Найти в Дзене

Nintendo - История Японской компании

Nintendo — это японская транснациональная корпорация, занимающаяся разработкой видеоигр и игровых приставок, главный офис которой находится в городе Киото, Япония. Компания была основана 23 сентября 1889 года предпринимателем Фусаджиро Ямаути. Изначально Nintendo занималась производством традиционных японских игральных карт под названием ханафуда (яп. 花札, «цветочные карты» — разновидность колоды игральных карт японского происхождения, используемая для нескольких игр. Простая колода включает 48 карт — 12 мастей по 4 карты. Особые колоды имеют две или три дополнительные масти, доводя общее число карт до 56—60).

Пример японских игральных карт ханафуда
Пример японских игральных карт ханафуда

Эти карты, изготовленные вручную, быстро завоевали популярность среди покупателей, поэтому Ямаути привлек сотрудников для их массового выпуска, чтобы справиться с растущим спросом. В 1933 году компания официально прошла регистрацию под именем Yamauchi Nintendo & Co. Ltd.

История логотипа Nintendo
История логотипа Nintendo

У Ямаути не было сыновей, которым он мог бы передать управление семейным бизнесом, поэтому, согласно древним японским традициям, он выбрал своим преемником будущего мужа своей дочери — Сэкирё Канэду. Чтобы унаследовать дело, Канэда сменил свою фамилию на девичью фамилию жены и стал известен как Сэкирё Ямаути.

В 1947 Сэкирё основал компанию «Маруфуку», чтобы распространять карты «Ханафуда», а также несколько других брендов карт, которые были введены Nintendo. У Сэкирё, как и у его тестя, тоже были только дочери, из-за чего его зятю Сиканодзё Инабе тоже пришлось взять девичью фамилию жены, став, таким образом, Сиканодзё Ямаути. Однако отношения не заладились, и Сиканодзё, так и не успев занять президентское кресло, ушёл из семьи, бросив жену и детей. Его единственному сыну Хироши в 22 года, несмотря на то что ему изначально не хотелось этого делать, пришлось занять должность управляющего директора Nintendo, когда у Сэкирё начались серьёзные проблемы со здоровьем.

История логотипа Nintendo
История логотипа Nintendo

В 1951 году компания сменила название на Nintendo Playing Card Co. Ltd.

В 1956 году Хироши Ямаути, внук основателя компании Фусаджиро Ямаути, отправился в Соединённые Штаты Америки для проведения переговоров с крупнейшей американской компанией по производству игральных карт. К своему удивлению, он обнаружил, что эта ведущая фирма, несмотря на свой статус, располагалась в скромном офисе и испытывала финансовые трудности. Понимание Ямаути того, что рынок игральных карт имел весьма ограниченные перспективы роста, стало важным переломным моментом для развития Nintendo.

В 1963 году Ямаути принял решение изменить название компании с Nintendo Playing Card Co. Ltd. на Nintendo Co., Ltd. После этого компания начала пробовать свои силы в различных сферах бизнеса. Одним из таких экспериментов стала организация службы такси под брендом Daiya. На первых порах этот проект демонстрировал успех, однако из-за трудностей, связанных с профсоюзами, руководство Nintendo приняло решение избавиться от него. Помимо этого, Ямаути запустил сеть гостиниц, телевизионный канал, предприятие по производству риса быстрого приготовления и ряд других проектов. Тем не менее все эти начинания закончились провалом, а после Олимпийских игр 1964 года в Токио продажи игральных карт резко снизились, что привело к значительному падению стоимости акций Nintendo.

В 1966 году Nintendo сделала шаг в сторону японской индустрии игрушек, представив Ultra Hand — механический рычаг-игрушку, созданный инженером Гумпэем Ёкои в часы, свободные от основной работы. Ёкои перешёл из технического отдела в недавно сформированный департамент Nintendo Games, где занялся разработкой новых продуктов.

Игрушка The ultra hand
Игрушка The ultra hand
Игрушка Ultra Machine
Игрушка Ultra Machine
Игрушка Beam Gun
Игрушка Beam Gun

Несмотря на выпуск ряда успешных товаров, Nintendo столкнулась с трудностями при попытке угнаться за стремительными изменениями в области разработки и производства на рынке игрушек, неизменно уступая лидирующие позиции более известным компаниям.

История логотипа Nintendo
История логотипа Nintendo

В 1973 году компания сосредоточилась на семейных развлекательных центрах. В тот год Nintendo выпустила аркадный симулятор стрельбы, использующий световой пистолет, который стал популярным развлечением в Японии наряду с боулингом. Впоследствии компания создала ещё несколько подобных автоматов для стрельбы из световых пистолетов.

В 1974 году Nintendo представила систему проецирования изображений для игровых автоматов, основанную на использовании 16-миллиметрового кинопроектора. Вскоре компания приступила к экспорту этих игровых автоматов на рынки США и Европы.

История логотипа Nintendo
История логотипа Nintendo

В том же 1974 году Nintendo вступила в сферу видеоигр, заключив соглашение о распространении игровой консоли Magnavox Odyssey на территории Японии.

Color TV-Game

В 1977 году Nintendo перешла к созданию собственного оборудования, выпустив серию домашних игровых приставок под названием Color TV-Game. Всего было представлено четыре версии этих консолей, каждая из которых содержала различные варианты одной и той же игры. Так, например, в модели Color TV Game 6 были включены шесть вариантов игры Light Tennis.

Первая версия игровой приставки, Color TV-Game 6, вторая версия, Color TV-Game 15, Color TV Game Racing 112 и Color TV Game Block Kuzushi
Первая версия игровой приставки, Color TV-Game 6, вторая версия, Color TV-Game 15, Color TV Game Racing 112 и Color TV Game Block Kuzushi

В 1978 году Nintendo учредила новое подразделение, единственной задачей которого стало создание и реализация аркадных игр.

История логотипа Nintendo
История логотипа Nintendo

В 1980 году Nintendo основала своё представительство в Соединенных Штатах, Nintendo of America, расположенное в Нью-Йорке. Возглавить филиал был назначен Минору Аракава, являющийся зятем Ямаути.

В том же 1980 году, по поручению президента Nintendo, молодой дизайнер Сигэру Миямото создал игру Donkey Kong. Главный герой игры, плотник, получил достаточно выразительную анимацию, чтобы он мог бегать, прыгать, взбираться по лестницам и брать в руки молот. Изначально персонаж назывался Jumpman, но затем Миямото придумал ему имя — Марио, в честь руководителя одного из офисов Nintendo, Марио Сегале. Основная цель Марио состояла в том, чтобы спасти девушку по имени Паулина (не путать с принцессой Пич) из лап обезьяны Донки Конг, находящейся на вершине игрового экрана. Донки Конг создавала различные преграды на пути Марио, бросая в него бочки, пружины и прочие предметы.

Donkey Kong - 1981 год
Donkey Kong - 1981 год

Сначала американские дистрибьюторы аркадных автоматов встретили игру Donkey Kong с прохладцей. Однако всё изменилось, когда игроки получили возможность попробовать её: продажи автоматов с Donkey Kong стремительно возросли. Игра стала настоящим хитом как в Японии, так и в США. Позже вышло продолжение под названием Donkey Kong Jr., где теперь уже сына гориллы Донки Конга приходилось освобождать из клетки, а Марио выступал в роли злодея.

Игровые автоматы Mario Bros - 1983 год и Donkey Kong - 1981 год
Игровые автоматы Mario Bros - 1983 год и Donkey Kong - 1981 год

В 1979 году Гумпэй Ёкои пришел к идее портативной видеоигры, наблюдая за пассажиром скоростного поезда, который коротал время, играясь с карманным калькулятором на жидких кристаллах. Именно так родилась концепция устройства Game & Watch.

Game & Watch

В 1980 году Nintendo представила серию портативных видеоигр под названием Game & Watch. Эти устройства не предусматривали использования сменных картриджей, и каждая система была предназначена для конкретной игры. Первой игрой в этой серии стала Game & Watch Ball, которая завоевала популярность по всему миру.

Портативная приставка Game & Watch с игрой Donkey Kong 1982 год
Портативная приставка Game & Watch с игрой Donkey Kong 1982 год

В 1983 году Nintendo представила в Японии свою первую 8-битную игровую консоль под названием Family Computer (Famicom), которая оказалась самой успешной на тот момент — система захватила 90% японского рынка.

Nintendo Entertainment System

В 1985 году в США приставка была выпущена под названием Nintendo Entertainment System (NES). Через несколько лет после дебюта NES в Америке, у консоли почти не осталось конкурентов в этом регионе. NES стала безусловным лидером по продажам.

Nintendo Entertainment System (NES)
Nintendo Entertainment System (NES)

Game Boy

В 1988 году Гумпэй Ёкои вместе со своей командой создали новую портативную систему Game Boy, объединив две успешные концепции: портативность Game & Watch и возможность замены картриджей, как у NES.

Game Boy
Game Boy

Nintendo выпустила Game Boy в Японии 21 апреля 1989 года, через 3 месяца в Северной Америке 31 июля 1989 года.

История логотипа Nintendo
История логотипа Nintendo

Super Nintendo Entertainment System

В 1989 году Nintendo анонсировала выход преемника Famicom — Super Famicom. Новая консоль, построенная на базе 16-битного процессора, обладала существенно улучшенной графикой, звуком и скоростью обработки данных по сравнению с первоначальной 8-битной Famicom. Super Famicom была выпущена на японский рынок 21 ноября 1990 года. В Северной Америке приставка дебютировала под названием Super Nintendo Entertainment System (SNES или Super Nintendo) 23 августа 1991 года, а в Европу она пришла в 1992 году.

Super Nintendo Entertainment System
Super Nintendo Entertainment System

Её главным соперником стала 16-битная консоль Mega Drive, известная в Северной Америке как Genesis. Война консолей между Sega и Nintendo развернулась в начале 1990-х годов.В августе 1993 года Nintendo сообщила о разработке преемника SNES под кодовым названием Project Reality.

Эта новая система с 64-битной графикой была создана в сотрудничестве с североамериканской технологической компанией Silicon Graphics. Запуск консоли первоначально планировался на 1995 год, но позже был перенесён.

NES-101 или NES Top Loader

Между тем, Nintendo продолжила развитие семейства Nintendo Entertainment System, выпустив NES-101 — компактную версию оригинальной NES. Также компания анонсировала периферийное устройство для чтения CD-дисков под названием Super NES CD-ROM Adapter, которое должно было появиться в 1994 году, но его релиз был отменён.

Nintendo NES-101
Nintendo NES-101

В 1995 году Nintendo заявила, что общий объем продаж игровых картриджей по всему миру превысил один миллиард единиц. В целях продолжения поддержки формата картриджей Nintendo объявила, что Project Reality, переименованный в Ultra 64, не будет использовать CD-формат, как ожидалось ранее, а останется верным картриджному формату.

Глава подразделения Nintendo IRD, Гэнъё Такэда, был впечатлен достижениями компании Rare в разработке видеоигр с использованием технологий 3D-графики на рабочих станциях Silicon Graphics. В результате Nintendo приобрела 25% акций Rare, увеличив свою долю до 49% в будущем.

Таким образом, Rare стала первым сторонним разработчиком игр для Nintendo.Первым проектом стала игра Donkey Kong Country. Она имела огромный успех, разойдясь тиражом свыше восьми миллионов копий по всему миру, что сделало её второй самой продаваемой игрой в библиотеке SNES.

Donkey Kong Country
Donkey Kong Country

В сентябре 1994 года Nintendo совместно с шестью другими крупными игроками в индустрии видеоигр, включая Sega, Electronic Arts, Atari, Acclaim, Philips и 3DO, обратилась в Сенат США с предложением внедрить систему возрастных рейтингов для видеоигр.

Virtual Boy

Стремлением создать доступную консоль для виртуальной реальности послужило основание для выпуска Nintendo Virtual Boy в 1995 году, разработкой которого руководил Гумпэй Ёкои.

Virtual Boy
Virtual Boy

Критики в основном остались недовольны качеством игр и монохромной графикой с преобладанием красного оттенка, а игроки жаловались на головные боли, возникающие во время игры. Система показала низкие продажи и вскоре была тихо снята с производства. Провал этой консоли привел к тому, что Гумпэй Ёкои покинул Nintendo.

Satellaview

В том же году Nintendo запустила Satellaview - специальный модем Satellaview, подключающийся к порту расширения Super Famicom и синхронизирующийся со спутниковой радиостанцией St.GIGA, позволял пользователям получать игровые новости и скачивать эксклюзивные игры, созданные для этой системы.

Комплект Satellaview и Super Famicon
Комплект Satellaview и Super Famicon

Большинство этих игр представляли собой римейки или продолжения старых проектов для Famicom. Радиослужба Satellaview работала с 23 апреля 1995 года по 30 июня 2000 года.

Nintendo 64

В 1996 году Nintendo изменила название приставки Ultra 64 на Nintendo 64 и выпустила её в Японии и Северной Америке, а в 1997 году — в Европе и Австралии.

Nintendo 64
Nintendo 64

Nintendo вдохнула новую жизнь в свой бренд, запустив рекламную кампанию стоимостью 185 миллионов долларов США под лозунгом «Play It Loud». В том же году компания выпустила в Японии Game Boy Pocket — уменьшенную версию Game Boy, которая увеличила продажи платформы.

4 октября 1997 года известный разработчик Nintendo Гумпэй Ёкои трагически скончался в автомобильной аварии.

В 1997 году Nintendo представила SNS-101 (в Японии известную как Super Famicom Jr.) — компактную версию усовершенствованной игровой системы Super Nintendo.

Super Nintendo Entertainment System JR
Super Nintendo Entertainment System JR

В 1998 году состоялся релиз преемника Game BoyGame Boy Color.

Game Boy Color
Game Boy Color

Эта система обладала улучшенными техническими возможностями, что позволяло ей запускать игры, специально разработанные для неё, а также игры, предназначенные для оригинального Game Boy, но уже с добавлением цветовой палитры. Вместе с новой консолью были представлены аксессуары, такие как камера и принтер для Game Boy.

В октябре 1998 года была создана студия Retro Studios в результате сотрудничества между Nintendo и основателем Iguana Entertainment Джеффом Спангенбергом.

В 2001 году Nintendo представила обновленное устройство Game Boy Advance.

Game Boy Advance
Game Boy Advance

В том же году компания выпустила игровую консоль GameCube.

GameCube
GameCube

Когда Ямаути, возглавлявший компанию с 1949 года, ушёл в отставку 24 мая 2002 года, Сатору Ивата стал первым президентом Nintendo, который не был связан с семьёй Ямаути ни кровными узами, ни через брак с момента основания компании в 1889 году.

В 2003 году Nintendo представила Game Boy Advance SP — обновленный дизайн устройства в формате «раскладушки».

Game Boy Advance SP
Game Boy Advance SP

Этот форм-фактор впоследствии использовался в портативных игровых системах Nintendo DS и 3DS.

Nintendo DS
Nintendo DS

В 2004 году Nintendo выпустила Nintendo DS, свою четвёртую основную портативную консоль. DS отличалась наличием двух экранов, один из которых был сенсорным. Благодаря таким играм, как Nintendogs и Mario Kart DS, система DS стала популярной.

В середине 2005 года Nintendo открыла магазин Nintendo World Store в Нью-Йорке, где разместился магазин с играми Nintendo, музей, посвящённый истории компании, и площадка для проведения общественных мероприятий.

В 2016 году магазин прошёл реконструкцию и был переименован в Nintendo New York.В первой половине 2006 года Nintendo выпустила Nintendo DS Lite — облегчённую версию оригинальной Nintendo DS с более ярким экраном и увеличенным временем работы от аккумулятора.

Успешные продажи Nintendo DS оказали большое влияние на следующую домашнюю консоль Nintendo, которая имела кодовое название Revolution, а теперь известна как Nintendo Wii.

Nintendo Wii
Nintendo Wii

В августе 2006 года компания Nintendo представила ES – ныне замороженный проект операционной системы с открытым исходным кодом.Осенью того же года Nintendo выпустила игровую консоль Wii. Благодаря инновационным элементам управления, Wii стала источником вдохновения для создания нескольких новых игровых серий, ориентированных на ранее неизведанные сегменты рынка, такие как казуальные игры и фитнес-приложения. С общим количеством проданных устройств, превышающим 100 миллионов единиц по всему миру, Wii заняла лидирующие позиции среди консолей седьмого поколения, вернув компании утраченную долю рынка после периодов выпуска Nintendo 64 и GameCube.

1 мая 2007 года Nintendo стала владельцем 80% акций компании-разработчика видеоигр Monolith Soft, которая до этого находилась под управлением Bandai Namco. Monolith Soft широко известна созданием популярных ролевых игр, включая такие серии, как Xenosaga и Baten Kaitos.

Baten Kaitos
Baten Kaitos
Xenosaga
Xenosaga

В предпраздничный сезон 2008 года Nintendo укрепила свои позиции на рынке портативных консолей, выпустив в Японии новую модель Nintendo DSi. Эта система отличалась улучшенным процессором, увеличенным объёмом оперативной памяти и наличием двух камер, одна из которых была направлена на игрока. Впоследствии DSi вышла на международный рынок.

Nintendo DS Lite, Nintendo DSi, Nintendo DS XL, Nintendo DS
Nintendo DS Lite, Nintendo DSi, Nintendo DS XL, Nintendo DS

Осенью 2009 года Nintendo представила в Японии Nintendo DSi XL — усовершенствованную версию DSi с увеличенными размерами экрана. Позже, в 2010 году, эта модель поступила в продажу по всему миру.

В 2011 году Nintendo представила портативную игровую консоль Nintendo 3DS, оснащённую стереоскопическим 3D-экраном, который позволяет видеть трёхмерное изображение без использования специальных очков.

Nintendo 3DS
Nintendo 3DS

В феврале 2012 года Nintendo приобрела французскую исследовательскую компанию Mobiclip, известную своими передовыми разработками в области оптимизации программного обеспечения, такими как технологии сжатия видео.

Впоследствии компания сменила своё название на Nintendo European Research & Development.В последнем квартале 2012 года Nintendo вывела на рынок игровую систему Wii U. Несмотря на то, что она представляла собой консоль нового, восьмого поколения, её продажи оказались ниже ожидаемых. Тем не менее, к сентябрю 2013 года спрос начал восстанавливаться.

Nintendo Wii U
Nintendo Wii U

Стремясь увеличить популярность 3DS, Nintendo в 2013 году выпустила доступную по цене Nintendo 2DS. Кроме того, компания представила Wii Mini — удешевлённую версию оригинальной консоли Wii.25 сентября 2013 года Nintendo сообщила о приобретении 28% акций PUX Corporation, дочернего предприятия Panasonic.

Данная компания занималась технологиями распознавания лица и голоса, которые должны были повысить удобство использования будущих игровых платформ Nintendo. Ранее Nintendo уже сотрудничала с этой фирмой при создании ПО для распознавания символов на сенсорном экране Nintendo DS.

После сообщения о снижении прибыли на 30% за период с апреля по декабрь 2013 года президент Сатору Ивата заявил, что сократит свою заработную плату на 50%.

17 марта 2015 года Nintendo заявила о разработке новой игровой платформы под кодовым именем NX (кодовое имя Nintendo Switch), основанной на уникальной концепции. Реджи Филс-Айме, глава американского подразделения Nintendo, назвал NX «нашей следующей домашней консолью» в интервью изданию The Wall Street Journal в июне 2015 года.

В июле 2016 года компания объявила о перезапуске NES в виде NES Classic Edition (в Европе — Nintendo Classic Mini). Консоль шла в комплекте с 30 встроенными играми и была выпущена в ноябре 2016 года.

В июле 2016 года состоялся релиз мобильной игры Pokémon Go, созданной компанией Niantic. Стоимость акций Nintendo резко увеличилась. Вскоре после этого Nintendo опубликовала официальное заявление, пояснившее характер своих отношений с Niantic. Было отмечено, что Nintendo владеет 32% доли в The Pokémon Company, которая является правообладателем бренда Pokémon.

После публикации данного заявления стоимость акций Nintendo значительно снизилась, потеряв 17% всего за одну торговую сессию.Когда в сентябре 2016 года была анонсирована мобильная игра Super Mario Run, акции Nintendo снова продемонстрировали рост. Журналисты подчеркнули, что запуск данной игры имеет большее значение для компании, нежели выпуск Pokémon Go, поскольку разработка Super Mario Run полностью осуществлена силами Nintendo, тогда как Pokémon Go создавалась сторонним разработчиком.

20 октября 2016 года Nintendo представила видеоролик, посвящённый игровой платформе NX, где впервые было раскрыто её официальное наименование — Nintendo Switch.

Nintendo Switch
Nintendo Switch

В декабре 2016 года Nintendo выпустила игру Super Mario Run для устройств на базе iOS. Всего за первую неделю после релиза количество скачиваний превысило 50 миллионов.

В сентябре 2017 года Nintendo объявила о сотрудничестве с китайской игровой компанией Tencent для издания глобальной версии популярной мобильной игры Honor of Kings на платформе Nintendo Switch.

В ноябре 2017 года стало известно, что Nintendo планирует объединить усилия с Illumination, подразделением Universal Pictures, занимающимся анимационными проектами, для создания анимационного фильма о персонаже Марио.

В апреле 2018 года Nintendo сообщила, что Тацуми Кимисима покинет пост президента компании в июне, а его преемником станет Шунтаро Фурукава, бывший исполнительный директор и член совета директоров The Pokémon Company.

В январе 2019 года Nintendo отчиталась о доходах за 2018 год, составивших 5,59 миллиарда долларов, из которых прибыль составила 958 миллионов долларов. В феврале 2019 года президент Nintendo of America Реджи Фис-Эме объявил о своем намерении уйти на пенсию. 15 апреля 2019 года его должность занял Даг Баузер.

Помимо производства игровых консолей и развлекательного контента, Nintendo также выпускает интерактивные тренажёры для стрелковой и маркманской подготовки военных. Эти устройства напоминают шутеры от первого лица, предназначенные для геймеров, но отличаются более высоким качеством графики и реалистичной симуляцией. Для нужд Армии США Nintendo через местного субподрядчика поставляет тренажёр MACS или MARKS (Multipurpose Arcade Combat Simulator). Этот комплекс включает пластиковый макет винтовки M16 и проектор, отображающий тактические сценарии с неожиданно возникающими врагами, прячущимися за укрытиями или рельефными особенностями местности. По сути, геймплей напоминает усовершенствованный вариант игры «Утиная охота», но с высококачественными изображениями и человеческими фигурами вместо уток.

Спасибо за прочтение!

#nintendo #nes #famicon #switch #nintendoswitch #nintendomini #nintendowii #nintendods #gameboy #gamecube #virtualboy #colortvgame #oldgames