Найти в Дзене
Правосудие для всех

Дело Горгоновой

Сегодня удалось познакомится не только с выдающейся картиной на заданную в паблике тему, но и прочесть перед просмотром выдающуюся статью о ней. Поэтому представляю Вам взгляд талантливого киноведа, который показал, как бы неплохо научиться писать статьи на этические темы: Когда-то я писал детективные сериалы. Однажды мне пришлось встретиться с пожилым питерским следователем, давно вышедшим на пенсию. Когда пишешь сценарии, нужно постоянно с кем-то консультироваться, выяснять подробности, обсуждать сюжетные повороты, да и просто набираться впечатлений. Тот следователь меня многим удивил, но больше всего мне запомнились его слова: «Главное в следствии – мотив. Ты видишь картину преступления и начинаешь думать, кто и зачем его совершил. Доказательства тут – дело второстепенное. Они нужны лишь для того, чтобы подтвердить твою версию». Признаться, это его

Сегодня удалось познакомится не только с выдающейся картиной на заданную в паблике тему, но и прочесть перед просмотром выдающуюся статью о ней.

Поэтому представляю Вам взгляд талантливого киноведа, который показал, как бы неплохо научиться писать статьи на этические темы:

Когда-то я писал детективные сериалы. Однажды мне пришлось встретиться с пожилым питерским следователем, давно вышедшим на пенсию. Когда пишешь сценарии, нужно постоянно с кем-то консультироваться, выяснять подробности, обсуждать сюжетные повороты, да и просто набираться впечатлений. Тот следователь меня многим удивил, но больше всего мне запомнились его слова: «Главное в следствии – мотив. Ты видишь картину преступления и начинаешь думать, кто и зачем его совершил. Доказательства тут – дело второстепенное. Они нужны лишь для того, чтобы подтвердить твою версию».
Признаться, это его замечание долгое время не давало мне покоя. Начитавшись рассказов о Шерлоке Холмсе, посмотрев множество детективов, я привык думать, что улики, детали, наблюдения и приводят нас к раскрытию преступления. Они помогут увидеть правду и понять, что случилось в той или иной ситуации. Но следователь настаивал на другом – ты сначала судишь о произошедшем, а потом подтверждаешь свое суждение с помощью доказательств.
-2
Мы привыкли считать, что правосудие вершит суд, который призван разобраться и установить все, как было. Что ни полицейские, ни дознаватели, ни следователи, ни тем более адвокаты и прокуроры ничего не решают, а лишь передают в суд необходимые сведения. Но слова пожилого следователя раз и навсегда дали мне понять – суд начинается не в том здании, где заседают люди в мантиях, он происходит с первой минуты совершающегося преступления. Судят свидетели, судят полицейские и следователи. Исходя из своих впечатлений, они начинают выносить приговор тем, кого они подозревают. Их задача – не разобраться в том, что случилось, а найти убедительное объяснение случившемуся, а объяснение без суждений невозможно. Судят не только следственные органы. Судят журналисты. Судят обыватели. Судит система. И в этой ситуации встает мучительный вопрос о том, насколько человеческое правосудие способно увидеть истину во всей ее полноте и вынести из увиденного справедливое суждение.
-3
В канун 1932 года в Польше – в селе Брюховицы неподалеку от Львова – произошло громкое убийство. В доме известного львовского архитектора Зарембы кто-то жестоко расправился с его семнадцатилетней дочерью Эльжбетой. Следствие сразу решило, что главная подозреваемая – гувернантка Рита Горгонова, то ли сербского, то ли хорватского происхождения, которая фактически долгие годы была сожительницей хозяина дома и родила от него внебрачную дочь. У Горгоновой был мотив. С Эльжбетой, дочерью Зарембы от давнего, распавшегося брака, она часто ссорилась. Вдобавок Заремба хотел бросить свою пассию и вместе с дочерью и сыном переехать во Львов. Было найдено орудие преступления, собрана масса свидетельств и доказательств. Дело гремело на всю Польшу. Журналисты охотились за всеми участниками следствия и свидетелями. А толпа вела себя ужасно. Озверевшие обыватели нападали на полицейские машины, которыми обвиняемую доставляли в суд, устраивали истерики на заседаниях и требовали немедленного смертного приговора. Сама же Горгонова настаивала на своей невиновности и ни в чем не признавалась. Всем доказательствам она давала иное объяснение. И хотя ее доводы были не слишком убедительными, линия обвинения зачастую тоже бывала спорной.
-4
-5
Приговор по этому делу стал испытанием для польской судебной системы. Прошло несколько процессов, но ни один из них не был в полной мере удовлетворительным. Совсем недавно, в 2014 году, дочь Горгоновой и ее внучка потребовали очередного пересмотра дела, мотивируя это тем, что правосудие Второй Речи Посполитой было предвзятым, доказательства спорными, а мнение общественности давило на присяжных.
В 1977 году вся эта запутанная история вдохновила Януша Маевского, одного из самых самобытных и профессиональных режиссеров польского кино, с равным успехом работающего в самых разных жанрах, на создание детективного фильма «Дело Горгоновой». Строго говоря, детективом этот фильм назвать нельзя, хотя налицо все элементы. Есть убийство, подозреваемые, расследование. Однако нет главного – развязки. Маевский сосредотачивается в своем фильме на мельчайших деталях и нюансах, чтобы показать: иногда ошибка кроется не в способе ведения следствия, а в том, каким образом люди хотят установить истину и что они считают истиной.
Тогда в канун 1932 года в доме Зарембы все пошло не так. И понятно почему. Рита Горгонова была неприятным человеком. Надменная красавица, иностранка, прислуга, которая сожительствовала со своим работодателем, будучи замужней женщиной. Казалось, что она излучает злобу и всех осуждает, что она как паук впилась в свои жертвы – добрейшего, как всем представляется, Зарембу и его замечательных детей. Немудрено, что в ту кошмарную ночь Горгонову заподозрили первой. И вот уже молодой полицейский следователь, которому все сразу понятно, выуживает показания из Стасика, неуверенного в себе подростка, сына Зарембы, который нашел тело сестры. И неуверенный в том, что видел, Стасик, под давлением этого случайного чиновника подтверждает, что видел действительно свою мачеху, тем более, что он ее недолюбливал. В дальнейшем показания Стасика станут основой обвинения. А прокурор – ксенофоб, ратующий за то, чтобы «очистить Польшу от всяких иностранцев и дать отпор оскверненным ими нравам». Дело Горгоновой ему очевидно с первой минуты и любые разночтения в версиях его раздражают. Прокурора впоследствии отстранят от ведения дела, но он успеет раздуть общественную истерию, подхваченную журналистами. И вот уже всем становится очевидно, кто убийца.
-6
В расследовании каждый решает свои проблемы. Кому-то нужно разобраться в своей запутанной личной жизни, как Зарембе, кто-то хочет выслужиться и показать себя талантливым полицейским чиновником. Журналистам нужны сенсации, толпе – кровь. Впрочем, наверное, так было всегда. Громкое преступление подпитывает почву, на которой пышным цветом расцветают чьи-то амбиции и тщеславие. Однако самое страшное не это. На наших глазах случилось нечто жуткое и отвратительное. Погибла семнадцатилетняя Эльжбета. И никто из тысяч людей, которых захватило это событие, не в силах понять, как это произошло, почему, зачем. Люди пытаются вписать действительность в привычные для себя рамки, потому что им так легче. Толпа любит участвовать в экзекуциях: здесь можно дать волю самым низменным инстинктам и желаниям, неуместным в обычной жизни. Журналисты рады написать сенсационный материал – ради этого можно попрать любые нормы приличия и порядочности. Судьи проводят бесконечные следственные эксперименты, устраивают выездные заседания, разыгрывают целый спектакль, жуткую мистерию, в которой заняты участники той кошмарной ночи. И судьи также рассчитывают облегчить себе задачу, ведь им надо принять решение по делу, в котором установить истину невозможно. На самом же деле, никто не в силах отмахнуться от факта, что мы ничего толком не знаем. Всякий, кто погружается в подробности этого дела, все сильнее теряется и вязнет в неопределенности. И то же самое ощущают зрители: за бесконечной чехардой заседаний, допросов и следственных действий нарастает метафизический ужас. Никакой разгадки не будет. И мир после того, как о деле Горгоновой забудут, не станет понятнее и правильнее. Преступник не будет покаран, а жертва отомщена, потому что нам не дано понять, кто есть кто. И тяжесть той ночи мертвым камнем повиснет на душе.
-7
-8
-9
-10
Маевский показывает преображение Горгоновой из несимпатичной, холодной женщины в несчастного, истерзанного человека, упорно твердящего о своей невиновности, травимого и загнанного. Мы готовы ненавидеть ее в начале фильма и всеми силами желаем ей спасения ближе к финалу. Нам уже даже не столь важно, кем она была и что сделала. Режиссер проделывает поразительную вещь, недвусмысленно показывая, что мы считаем преступником не того, кто совершил преступление, но того, кто нам не нравится. Рита Горгонова вызывала антипатию с самого начала и суд над ней совершился тогда же, до формального суда и следствия. Человек виновен в наших глазах не потому что он – преступник, а потому, что вызывает неприятие. И вот уже, один за другим, обнаруживаются факты, оправдывающие наше отношение. Постепенно мы и сами, пренебрегая презумпцией невиновности, становимся преступниками. Но стоит нам увидеть, как человек, которого мы заведомо осудили, страдает, мучается и оказывается беззащитным, мы готовы простить и оправдать его.
-11
С одной стороны, перед нами очень точно воспроизведенная история, яркая атмосфера Второй Речи Посполитой, немыслимое количество деталей, подробностей. Кажется, что этот фильм – энциклопедия польской жизни 30-х годов. Однако за конкретностью проступают глобальные, вечные проблемы. В «Деле Горгоновой» Януш Маевский поставил перед зрителем самые фундаментальные вопросы – о том, возможно ли истинное правосудие, о поиске правды, о нашем восприятии другого человека, о том, что ответственность за преступления лежит на каждом из нас, членов общества.
-12
-13
-14
«Дело Горгоновой», безусловно, можно считать одним из лучших фильмов о судебном расследовании в истории кино, наравне с «Двенадцатью разгневанными мужчинами», «Анатомией убийства» и «Несколькими хорошими парнями». При этом, в отличие от американских картин, яростно доказывающих, что в суде обнаруживается истина, Маевский излагает абсолютно противоположную идею.
-15
-16
-17
И этот фильм, наверное, можно было бы воспринимать как еще одну увлекательную логическую головоломку, если бы мы не убеждались в том, что новые «дела Горгоновой» появляются каждый день. И всякий человек в нашем обществе в любой момент может стать фигурантом такого дела. Пожилой советский следователь говорил мне, что это и есть норма вещей. Оказывается, тебе сначала надо осудить человека, чтобы заподозрить его в преступлении, обвинить его, собрать соответствующие обвинению свидетельства и улики, чтобы можно было найти это обвинение убедительным – и тогда твоя работа завершена. После таких откровений мне раз и навсегда расхотелось писать детективы.
Автор: Владимир Громов — сценарист, историк кино, преподаватель Киевского национального института театра, кино и телевидения

А я призываю посмотреть картину, а кого заинтересует судьба героини — поделюсь слухами.

-18

Ну и выведем цитату так поразившую автора статьи:

«тебе сначала надо осудить человека, чтобы заподозрить его в преступлении — в этом есть суть вещей»