Найти в Дзене

Тормозная система автомобиля - как понять, что с ней что-то не так и как правильно её обслуживать?

Оглавление

Тормозная система автомобиля – один из важнейших компонентов, от которого зависит ваша безопасность на дороге. В этой статье мы рассмотрим, как распознать признаки неисправностей тормозной системы и какие меры нужно принять для её правильного обслуживания. Полученные знания помогут вам своевременно выявлять и устранять проблемы, обеспечивая надежную работу тормозов и безопасность вашего автомобиля.

1. Визжащий шум

Визжащий шум при торможении вызывается высокочастотной вибрацией металлических дисков, барабанов или опорных пластин тормозных колодок. Основная причина — коррозия на неконтактных участках тормозных дисков и барабанов, приводящая к резонансу.

Дополнительной причиной шума является кромка на внешнем крае диска, образующаяся из-за отсутствия контакта с тормозными колодками. Со временем эта кромка становится выраженной и может соприкасаться с колодками, вызывая визг. Низкие температуры и сильное нагревание тормозов могут усилить этот эффект, приводя к нежелательным контактам.

2. Педаль тормоза нажимается слишком легко или проваливается в пол

Если педаль тормоза проваливается в пол, это свидетельствует об утечке тормозной жидкости в системе. При отсутствии видимой утечки на колесах или тормозных магистралях, проблема вероятнее всего заключается в главном тормозном цилиндре, находящемся под капотом. Одной из проблем может быть износ уплотнений внутри главного тормозного цилиндра.

В случае, если педаль тормоза тяжело нажимается, возможна неисправность вакуумного усилителя. В обоих случаях требуется незамедлительная профессиональная помощь, и автомобиль следует доставить в ремонт.

3. Загорается индикатор износа колодок

Большинство современных автомобилей оборудованы датчиками износа, интегрированными в материал тормозных колодок. При уменьшении толщины новой тормозной колодки с 12 мм до примерно 3 мм металлический датчик обнажается и контактирует с диском, вызывая визг (звуковую индикацию). На новых автомобилях возможен также сигнал от электронного датчика, зажигающий предупреждающую лампочку (электронную индикацию).

4. Щелкающий шум после нажатия или отпускания тормозов

Это свидетельствует о неправильном расположении тормозных колодок. Опасности их выпадения нет, так как колодки зафиксированы прижимными пластинами в скобе суппорта.

Со временем стальные прижимные пластины могут стать хрупкими и сломаться, что приводит к перемещению колодки в своем посадочном месте, вызывая вибрацию и щелчки при торможении. При значительном износе колодок возникает необходимость в их скорой замене для предотвращения неравномерного износа элементов тормозной системы.

5. Автомобиль тянет в одну сторону при торможении

Это происходит, когда тормоза прижимаются к одной стороне автомобиля сильнее, чем к другой.

Наиболее часто это вызвано коррозией суппортов (или тормозных цилиндров для барабанных тормозов), которая препятствует их правильному движению и созданию давления на тормозные колодки. Также причиной может быть утечка тормозной жидкости на поверхность диска или барабана, создающая липкую поверхность, которая увеличивает трение и заставляет один суппорт работать эффективнее другого.

Кроме того, тормозные клапаны, регулирующие давление тормозной жидкости в системе, могут вызвать этот эффект, хотя вероятность этого ниже.

Правильное обслуживание тормозной системы автомобиля включает несколько ключевых этапов:

1. Регулярная проверка тормозной жидкости

Тормозная жидкость со временем поглощает влагу, что снижает её эффективность и может вызвать коррозию. Проверяйте уровень и состояние тормозной жидкости каждое ТО и заменяйте её в соответствии с рекомендациями производителя.

2. Визуальный осмотр тормозных колодок и дисков

Периодически осматривайте тормозные колодки и диски. Если толщина колодок становится менее 3 мм, их нужно заменить. Проверяйте диски на наличие износа, коррозии и повреждений.

3. Проверка тормозных шлангов и магистралей

Осматривайте тормозные шланги и магистрали на наличие трещин, износа и утечек. Шланги должны быть гибкими и не иметь видимых повреждений. При обнаружении проблемных участков замените их.

4. Регулярная проверка тормозных суппортов

Суппорты должны свободно двигаться и быть без коррозии. Засоренные или заедающие суппорты могут привести к неравномерному торможению и преждевременному износу колодок.

5. Проведение планового технического обслуживания

Следуйте рекомендациям производителя по техническому обслуживанию тормозной системы. Профессиональный осмотр и обслуживание в автосервисе помогут своевременно выявить и устранить потенциальные проблемы.

Поддержание тормозной системы автомобиля в исправном состоянии — это основа вашей безопасности на дороге.