Сегодня хочу поделиться интересными размышлениями на тему формирования недугов речи, свойственным объединению сенсорных систем восприятия.
Я буду очень стараться писать доступно, хотя тема достаточно сложная. Но лично для меня, как специалиста, увлекающегося темой эхолалии крайне интересная. Думаю, что по прочтению данной статьи родителям станет понятнее недуг их ребенка.
Итак, попробуем обратиться к фундаментальной теории. Л.С. Выготский создал для нас систему внутренней и внешней речи. Внешняя речь- устная по данной системе является отражением внутренней. Самое же важное происходит на этапе внутренней обработки информации, где формируется высказывание, с процессом объединения накопленного в памяти опыта. Однако схема его работы была не до конца полной. Ее развили и уточнили его ученики. Жинкин Н.И. занимался системой кодирования речи, он доказал, что внешняя и внутренняя речь, по сути, работает на разных языковых программах. При этом внутренняя речь, работает быстрее. Если описать образно, можно сказать, что данный ученый вывел, что наше тело подобно скафандру, по получению и передачи информации. Среда данной окружающей его обстановки непонятна и недоступна внутреннему источнику, и чтобы объяснить ему, что видит и слышит тело необходима система перекодировки с языка одной среды на другую. Данный код он назвал- индивидуальным предметным кодом мышления.
Если объяснить процесс перекодировки, то информация, получаемая от слуха, зрения, обоняния, осязания, вестибулярного аппарата обрабатывается головным мозгом, при помощи накопленного опыта объединяется и передается на внутреннюю речи. Тем самым внутренняя речь, получив информационный объем и оценив его формирует сначала кинетический шаблон будущей фразы. (Шаблон, по которому губы, рот, язык, будут производить звук, шаблон который объединит эти звуки в фразу. Затем шаблон ответа отправляется на реализацию в двигательные центры. Так человек произносит слово. Слышимое слово вновь обрабатывается, теперь уже шаблонами слышимой речи- происходит внутреннее проговаривание, сличается с кинетическим планируемым шаблоном. Когда сличение произошло человек понимает, что сказанная фраза звучит именно от него и она соответствует логике того, что он хотел передать. Вот эту огромную программу с множеством задач на разные системы и реализует индивидуальный предметный код)
Однако не всегда система работает слаженно. Именно поэтому третий отечественный ученый А. Лурия, так же ученик Л. С. Выготского создает систему патологического, ошибочного мышления. Систему поломок, разных кусков обрабатываемой цепи, и формирует обучающие приемы для мозга по исправлению данных поломок.
Вернемся к эхолалии. Я много раз говорила, что эхолалия- это патология обработки кинетического потока информации, когда планируемый шаблон высказывания либо совсем не объединяется со слышимым шаблоном- тогда появляется попугайная махровая эхолалия, без понимания речи. Либо в эквиваленте слышимой внутренней речи нет достаточно слышимых шаблонов слов, из которых можно собрать и подать на кинетический анализ адекватную и красивую фразу. Тогда появляется отсроченная- штамповая эхолалия. Бывает, что на внутренний ресурс не проходит какое-то одно непонятное слово, и тогда теряя смысл фразы ребенок уходит в эхолалию частично. То есть он повторяет фразу, но осмыслив ее от контекста все-таки выполняет задание.
Хорошо, с эхолалией разобрались. Пойдем дальше. Совсем недавно я наткнулась на очень интересную научную статью, посвященную шизофрении. В данной статье особое внимание было уделено слышимым голосам в голове. Для меня данное исследования стало крайне интересным, так как открыло и объяснило очень многие аспекты в работе, которым ранее я не могла найти достаточного понятного и систематизированного обоснования.
Что же меня смущало? Ко мне приходят разные дети. Так как я специалист в области мышления, то каждого ребенка я тестирую по системе понимания и восприятия речи. Чаще всего данные дети четко выдают одну из шести форм патологий мыслительного процесса по А.Лурии. Иногда формы сочетаются. Но так или иначе нарушение можно отследить. В основном они хорошо видны у деток с органическим поражением головного мозга, ДЦП, аутизмом базированного на проявлениях умственной отсталости. Но есть и иная группа детей-дети шизо спектра. Чаще всего в раннем детстве у них стоит аутизм, или атипичный аутизм. Интеллект у данной группы детей крайне высокий. Нет у них расстройств мыслительной-логической функции, однако наблюдаются проявление двигательной апраксии и диспраксии в теле и крупной моторике. Вот именно этот-то момент и казался мне странным.
Если у классического ребенка с аутизмом при наличии моторной апраксии и диспраксии- нарушений движений, походки, те же симптомы проявляются и в мыслительном процессе в виде нарушении в ориентации событий, понимания и построения фраз, то у деток шизо спектра данные патологии словно оказывались оторванными. Логическое мышление вроде не страдало, хотя патология наблюдалась. Практически все родители шизо деток отдавали их на занятия с нейропсихологом из спортивного зала. Не могла я уловить как у этих детей формируется и проявляется данная параллель. Странно было видеть изолированные нарушения последовательности формирования крупной и мелкой моторики без задействования системы процесса восприятия и обработки информации в целом.
Научная статья по изучению шизофрении дала мне четкую картину объясняющую данное явление. Голоса, которые больной взрослый и ребенок- чаще всего подросток с раннем стартом психиатрического заболевания слышит формируются именно от поражения кинетической стороны речи. Поражения того же механизма, что ложится в основу эхолалии у детей, но поломка у данной группы происходит в другом месте. Еще на этапе планирования и ожидания речи и мысли. Если при банальной эхолалии шаблоны либо не соединяется- теряя понимание, либо обрабатывается не корректно, при данной патологии ребенок недопонимает речь и фразу. То при шизофрении ломается механизм ожидания сличения, и ребенок не понимает, что его речь или мысль принадлежит именно ему, хотя он слышит ее и понимает сказанное и задуманное логически. Так у него появляется ощущение чужих голосов, вложенных в его голову, сделанности мыслей.
Что такое мысль - это поток речи- шаблон по которому будет строиться кинетическая фраза. Как не странно планирование речи связанно именно с кинетикой восприятия тела. Вы знаете, что человек не может сам себя пощекотать- так как организм планирует процесс щекотки моторно и ждет от нее реакции. Именно из-за этого ожидания, функция рецепторов подавляется и эффекта смеха не происходит. А вот у детей шизо спектра все иначе, у них механизм ожидания и сличения реакции нарушается. Проще говоря их мозг запуская кинетический шаблон, не ждет ответной реакции чтобы его обработать. Поэтому такой ребенок или взрослый воспринимает собственные ощущения тела, как чужеродные.
Понимаю, звучит сложно и непонятно, кажется ну причем тут речь и мысли. Ведь при эхолалии ребенок говорит, а при шизофрении он мыслит неверно.
Для понимания этого процесса нужно обратиться к системе внешней речи. У маленького малыша работает принцип что вижу, то и говорю. Эхолалия в норме присуща всем здоровым детям- по ней мозг учится объединять планируемый, воспроизводимой и слышимый шаблон с накопленным в процессе жизни опытом. Когда система отлажена, эхолалия уходит. Ребенок слышит, обрабатывает и дает ответ. Не всегда корректный в плане логореи, так как мышление может быть еще не добрано в разрезе семантического ответа, но вполне себе адекватный со своими личным параллелями суждений.
Шизофрения идет от распада мыслительной функции. То есть данный процесс обратный. Возникающий, когда логическое мышлении уже полностью встало на место и ребенок обладает нормальным, адекватным уровнем интеллекта. Чаще всего у таких взрослых и детей интеллект даже выше нормы. Внутренняя речь развита, шаблоны построения высказывания строятся, превращаясь в мысли, но теряется процесс сличения и распознавания собственной мысли. Более того, данных мыслей мозг начинает продуцировать так много суждений, что система перегружается, и человек начинает разваливаться теряя логику событий.
Вот такая статья получилась. Объясняющая почему у деток с шизо спектром наблюдаются двигательные моторные нарушения, что сбивает с толку многих родителей, да и меня, как специалиста, долго водило за нос.
Почему я всегда спрашиваю не диагноз ребенка, а именно основные жалобы? Ответ достаточно прост в основе любой патологии мыслительной функции лежит сочетание агнозии и апраксии различной этиологии. В одном случае нарушения сложатся в постинсультные, психологические проблемы, в другом дадут аутическое проявление на фоне умственной отсталости, а в третьем выстрелят в полноценную шизофрению.
Агнозии и апраксии, диспраксии давно описаны в учебниках по психиатрии и клинической логопедии. Специалисту важно найти какое сочетание наложения данных недугов произошло, в каком месте мышление дало поломку, и подготовить маршрут к коррекции данной проблемы.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.