Генеральный директор «Акрон-Академии Коноплева» Александр Помазан дал большое интервью радио «КП-Самара» 98.2 FM. Футбольный функционер рассказал о задачах, устройстве, инфраструктуре академии и о многом другом.
- Расскажите про структуру академии сегодня. Сколько команд, сколько детей занимается.
- Академия - довольно большой футбольный организм. 10 мужских команд, еще мы активно набираем женские команды: U-14, U-16 и U-21.
Общее количество детей – около 265-270 человек. Постоянно ведем набор футболистов. В следующем году будем набирать мальчиков 2017 года.
На территории академии сейчас постоянно живут 120 ребят.
- Женские команды набираете с прицелом на выступление в Суперлиге?
- Для начала молодежное первенство и ЮФЛ.
- Большая часть ребят, получается, местные?
- В младших возрастных группах в основном ребята все местные, тольяттинские, которые живут в городе, тренируются и учатся на территории академии. Ребят постарше мы отбираем со всей страны.
- Ищете их сами или они приезжают на просмотры?
- Кто-то приезжает в рамках проводимых нами «Дней талантов», кого-то мы ищем и сами приглашаем на просмотр. Любой из футболистов, кого мы приглашаем, проходит недельный цикл вместе с командой. И на основании него принимается окончательное решение.
- Много ребят приезжают на просмотр? Как часто проходят просмотры?
- Активный период - межсезонье, как и в большом футболе, когда уже закончились соревнования. Правда, сейчас даже в декабре довольно активный период просмотров: в неделю по пять-семь человек стабильно находятся на просмотре в разных возрастных группах.
- А откуда приезжают: ПФО или, может быть, подальше?
- И подальше ребята есть, в том числе из дальних регионов: из Иркутска, с Сахалина…
- То есть в «Академию Коноплева» едут, несмотря на то, что много других академий?
- Да, едут. И здесь мы составляем конкуренцию, в том числе, лучшим академиям Москвы и «Краснодару». Мы стараемся максимально привлекать ребята к нам.
- Расскажите, с какого возраста принимаете в академию. И до какого возраста лучше играть на местном уровне, а потом приезжать к вам.
- Сейчас самый младший возраст в академии – это ребята 2016 год рождения. То есть с восьми лет мы уже зачисляем ребят. Также при академии существует футбольная школа «Акрон», где закладывается фундамент. Это ребята от шести лет.
- Если ребенок не местный, в каком возрасте лучше всего переехать в интернат?
- Мы стараемся принимать ребят 2012-2013 годов рождения. 11, 12, 13 лет – возраст, когда можно приглашать в интернат академии. Раньше ребятам будет тяжело с точки зрения психологического состояния.
Футболистов младше мы тоже просматриваем, наблюдаем за ними, общаемся с родителями, следим, как они развиваются у себя в футбольных школах.
- Расскажите, где играют команды. Как оцениваете их выступление в этом сезоне?
- Спортивный результат в детско-юношеском футболе, на мой взгляд, противоречивая история. Многие смотрят в турнирную таблицу, смотрят на результаты конкретных матчей. Мы придерживаемся взглядов, что результат в конкретном турнире или в конкретном матче неважен. Нам важно, как прогрессируют футболисты, важно, как они развиваются. Причем развиваются не только с точки зрения спорта, хоть мы и профильная организация, которая занимается развитием футболистов, но и с точки зрения всестороннего развития личности спортсменов.
Мы представлены во всех федеральных турнирах. Молодежная команда вошла в этом году в топ-10 академий страны. В Юношеской футбольной лиге мы тоже представлены на федеральном уровне. Сезон провели довольно неплохо. В ЮФЛ-2 команда 2008 года рождения вошла в топ-10 по стране.
Хотя я говорю, что результат для нас не главное, уверен, что каждый из ребят выходит на поле, чтобы побеждать.
- Турниров хватает?
- Вполне. Спортивный календарный план, который согласован с тренерским штабами и главным тренером академии, выполняем в полном объеме.
- А куда ребята ездят? В Москву, в Петербург?
- Москва, Сочи, по области. Участвуем в региональных турнирах. Проходим отбор, потом после отборов на региональном уровне учувствуем уже в финальных стадиях.
- Расскажите про инфраструктуру в «Акрон - Академии Коноплева».
- Сейчас активно ее развиваем. Есть малый крытый манеж, полностью реконструированный. Есть новый стадион с искусственным полем, с подогревом, с трибунами на 520 мест.
Если говорить об общей инфраструктуре, то это интернат, есть филиал общеобразовательной школы, которая находятся у нас на территории. Ребята могут в одном месте и обучаться футболу, и получать общее образование, и жить. Ребята у нас находятся постоянно под присмотром.
- От футбола ничего не отвлекает?
- Я надеюсь, что не только от футбола, но и от получения знаний.
Младшие ездят домой после школы. Для них у нас организованы маршруты, они ходят в отдаленные районы города. Утром забираем всех по дороге, привозим, а вечером отвозим домой.
- По инфраструктуре все устраивает? Или хочется большего?
- У нас заключено соглашение в рамках государственно-частного партнерства между Самарской областью, «Акрон Холдингом» и академией. Мы реконструируем малый манеж, построили стадион на 520 мест, сейчас уже возведены металлоконструкции крытого манежа с большим административно-бытовым комплексом. Помимо этого будет построен еще один стадион на территории академии на 1500 мест. Будет построен большой физкультурно-оздоровительный комплекс со всей восстановительной инфраструктурой: бассейнами, тренажерными залами, медицинским центром. Это все будет находиться на одной территории, компактно расположено, что, на мой взгляд, и будет являться одним из основных преимуществ нашей академии.
Планы очень хорошие. Я надеюсь, что их нам удастся реализовать. В том числе при поддержке «Акрон Холдинга», главного акционера Павла Морозова и правительства Самарской области. Планируем, что вся инфраструктура должна быть готова до 2028 года.
- На ваш взгляд «Акрон - Академия Коноплева» должна быть для местных ребят или это неважно?
- Мы стараемся приглашать ребят из региона и делать ставку на них. На наш взгляд, у Самарской области хороший потенциал для развития футбола. Параллельно мы, конечно, стараемся привлекать звездочек из других регионов.
Если брать команды, начиная с младшего возраста, то у нас примерно 60% - это ребята из нашего региона. Дальше хотелось бы этой цифры держаться.
Наша философия – работать с ребятами из Тольятти, Самарской области, Приволжского федерального округа, а дальше по мере необходимости. Если мы увидим бриллиант в другом регионе, даже самом отдаленном, мы обратим на него внимание, постараемся привезти его к нам. Уровень ребят, которых мы сможем привезти, повлияет на уровень ребят, которые уже находятся в академии.
- Если сравнивать с другими футбольными школами страны, как оцените уровень «Акрон – Академии Коноплева»?
- Мы сейчас находимся в стадии развития. Сложно сравнивать себя с командами, которые уже довольно давно развиваются в футболе и добились каких-то успехов. «Краснодар» и большинство московских академий, наверное, сейчас для многих родителей будут в приоритете.
Наша задала на ближайшие несколько лет – сделать конкурентоспособную академию в масштабах всей страны. Мы хотим, чтобы родители или сами ребята, когда у них появляется выбор, рассматривали в первую очередь нас.
- Раньше все равнялись на «Академию Коноплева». Сейчас акценты сдвинулись, все смотрят в сторону того же «Краснодара». На кого равняетесь вы? В России, в Европе.
- Хотелось бы, чтобы равнялись на нас. Это в идеале, конечно. Мы молодые и звонкие. Мы хотим делать свою историю.
Тем не менее мы не можем не перенимать опыт лучших академий, в том числе «Краснодара», «Зенита», Динамо», известных мировых академий. Мы смотрим на инструменты, которые используют там, адаптируем под нас и стараемся применить. История и накопленный «Академией Коноплева» опыт плюс современные инструменты преобразуются во что-то свое.
- Что нужно, чтобы «Акрон - Академия Коноплева» стала одной из лучших в стране?
- Нужно реализовать все наши планы. Стратегические планы, которые намечены, планы по развитию инфраструктуры, планы по спортивной части. И я надеюсь, что в ближайшее время мы станем одной из лучших академий.
- Есть академия, есть вторая команда «Акрона», есть команда в Премьер-лиге. В этой пирамиде хватает элементов?
- На мой взгляд, это правильная структура с точки зрения развития ребят и доведения их до профессионального футбола. Хотелось бы отметить прямое взаимодействие между всеми командами этой структуры. Специалисты основной команды клуба, специалисты «Акрона-2» находятся в контакте и помогают нам в развитии ребят. Находятся на территории академии и тренерские штабы. Например, Заур Тедеев знает всех ребят в академии. Он подсказывает мне, какие перспективные ребята у нас играют и на каких позициях. Вплоть до команды 2016 года. То есть он знает ребят, которым по восемь лет.
Футболисты основной команды зимой проводят мастер-классы для ребят.
- Часто приезжают игроки основного состава?
- Приезжают постоянно. Как-то раз мы на один матч ЮФЛ пригласили ребят из основной команды. Они приехали и поболели за футболистов.
Тренерский штаб [основной команды] регулярно присутствует на матчах академии.
- А не было мысли, чтобы какие-то тренировки основной команды проводить рядом с игроками ЮФЛ или даже с кем-то помладше? Чтобы ребята видели, куда стремиться, общались со своими кумирами.
- Есть такая мысль, в том числе в рамках развития инфраструктуры. Рассматриваем вариант, что «Акрон» или «Акрон-2» будут регулярно тренироваться на базе академии, когда инфраструктура будет позволять.
Этот путь ребята должны видеть. Они должны видеть, как на их позициях играют мастера. Это, на мой взгляд, мотивирует их к достижению самых высоких целей.
- Я думаю, мотивирует еще и то, что эта пирамида работает, потому что есть несколько примеров, когда за основную команду выходили ребята – вчерашние игроки академии.
- Да. Дмитрий Пестряков и Арсений Дмитриев тренируются и играют за основную команду. Еще совсем недавно тот же Арсений играл в команде ЮФЛ. Этот путь - это, наверное, наше преимущество перед другими академиями. Как мне кажется, у нас он сейчас самый короткий. Из старших команд ЮФЛ или Молодежной футбольной лиги можно попасть напрямую в основной состав. Хотя бы на тренировку основы, что, кстати, регулярно случается.
- Галицкий мечтал, чтобы в основном составе «Краснодара» вышло 11 воспитанников академии. 11 футболистов из академии в составе «Акрона» или, скажем, 7 футболистов в топ клубах России и где-то в Европе - что лучше?
- Приоритетная цель для нас - воспитание профессиональных игроков для «Акрона» и «Акрона-2». Мы хотим, чтобы эти футболисты играли и за сборную России. В этом основная задача академии.
Если футболист хочет развиваться, если на него есть спрос, если это все устраивает клуб, то мы, конечно, только за, чтобы ребята еще и представляли академию на всероссийском уровне в других командах.
Конечно, чем больше профессиональных футболистов мы воспитаем, в первую очередь, для «Акрона», для сборной России и дальше уже для всех остальных, тем лучше для нас.
- Насколько это реально - 11 своих воспитанников в составе клуба Российской премьер-лиги?
- На поле должны выходить 11 сильнейших футболистов, которые находятся в структуре клуба. Если эти 11 сильнейших – собственные воспитанники, то это мечта для любого директора академии. Нам бы хотелось в какой-то момент воспитать таких футболистов, которые составят костяк основной команды.
- Уточню про «Акрон-2». Вы говорили, что в академии результат - это не главное. «Акрон-2» показывает, мягко говоря, не очень хорошие результаты в сезоне. Это важно? Или все-таки в первую очередь нужно воспитать игроков для основной команды, а какие у них результаты – дело второе?
- Исходя из той философии, которую мы придерживаемся, и из бесед, которые мы проводим совместно, «Акрон-2» - это площадка, где воспитанники академии пробуют себя в профессиональном футболе. Поэтому, на мой взгляд, «Акрон-2» - это то место, где ребята могут быстрее адаптироваться к требованиям клуба РПЛ. Вот это главная задача «Акрона-2». Обкатать, посмотреть, помочь ребятам перейти в профессиональный футбол. Потому что Молодежная футбольная лига - это еще соревнования не профессиональные. В профессиональном футболе другие требования.
В академии мы готовим всесторонне развитую личность, а когда человек попадает в профессиональную команду, там другие задачи и требования. Там требования профессионального спорта.
- Расскажите про тренеров. Это местные специалисты или привлекаете из других академий, из других регионов?
- Здесь так же, как и с ребятами. Примерно 50% - местные тренеры. При этом мы привлекаем специалистов из других регионов.
Каждого тренера мы развиваем, обучаем.
- Кем вы видите себя через пять лет?
- Через пять лет вижу себя директором самой эффективной футбольной академии в стране, которая готовит лучших профессиональных футболистов и обладает всеми необходимыми инфраструктурными возможностями, современными инструментами и методиками для подготовки.
Автор: Роман ГЕРАСЬКОВ
Автор: Ильмира КАЛЯМОВА