Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Любовь Ивана Калиты. Неизвестная жена и "княгиня своя"

Иван Данилович Калита вошел в отечественную историю как первый собиратель русских земель. При нем Москва стала центром Руси (правил с 1325 по 1340 гг.), ядром будущего единого государства. С помощью умелой дипломатической политики в Орде он удержал за собой и своим потомством Владимирское княжество, которое считалось главным в Северо-Восточной Руси, усилив политический престиж Москвы. При нем этот город стал резиденцией митрополита Петра (причислен церковью к лику святых) и его преемников. При нем заметно сократились набеги захватчиков на русские земли, что стимулировало развитие сельского хозяйства и торговли. Как сложилась личная жизнь этого князя, получившего за свою щедрость и хозяйскую деловитость прозвище «Калита»? Первой женой князя стала Елена, происхождение которой неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она была дочкой смоленского князя Александра Глебовича. Летописи не сохранили ни год ее рождения, ни год заключения брака с Иваном Даниловичем. Но так как их первен
Оглавление

Иван Данилович Калита вошел в отечественную историю как первый собиратель русских земель. При нем Москва стала центром Руси (правил с 1325 по 1340 гг.), ядром будущего единого государства. С помощью умелой дипломатической политики в Орде он удержал за собой и своим потомством Владимирское княжество, которое считалось главным в Северо-Восточной Руси, усилив политический престиж Москвы.

При нем этот город стал резиденцией митрополита Петра (причислен церковью к лику святых) и его преемников. При нем заметно сократились набеги захватчиков на русские земли, что стимулировало развитие сельского хозяйства и торговли. Как сложилась личная жизнь этого князя, получившего за свою щедрость и хозяйскую деловитость прозвище «Калита»?

Неизвестная Елена

Первой женой князя стала Елена, происхождение которой неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она была дочкой смоленского князя Александра Глебовича. Летописи не сохранили ни год ее рождения, ни год заключения брака с Иваном Даниловичем. Но так как их первенец Семен родился в 1318 году, то исследователи полагают, что в 1317 году они уже были женаты.

Всего Елена родила своему мужу 8 детей – 4 сыновей (2 из них стали князьями московскими и владимирскими) и 4 дочек. Перед смертью Елена приняла монашеский постриг с именем Соломонида.

Она умерла в 1331 году и была похоронена в соборе Спасского монастыря Московского Кремля. Княгиня Елена косвенно упоминается в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты: он завещает своей дочке Феотинье ее золотые украшения – 14 обручей и ожерелье.

Смерть княгини Елены
Смерть княгини Елены

Ульяна – «княгиня своя»

В 1332 году Иван Данилович женился снова. Его второй супругой стала Ульяна, происхождение которой тоже точно неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она была дочерью князя Федора Давыдовича Галичского. Скорее всего, этот брак был заключён по расчету: в качестве приданого жены Иван Данилович получил половину Галича (Костромская область). Об этом есть косвенное упоминание в «Хворостининском родословце»:

«Князь Федор Давыдович продал половину Галича великому князю Иоанну Даниловичу Калите…».

В данном случае «продал» необязательно значит акт купли-продажи; историк Константин Аверьянов установил, что «куплей» иногда называлось приданое жены.

Ульяна упоминается в Рогожском летописце («оуженися князь великий Иван Данилович») и в двух его завещаниях, но без имени. Ее имя впервые указано в духовной сына Калиты – Ивана Красного (который пишет, что она «по отца моего… по грамоте по душевной ведает волости»).

Вместе они прожили до смерти Ивана Даниловича в 1340 году. Известно, что у княгини был свой удел с 14 волостями, а также 10 подмосковных сел; также она получала денежный сбор от торгового налога.
Великий Князь Иоанн Данилович, прозванием Калита
Великий Князь Иоанн Данилович, прозванием Калита

Был ли счастливым этот брак? Судя по содержанию завещания Калиты, – да. В 1339 году отправляясь в Орду, Иван Данилович составил духовную, в которой дает ряд (то есть распоряжения об имуществе) «сыном своим и княгини своей». То есть Ульяна стоит в одном ряду с его наследниками – доказательство доверия к ней князя и его желания обеспечить ее имущественные интересы после своей смерти. Иван Данилович поручает Ульяну заботам старшего сына Семена (будущего великого князя, вошедшего в историю с говорящим прозвищем «Гордый»).

По завещанию княгиня вместе с «меньшими детьми» (то есть дочерями) получила 15 волостей и 13 сел, которые она удержала в своем распоряжении вплоть до смерти. Иван Данилович передал ей и часть городских доходов.

Калита был мудрым, дальновидным правителем и не исключал возможности обострения отношений с Ордой. Поэтому он заранее предусмотрел случай, когда татары «будут доискиваться каких волостей», то есть предвидел вероятность захвата наследственных владений – как сыновей, так и княгини. В таком случае они должны были компенсировать потерю из своих уделов («поделитесь вы опять этими волостями вместо тех» – гласит завещание).

Аполлинарий Васнецов «Кремль при Иване Калите» / Музейное объединение «Музей Москвы»
Аполлинарий Васнецов «Кремль при Иване Калите» / Музейное объединение «Музей Москвы»

Княгиня-вдова сохранила юридическое право на свою часть Галича; второй половиной владели местные галичские князья – Федор Давыдович и его сын Иван Федорович. Последние выступали по отношению к Ульяне как «великие князья», то есть занимались управлением, судоустройством, сбором налогов и пошлин, выплатой ордынской дани и т.д.

В отдельном пункте князь пишет, что передал Ульяне с «меньшими детьми» золото, которое он «добыл», и «коробочку золотую». Ей же причитаются и серебряная посуда, и часть стад, которые она должна разделить с пасынками. Отдельно князь передает ей 2 купленных им сельца и землю, купленную княгиней Александрой, – женой Александра Невского, бабушкой Ивана Калиты.

После смерти Ульяны ее удел постоянно дробился между наследниками Калиты, пока окончательно не был поделен его внуками – Дмитрием Донским и Владимиром Серпуховским. Подробное перечисление наследства Ульяны доказывает искреннюю заботу князя о своей жене. Его завещание дышит неподдельной тревогой за ее участь, что дает основания верить, что супруги вполне искренно любили друг друга.

Ульяна пережила мужа на 20 лет. До своей смерти она оставалась старшей княгиней в «гнезде Калиты» и пользовалась уважением детей и внуков своего покойного супруга. В браке у них родилась дочь Мария; некоторые историки считают, что Ульяна родила и вторую дочь – Феодосию (фигурируют в завещании Калиты как «меньшие дети»). Точная дата смерти княгини неизвестна (историки датируют ее кончину серединой 1360-х годов или 1372 г.). Откуда такой разброс в датах?

-5

После смерти мужа Ульяна ушла в тень и почти не упоминается в исторических источниках. Только московско-серпуховский договор 1366 года говорит о ней, как о живой, а второй – 1372 года – фиксирует раздел ее владений (то есть на тот момент она умерла). Именно этот второй договор говорит о Галиче, как о московском владении.

К сожалению, до нас дошло мало сведений о семейной жизни Ивана Калиты. Но и сохранившиеся источники доказывают, что этот князь не зря прослыл образцовым семьянином. В завещании Калита называл Ульяну «княгиней своей», как бы выделяя ее среди других наследников и подчеркивая ее особый статус.

Иван Данилович любил жен, заботился о детях и создал крепкую семью, которая стала ядром Московского княжества. Может, благодаря этому Москва одержала победу над своими политическими противниками и в конце концов свергла ордынское иго?