Сегодня мы погрузимся в тему создания эффективной программы наставничества, используя известную всем таксономию Блума. Наставничество — это обучение, поэтому эта модель великолепно подходит для наших целей.
Таксономия Блума помогает не просто создавать программы наставничества, но и формировать конкретные цели. Именно они ведут нас по пути обучения, помогая строить весь процесс. Это система от простого к сложному, которая позволяет шаг за шагом усложнять материал, что идеально подходит для наставничества.
Представьте, что ваш ученик — как начинающий пианист. Сначала он учится играть мелодии одним пальцем, затем — двумя, и, наконец, обеими руками исполняет сложные произведения. Мы строим программу наставничества именно так: от простых знаний и умений к более сложным. Если сразу загрузить человека сложным материалом, можно лишь перегрузить его.
Позже мы рассмотрим и недостатки этой системы, а также причины, по которым она иногда подвергается критике. Однако сейчас важно подчеркнуть, что таксономия Блума — это основа, которая доказала свою эффективность десятилетиями, и ее стоит использовать, даже если она иногда кажется устаревшей.
Представьте себе пирамиду, где каждый уровень поднимает нас на ступень сложнее предыдущего — так выглядит таксономия Блума. Именно на этой структуре выстраиваются учебные цели успешной программы наставничества.
Мы детально разберем каждый уровень таксономии Блума, чтобы понять, почему важно двигаться от простого к сложному. Каждый из этих уровней помогает нам правильно формулировать цели и эффективно отслеживать прогресс наших подопечных.
1. При создании упражнений для запоминания мы обычно используем задания типа «опиши», «назови», «выбери». Эти простые действия помогают оценить, насколько хорошо человек усвоил базовые факты. Почему это важно для нас, наставников? Потому что, проверяя такие базовые навыки, мы можем обнаружить, что в материалах не хватает деталей или ясности. Ведь именно факты и знания составляют фундамент для дальнейшего обучения. В этом и заключается смысл пирамиды знаний: каждый уровень строится на предыдущем. Если убрать основополагающие факты, все остальное может рухнуть. Поэтому, формулируя учебные цели на запоминание, важно продумывать упражнения, которые четко покажут, насколько хорошо информация усвоена.
2. Следующий уровень — понимание. Он позволяет различить, кто из слушателей просто выучил информацию, а кто действительно её осознал. Мы используем глаголы такие, как «объяснить», «привести пример», «сравнить», чтобы оценить, насколько глубоко материал освоен и понято его значение. Благодаря этому мы видим, не просто дают ли слушатели информацию, но и понимают ли они её смысл и связи.
3. На уровне применения мы определяем, может ли человек использовать полученные знания на практике. Мы просим наставляемых «использовать», «применить» или «перефразировать» информацию, чтобы удостовериться, что обучение выходит за рамки теории и включается в реальность.
4. Стадия анализа показывает, способен ли ученик выйти за пределы предложенного материала и заняться самостоятельным исследованием. Это важный аспект, так как он демонстрирует, достаточно ли в вашей программе активности для самостоятельной работы. Наставляемый не только приобретает знания во время занятий, но и учится применять их в реальной жизни.
5. Оценка — это как вершина пирамиды, достигнув которой, человек начинает мыслить самостоятельно. Он не просто анализирует информацию, но делает собственные выводы и способен создать новое решение, опираясь на полученные знания. Это та способность, когда из всей усвоенной информации формируется собственное мнение и новая точка зрения.
Когда вы станете профессионалами и повысите свою квалификацию, вы увидите, что сможете самостоятельно строить модели и концепции. Вы поймете, какие идеи вам действительно близки, а какие нет. Цели в наставничестве помогают слушателям осознать, зачем им это нужно и какое значение имеет для их развития.
6. Итак, мы подходим к кульминационному этапу всего процесса наставничества - создание. Здесь ваши ученики могут применить на практике всё, чему вы их учили.
Если человек способен создать что-то новое, используя знания и навыки, полученные в процессе наставничества, значит, программа была успешной. Ваш подопечный выходит полностью сформированным, овладев всеми важными умениями, которые вы передали.
Таксономию Блума, как мы уже обсуждали, критикуют за некоторые ограничения. В чем же они заключаются? Часто при разработке программ наставничества акцент делают на начальные уровни. Как я уже упоминала, тестирование — это не самый эффективный способ оценить, насколько хорошо обучение прошло, ведь запоминание само по себе мало что дает. Известна фраза, что выпускники "всё знают, но ничего не умеют". Запомнив массу фактов, можно не владеть навыками их применения. Для чего тогда нужны эти знания? Они лишь занимают место в памяти.
Проблема в том, что многие программы, будь то академическое обучение, корпоративные тренинги или онлайн-курсы, часто лишь передают информацию, но не развивают практические навыки. Теории в таких программах много, а практики мало. Человек оказывается неспособным анализировать, оценивать и создавать на основе полученных знаний. Если этого не происходит, информация становится бесполезной.
Основное ограничение таксономии Блума связано с тем, как её применяют. Часто сосредотачиваются только на первых двух уровнях. Они, несомненно, важны, но основной акцент нужно ставить на последние уровни, ведь мы учимся не ради школы, а для жизни.
Когда мы учимся, нужно предлагать реальные действия, потому что в жизни мы активно используем знания. Нам не нужны знания ради знаний — они важны для решения проблем. А для этого нужно уметь анализировать, оценивать и создавать.
Хотите узнать еще больше полезных секретов о наставничестве? Подписывайтесь на мой телеграмм-канал: https://t.me/sib_academy_nastavnikov