к всеобщему восхищению, которое боится потерять больше всего на свете.
Она решается стать участницей таинственного эксперимента, чтобы через введение в своё тело некоего препарата, получить лучшую версию самой себя и снова стать востребованной. Препарат, фактически, клонирует Элизабет, создавая её молодую копию - Сью. Однако Сью - не просто клон Элизабет, они связаны друг с другом физиологически.
Чтобы Сью могла жить, она должна ежедневно вводить в своё тело спинномозговую жидкость Элизабет, являющуюся её матрицей. Чтобы Элизабет могла восстанавливать себя, она должна отдыхать от Сью. В итоге пока одна из них лежит неделю под капельницей без сознания, вторая бодрствует. Потом они должны меняться.
Однако молодая и амбициозная Сью начинает злоупотреблять положением Элизабет и всё чаще продлевает своё бодрствование, забирая у своей "матери" больше спинномозговой жидкости, чем это позволительно. Для Элизабет это оборачивается трагедией: она начинает стремительно стареть. Пытаясь исправить положение дел, Элизабет связывается с создателями препарата, но те повторяют одну и ту же мысль:
- Нет никакой "она" и "я"! Вы с ней - одно и то же. Важно соблюдать баланс!
Когда Элизабет понимает, что Сью полностью перестала считаться с её интересами, она решается остановить эксперимент и умертвить свою молодую копию, как это предполагают инструкции. Но в последний момент она обрывает процедуру уничтожения, что приводит к пробуждению Сью раньше срока. Впервые женщины сталкиваются друг с другом лицом к лицу.
Поняв, что Элизабет пыталась её уничтожить, Сью жестоко расправляется со старухой и отправляется на съёмки новогоднего шоу. Однако есть проблема: без физиологической поддержки клон не стабилен, и уже в гримёрной Сью начинает разваливаться.
Пытаясь спасти свою жизнь, она идёт на крайние меры и вкалывает себе активатор - тот самый препарат, который когда-то вколола Элизабет, пытаясь получить лучшую версию себя. Беда заключалась в том, что активатор предназначался только для матрицы, но не для клона. В итоге Сью навсегда уходит со сцены, прежде породив ужасного монстра, который представляет собой абстрактное нагромождение частей человеческого тела. Этот монстр, обладая какой-то частью сознания Элизабет-Сью и отправляется на новогоднее шоу, превращая его в незабываемую вечеринку для гостей...
Что такое "субстанция"
Утверждается, что сценарий для фильма писала Корали Фарджа, она же режиссёр. Читая интервью самой Корали, я задумался над тем, насколько велик шанс, что она этот сценарий просто купила у того, кто оказался талантливее её, но без её денег и связей? Сейчас такие фокусы в киноиндустрии - обычное дело.
Вот, что вызвало мои сомнения:
1. Корали явно не понимает, что такое "субстанция" (а это сложный философский термин). А ведь нельзя давать название фильму, не понимая то, что за ним стоит.
2. Всё её интервью о фильме - это жалобы на трудную женскую судьбу и разговоры о феминизме. Никакой философии. Словно, она сама не понимает, что писала и снимала. Или не сама?
Справедливости ради отмечу, что, возможно, главная идея фильма, как её понял я, - это не более чем продукт моего сознания, склонного к поиску таких смыслов. А сама Фарджа видела сюжетную линию гораздо проще.
Итак...
Почему фильм назван "Субстанция"?
Неискушённый в философии зритель, глядя фильм, ошибочно принимает за субстанцию препарат, который провоцировал процесс клонирования. Однако, я не помню (возможно, не внимательно смотрел?), чтобы в фильме препарат так именовался. Напротив, тот ряд веществ, которые употребляли героини фильма, имеют свои специфические названия: активатор, стабилизатор, питание для матрицы и пр.
Субстанция - это не препарат, не вещество. Это философский термин, означающий первооснову всего изменяющегося бытия. Всё меняется, а субстанция - нет.
В фильме мы видим процессы рождения новых тел: Элизабет рождает Сью, а Сью рождает монстра. Тела разные, но их информационная первооснова - одна. Именно поэтому создатели препарата, оставшиеся за кадром, периодически напоминают:
- Вы - одно и то же!
Это одно и то же - субстанция. Можно сказать "сознание Элизабет", или "душа Элизабет". В данном случае, хрен редьки не слаще. Более того, именно на противостоянии разных воплощений одного и того же и построена центральная драма фильма. Кстати, этот момент, по-моему, увидели все критики, кроме самой Фарджи.
Психологический портрет звезды
Главная героиня фильма - телезвезда Элизабет, при всей своей блистательности, богатстве и славе, всего лишь одинокая женщина, в которой за явным нарциссизмом прячется маленькая напуганная девочка, которая так и не смогла найти себя в большой взрослой жизни. Оставшись без работы в своё пятидесятилетие, она вдруг с ужасом обнаруживает, что в её жизни нет ничего, кроме её прежней работы. "Ничего" - это не гипербола. У неё действительно, больше ничего нет.
- Ни отношений.
- Ни хобби.
- Ни мечты.
- Ни кошки.
Когда она сталкивается с увольнением (вполне логичным), то оказывается, что:
1. Она всегда гнала от себя мысли о том, что однажды придётся оставить телевидение.
2. Она не готова принять совершенно естественную ситуацию и все силы направляет на то, чтобы вернуться обратно.
Мы видим в Элизабет несамостоятельную, несформированную личность, которая многие годы опиралась на своих работодателей (мерзкого продюсера Харви, которого отлично сыграл Деннис Куэйд), как на костыли. И когда костыли забрали, 50-летняя девочка оказалась один на один с большим незнакомым миром, не понимая, что ей теперь делать. И никакие деньги не могли дать ей то, в чём она остро нуждалась: уверенность в себе и готовность реализовывать себя в иной сфере.
Поэтому, как только Элизабет "родила" Сью, та, являясь её молодой копией, первым делом побежала на кастинг всё на то же шоу. Дабы с радостью вернуть себя в лоно любимой тюрьмы.
Впрочем, в Сети несложно найти ряд хороших и подробных психологических разборов фильма, однако в них за бортом остаётся важный вопрос:
к каким выводам нас подталкивают создали "Субстанции"?
А выводы эти лежат в плоскости философии. Итак...
Смыслы, проигнорированные критиками
Писать о том, о чём уже написали другие, смысла нет. Поэтому напишу о той философии, которая осталась за рамками разборов.
Главный конфликт драмы - это конфликт интересов Элизабет и Сью, который очень напоминает конфликт матери и дочери. Но в фильме он выстроен вокруг важного философского понятия. О нём постоянно напоминает обоим героиням голос по телефону:
- Соблюдайте баланс!
Баланс между Элизабет и Сью, к которому апеллируют создатели препарата, это не только возможность устранить их конфликт, но и вопрос их физического выживания. Когда этот баланс начинает нарушаться, начинает рушиться их жизнь, а сами они рождают на свет ужасного монстра.
В конце фильма каждый зритель думает:
- И вот что ей не хватало? Всё у неё было: и деньги, и здоровье, и красота - все карты у тебя на руках!
И видит причину страданий в том, что Элизабет использовала препарат для клонирования. Однако Элизабет и Сью - это одно и то же. Это - две грани одной личности. Конфликт между двумя физическими копиями лишь визуализирует личностный конфликт самой Элизабет, который до клонирования был неочевиден.
В основе морали "Субстанции" не столько сага о важности заботы об интересах друг друга, чтобы достичь некоего "общественного баланса интересов", сколько идея о важности внутриличностного баланса, который древнегреческие авторы именовали гармонией. Баланс - это гармония. Элизабет была всегда лишена этой гармонии, и никакие финансовые возможности не могли поставить заплату на огромную душевную дыру, зияющую во весь экран.
Когда смотришь фильм, то часто в голову приходят мысли типа "какая Сью эгоистичная натура", и "если бы Сью не нарушила баланс", а так же "все люди одинаковы". Но, уверен, что, немного поразмыслив, каждый придёт к простому, но очень важному выводу:
причина трагедии - внутренний конфликт главной героини.
Если бы на месте Элизабет мы видели зрелую, сформированную личность, принявшую естественную мысль о том, что она не может вечно быть звездой фитнес-шоу, то никакой "Субстанции" мы бы не получили. Самостоятельность, как ментальная, так и эмоциональная, готовность отпускать прошлое ради новых возможностей, готовность открывать ещё неоткрытые грани жизни, полные приятных сюрпризов, готовность продолжать жить, наслаждаться жизнью и позволить себе быть счастливым - вот тот баланс, о котором нам хотели рассказать создатели фильма, и который есть ценное зерно истины, спрятанное под сочной эмоциональной мякотью сюжета "Субстанции" и её потрясающим визуальным рядом. Да, оператор поработал на "пять с плюсом". Даже самые заурядные сцены показал так, что они вызывают неподдельный художественный интерес.
Впрочем, почему бы вам не посмотреть кино, если вы этого ещё не сделали, и не составить о нём своё собственное представление? Только позаботьтесь о том, чтобы детей не было рядом...
Мои ресурсы: ВК Телеграмм Ютуб