В этой статье раскроем секреты, которые хранят музейные залы, расскажем, какие знания могут почерпнуть из экспозиции самые искушенные любители истории, и узнаем, какими экспонатами уникален каждый зал музея.
Входя в старинное здание купеческого особняка семьи Ассановых, где уже больше трех десятилетий находится исторический отдел Бийского краеведческого музея, буквально с первых ступеней мраморной лестницы погружаешься в историю Бийска.
Вдоль по лестничному маршу гостей встречают портреты купцов, резная деревянная мебель, вышедшая из‑под руки дореволюционных мастеров, искусно вырезанные наличники окон. А далее открываются тяжелые двери в стиле модерна, оставшиеся от хозяев-Ассановых, и заводят в музейные залы. Каждый повествует об истории нашего старого мира. И первый из них расскажет об удивительной и полной загадок древности…
Древний зал: саркофаг возрастом более 2000 лет
На первом этаже Ассановского особняка весь главный зал занимает обширная экспозиция археологии и этнографии Алтая. Тысячелетние каменные бабы, неподвластные течению времени, замерли у стен и словно уснули в ожидании своего часа. Рыболовные снасти, ножи и топоры из камня, кажется, еще помнят тепло рук древнего человека, вытесывающего их. А рукоять расколотого меча из дамасской стали до сих пор чувствует хватку тюркского воина.
В убранстве древних реликвий покоится один из главных экспонатов зала — деревянный саркофаг, пролежавший больше двух тысяч лет под линзой мерзлоты.
„Деревянная колода-саркофаг, выполненная из цельного массива лиственницы, была обнаружена в ходе раскопок второго пазырыкского кургана в 1947–1948 годах, — рассказывает Людмила Чегодаева, старший научный сотрудник БКМ им. В. Бианки. — Саркофаг лежал в бревенчатой погребальной камере на глубине порядка пяти метров в ледяной линзе. Благодаря этому лиственничная колода сохранилась до нашего времени“.
Колода-саркофаг имела диаметр порядка метра и длину более четырех метров. С обеих сторон гроба выдолблены по паре солидных проушин для продевания толстых веревок при спуске в погребальную камеру. Внешняя поверхность колоды-саркофага гладко отесана топором, внутренняя же выдолблена теслом со слегка изогнутым лезвием.
Больше двух тысяч лет назад вся наружная поверхность колоды была крест-накрест оклеена узкими полосками бересты, образуя систему ромбов. Отличительной особенностью древнего гроба также были украшения бортов — вырезанные из кожи силуэтные изображения бегущих лосей, прикрепленные к колоде миниатюрными железными гвоздиками.
„После обнаружения все предметы из раскопов были отправлены в Эрмитаж, но в 1966 году часть из них передали Бийскому музею как одному из главных участников той экспедиции“, — добавляет Людмила Ивановна.
Конечно, до наших дней саркофаг дошел в измененном виде: от первоначального объема в БКМ поступила лишь комлевая часть — четверть колоды, где покоилось тело пожилого представителя пазырыкской знати, обильно покрытое татуировками мифологических мотивов. Никаких элементов декора гроба не сохранилось, но это ничуть не умаляет его величия и достоинства. Спустя более двух тысяч лет массивный фрагмент колоды-саркофага останавливает на себе взгляд посетителей музея и является доминантой экспозиции археологии.
Эпоха купечества: что за диво привезли в Бийск из самого Парижа?
На втором этаже музея, в зале, посвященном уездному Бийску конца XIX — начала XX веков, зрителю открываются сразу несколько сторон жизни нашего города на рубеже прошлого и позапрошлого столетий.
Объемную витрину наполняет православная сторона истории города и сопутствующая ей старообрядческая: иконы, складни, распятия, пасочницы, вериги. Представлены в экспозиции предметы крестьянского быта: сундуки, прялки, палати и ставни, расписанные урало-сибирской росписью; предметы ремесла — ткацкий станок, столярные инструменты. Отдельно предметная история повествует о фотоделе, развитом в дореволюционном Бийске. Витрину украшают старинные фотоаппараты, мещанские альбомы, проявительные инструменты.
Но главные экспонаты зала представляют наш город как крупный центр торговли Томской губернии: импровизированная купеческая лавка с набором самых ходовых товаров прошлого: железных, скобяных, галантерейных, которыми торговали предприниматели далеких лет. Поэтому сразу три витрины занимают импровизированные торговые лавки, наполненные теми самыми предметами, которые продавались в них больше века назад: посуда с вензелями царских мануфактур, редкие приборы, различные старинные шкатулки, фарфоровые статуэтки, керосиновые лампы, плетеные чемоданы, куда барышни складывали при поездках свой багаж — платья и шляпки, купленные знатными родителями.
Бийской знатью считались купцы — люди, как правило, хорошо образованные, следовавшие моде своего времени и путешествующие по миру. Так, после заграничных купеческих командировок стекались в Бийск разные диковинные ценности и раритеты. Одним из таких, поступивших впоследствии в фонды музея, стал обычный нож для конвертов, выполненный удивительно умелой рукой мастера.
Лезвие ножа изготовлено из ракушечного перламутра, а верхняя часть бронзовой рукоятки — в виде крошечной статуэтки Жанны д’Арк, национальной героини Франции. Девушка изображена в полный рост, в доспехах, с мечом, прижатым к груди. На нижней части рукояти рельефное изображение эмблемы Франции и французских королей — геральдическая лилия. Характерные особенности декора позволяют отнести нож к изделиям французского производства конца XIX — начала XX веков.
Но на этом любопытные открытия не завершаются. На тыльной стороне вдоль постамента ножа имеется полая цилиндрическая трубка, в которую вмонтирована линза с микроминиатюрами. Рассмотреть эти миниатюры получается лишь на свет, и то не все сразу. В прямоугольной рамке по верхнему краю надпись SOUVENIR DE PARIS (Достопримечательности Парижа), а ниже — в три ряда 10 рисунков с надписями. В миниатюрном „калейдоскопе“ при увеличении видны изображения Собора Парижской Богоматери и Триумфальной арки, парижской национальной оперы, Эйфелевой башни и других памятников архитектуры французской столицы.
В коллекциях музея имеются и другие ножи для бумаг, часть из них находятся в экспозициях. Каждый посетитель может увидеть их своими глазами в отделе истории.
Культура Востока: ваза купца-коллекционера
В восточном зале музея зрительскому взгляду открывается коллекция буддийской пластики, панно и других вещей, которые больше века назад были привезены бийскими купцами из Китая и Монголии. Центр экспозиции занимают тонко расписанные китайские фарфоровые вазы из коллекции купца Алексея Васенева. Самая значимая из них прозвана сотрудниками музея „императорской“.
Высота богато декорированной вазы составляет почти метр. Надглазурная роспись открывает зрителю множество символов: цветы пионов, хризантем, плоды граната и сливы. По бокам видны рельефные парные изображения императорских львиных собак Ши-цзы и фантазийных тритонов.
„Ваза поступила в фонды в год основания музея — 1920‑м. На одной из ее сторон расположен сюжет, где представлен китайский император и его придворные в роскошных халатах и характерных для маньчжур сапожках. Рисунок, вероятно, иллюстрирует приход к власти последней маньчжурской династии Цин, — рассказывает Дмитрий Ерошкин, заведующий историческим отделом БКМ им. В. В. Бианки. — В сюжете видны четырехпалые драконы. Этот символ означает, что ваза создавалась для членов императорской фамилии или высших сановников. Помимо людей в сюжете представлены персонажи с демоническими личинами, на оборотной стороне изображена батальная сцена, иллюстрирующая эпизод из жизни Китая XVII века“.
Китайский фарфор всегда считался загадкой для европейцев. Так и рисунки „императорской“ вазы изобилуют разными символами, имеющими не всем известную трактовку: персики — знак долголетия, хризантемы — покой и одухотворенность, ручки в виде летучих мышей — символ счастья…
„Основной смысл китайской росписи — напоминание о добрых пожеланиях ее владельцу: благополучия, счастья, богатства“, — дополняет Дмитрий Васильевич.
„Императорскую“ вазу привез в Бийск купец Алексей Васенев. В его особняке (бывшем Доме учителя на улице Советской) находилось множество антикварных вещей, многие из которых он еще при жизни подарил Томскому государственному университету, например, 72 буддийских статуэтки и старинные монгольские рукописи.
Откуда у Бийского мецената такая коллекция? Все дело в том, что еще в 1886 году московский торговый дом Морозовых по призыву императорского двора решил организовать дипломатическую экспедицию в Китай для торговли русским текстилем в Поднебесной. Главной целью экспедиции была необходимость закрепиться на восточноазиатском рынке и немного потеснить западных конкурентов. Но для такого серьезного дела требовался опытный человек, обладающий способностями к дипломатии. Из всех сибирских купцов остановились на кандидатуре бийского купца, поскольку на тот момент Алексей Васенев отлично разбирался в специфике восточной торговли, знал монгольский и китайский языки.
„В XIX веке у России были непростые отношения с китайцами. Жители Поднебесной называли русских и других европейцев „пучеглазыми демонами“, — замечает Дмитрий Ерошкин. — Но Алексей Данилович установил с китайскими торговцами добросердечные отношения. И когда спустя 4 года путешествия он возвращался домой, китайские подданные уже уважительно называли его и его спутников „иностранными господами“. На лошадях и верблюдах купец привез на родину в Бийск подаренные или купленные у китайцев великолепные вазы“.
Легендарный трофей военного зала
В историческом отделе не одно десятилетие функционирует экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, где отражена, в первую очередь, предметная память. Некоторые экспонаты считаются единственными в Сибири и даже в России.
Оформляя зал, сотрудники музея постарались передать информацию о боевом пути тех частей и соединений времен войны, которые были сформированы в Бийске. Помимо этого, через предметную память историки дают посетителям представление о том, какое снаряжение было у наших бойцов в те страшные для страны годы и что в противовес имел в инвентаре враг.
В разделе „Оружие Победы“ представлены винтовки, автомат, шашка и штыки, с которыми шли в бой советские солдаты. Раздел „Оружие врага“ представляет узнаваемое оружие, которое мы нередко можем видеть по кинохроникам и историческим фильмам.
Кроме того, среди образцов вооружения присутствует довольно редкий предмет — довоенная трехлинейная винтовка 1939 года. Все музеи края имеют винтовки выпуска только сороковых годов прошлого века.
Интересным и редким экспонатом можно считать корпуса ручных оборонительных гранат Ф-1, поскольку они керамические. Ни в одном музее края нет подобных образцов.
„Металл, используемый для классического корпуса гранат, шел на производство других боеприпасов, поэтому его экономили и искали замену. В осажденном Ленинграде придумали керамическую смесь, из которой стали производить корпуса. Но в вооружение их не пустили, поскольку такой корпус легко повреждался и разрывался. Такие гранаты использовались в качестве учебных в послевоенное время. На сегодняшний день это довольно редкая находка“, — рассказывает Константин Ярославцев, старший научный сотрудник БКМ им. В. Бианки.
Каждый раздел имеет особые экспонаты. Например, в витрине обмундирования отечественных военнослужащих есть такой уникальный экземпляр, как ремень американского производства, поставленный в Союз в качестве военной помощи 1942 года, или шинель из английского сукна, сшитая на одном из советских заводов из материи, поставляемой Великобританией.
Среди снаряжения бойцов и командиров Красной Армии экспонируется первая отечественная каска образца 1936 года, известная в народе как „халхинголка“. В обиходе солдат были керамические кувшины с аббревиатурой „РККА“. Оба экспоната — большая редкость для Алтая.
Но поистине главной реликвией музея сотрудники считают замок от западных дверей Рейхстага, привезенный из Берлина бийчанином Владимиром Краевым. Ведущий экземпляр военного зала покоится в центре экспозиции под стеклянным куполом. Ключ от этого замка хранится в центральном музее вооруженных сил России в Москве.
„Мы привыкли считать, что символ Победы — это красное знамя 150‑й стрелковой дивизии, водруженное над Рейхстагом. Однако символов Победы может быть много: это и танк Т-34, и бомбардировщик Ил-2, и БМ-13 „Катюша“ и пистолет-пулемет системы Шпагина, более известный как ППШ… Но были и другие символы Победы — трофеи. И среди них замок от дверей Рейхстага — главный трофей и, как мы говорим, главный символ „бийской Победы“ над нацизмом“, — говорит Константин Владимирович.
Удивительна история появления замка в Бийске. Его снял с дверей Рейхстага 5 мая 1945 года бийчанин Владимир Федорович Краев, инженер-майор, командир батальона. Демонтировав замок, он не смог провезти его через таможню — трофей превышал допустимый вес. Тогда Владимир Краев отправил свой символ Победы в Бийск посылкой, наказав в сопроводительном письме матери, чтобы та „сохранила замок от фашистского логова“. Выйдя в запас, Владимир Федорович вернулся в родной город. Долгое время трофей хранился у него на чердаке, пока однажды, спустя почти двадцать лет после войны, бийчанин не передал его в формирующуюся музейную экспозицию. Трофей занял в ней главное место, и вот уже больше шестидесяти лет для Бийска это собственный, неповторимый символ Победы. Символ того, что наши деды смогли дойти до Берлина и отстоять у врага свою Родину…
P. S.
Музей бережно хранит память об истории Бийска, повествующую о вехах его промышленного купеческого развития, строительства нового советского времени, подвигов военных лет и, наконец, древнего мира, на кочевых стоянках которого стоит наш город.
В старинных стенах столетнего особняка живет незримый дух прошлого, греющий в ладонях минувшие эпохи, собранные в музейных залах. А сотрудники исторического отдела всегда проведут интересную экскурсию для всех желающих и помогут жителям и гостям города прикоснуться к нашей удивительной истории.
Даниил Остроухов