Россия первой откликнулась на призыв Турции о помощи в ликвидации последствий землетрясения, произошедшего 17 августа 1999 года.
В этот же день российские спасатели на самолете Ил-76ТД прибыли в Стамбул, совершили 120-километровый марш, и развернули полевой лагерь в районе г. Гельджук.
Как только российский отряд прибыл на место, кинологи стали проводить разведку. Собаки мгновенно указали - под огромными грудами черепицы и бетона есть живые люди. Спасатели немедленно приступили к работе.
Работать приходилось и днем, и ночью. Вместе со спасателями в завалы спускались медики. Пострадавшим давали пить, проводили антишоковую терапию, ставили капельницы. Всего в ходе проведения операции российские спасатели извлекли из-под завалов 72 человека - столько же, сколько все остальные иностранные отряды, прибывшие в район землетрясения.
Высокая эффективность действий российских спасателей была отмечена как в Турции, так и за ее пределами.
Во время спасательной операции российские спасатели были привлечены также к тушению пожара на нефтехимическом комплексе в г. Измит. Возникла реальная угроза взрывов резервуаров со сжиженным газом и химического заражения территории города. С помощью российской авиагруппы в составе трех самолетов Ил-76МД, оснащенных выливными авиационными приборами, огонь удалось потушить, при этом самолеты группой выполнили 4 полета и сбросили на лавину огня с высоты 50 м сотни тонн огнегасящей жидкости.
В этой операции впервые в практике пожаротушения было выполнено групповое тушение масштабного пожара тремя российскими «самолетами-пожарными» Ил-76.
СПРАВКА
Сила землетрясения в эпицентре составила 6,7 балла по шкале Рихтера. Землетрясению подверглись города Стамбул, Анкара, Гельджук, Янов и другие территории. В них было разрушено до 40% жилого фонда и общественных зданий. Получили сильные повреждения предприятия промышленности, объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе электроснабжение, водопровод, канализация. Погибло более 14 тысяч человек, около 33 тысяч получили ранения и травмы разной степени тяжести.
«Небывалый затяжной пожар, который длился несколько дней, мог инициировать взрывы резервуаров со сжиженными углеводородными газами и выбросы высокотоксичных веществ, что привело бы к экологической катастрофе в районе пролива Босфор, отравлению населения прилегающих городов и поселков токсичными продуктами горения».
Из воспоминаний С.А.Бортана, советника начальника Управления авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России
«Я не говорю, что службы по защите граждан не справились. Их просто не существовало».
Из интервью «New York Times» Ибрагима Ясара, члена турецкого парламента
Из материалов книги «Уникальные операции МЧС России. Во имя жизни».