Что располагалось на носу парусного корабля? Вопрос не самый праздный, но знали бы вы, сколько раз мне его задавали, и связано это с одной очень интересующей людей темой — личной гигиеной на судне и туалете. Вот и в этот раз, когда я выложил статью про флот, не миновал этот вопрос. Поэтому в этой статье расскажу вам о личной гигиене на судне 18 века и о том, что, помимо туалета, располагалось на носу корабля.
- Сразу предупреждаю, что если вы слишком впечатлительны или любите читать статьи на Дзене за едой, то лучше вам пройти мимо данного материала!
Итак, на большом линейном корабле основная часть команды сидит на нижней палубе, и подниматься наверх им запрещено, а наверху находятся только те, кто несёт вахту, то есть управляет судном, парусами и просто драит палубу. В зависимости от того, сколько палуб у судна, нижняя палуба называется по-разному, но чаще всего, если судно двухпалубное, она именуется орудийной или артиллерийской, так как на ней размещена основная огневая мощь.
Поскольку матросам было запрещено подниматься на верхнюю палубу, а в туалет, несмотря на это, всё равно рано или поздно хотелось бы каждому члену экипажа, на нижней палубе устанавливали специальную бочку. Когда бочка наполнялась, её содержимое сбрасывали за борт.
Однако справить нужду прямо в море на нижней палубе было невозможно, так как она была полностью закрыта, и только через орудийные порты — небольшие окошки для пушек — можно было увидеть, что происходит снаружи. Кроме того, испражняться в неположенных местах было строго запрещено.
На корабле существовал специально обученный человек, известный как «профос». В будущем именно из профосов появятся прапорщики. Он отвечал за дисциплину на корабле и наказывал провинившихся матросов. В его должностной инструкции отдельно значилось, что он должен следить за чистотой гальюнов и не допускать, чтобы матросы справляли нужду в трюме.
Вероятно, это было серьёзной проблемой для корабля парусной эпохи, раз она была вынесена в отдельную должностную инструкцию.
С личной гигиеной у матросов тоже было так себе. Почему-то многие считают, что раз корабль выходит в море, то у матросов есть возможность в нём купаться, мыться и стираться. Но это не совсем так, вернее, вообще не так. Тут можно вспомнить морскую песенку: «Кругом вода, но гибнем мы от жажды», матросы сидят на нижней палубе и точка, никакого моря. Автономность кораблей на тот момент была не больше месяца, а потом заканчиваются свежие продукты, поэтому где-то раз в месяц, поэтому даже если судно в походе, ему придётся причалиться к земле, и вот как раз один раз в месяц матросов под конвоем водили в баню. Почему под конвоем? Ну вот вам, например, статистика, за чуть больше 20 дней пути от Воронежа до Азова Пётр первый при переброске флота потерял почти 1000 человек, бежавших на Дон. На Дону жили казаки, а «с Дону выдачи нет», что это означало, что казаки беглых солдат и крестьян укрывали, вот из таких элементов и образовывалась так называемая казачья голытьба, которая, например, была основой армии Степана Разина. Поэтому, боясь и борясь с дезертирством, матросам обязательно был необходим военный конвой.
Как вы понимаете, раз в месяц баня — это очень мало, но именно в таких условиях приходилось жить матросам: в жуткой тесноте и антисанитарии. Антисанитария порой уносила гораздо больше жизней, чем сами морские сражения. А вот у офицеров дела с личной гигиеной обстояли лучше. У офицеров были адъютанты, ну или денщики, которые выполняли роль слуг, и офицеру могли подать подогретую воду для умывания. Хотя даже они не так часто принимали ванны, нужно понимать, что в целом к гигиене в те времена относились совсем по-другому. Как говорил один мой хороший друг: «На кораблях розами не пахло».
А вот с чем у офицеров реально дела обстояли лучше, так это с наличием собственного туалета или, как он называется на флоте, гальюна. Гальюн у офицеров располагался в кормовой надстройке, в местах, которые немного выступают за пределы надстройки и называются штульцами, и представляли они из себя отверстия в палубе над морем, иногда офицерские гальюны имели даже дверцы, так что можно было закрыться. Такая привилегия, естественно, только для офицеров, которых было обычно было около 5% от общего числа команды.
А вот у матросов, которые несли вахту на верхней палубе, помимо того, что они могли дышать свежим воздухом, было ещё одно преимущество — им не приходилось исправлять нужду в бочку. Им приходилось трудиться на верхней палубе, выполняя различные работы, а сама вахта длилась от 8 часов и больше, в зависимости от того, сколько было членов экипажа на судне. Но именно этим матросам разрешалось пользоваться матросским гальюном.
Помните знаменитую сцену из фильма «Титаник», где влюблённая парочка обнимается, стоя на носу корабля? Уверяю вас, вплоть до конца 19 века вам бы и в голову не пришло бы на парусном судне подниматься на нос. Офицеры считали зазорным появляться там, а всё дело в том, что именно на носу располагался матросский гальюн.
Представлял он из себя просто отверстие в палубе, ведущее в море, ничем не защищенное и ничем не огороженное. Именно поэтому Екатерина Великая издала указ о том, чтобы на кораблях был запрет пользования носовыми гальюнами во время того, как корабли находились на стоянке в Санкт-Петербурге. В народе шутили, говоря, что императрица приказала, «чтобы ни одной голой задницы на носу не было, дабы не пугали местных гуляющих дам».
Многие думают, что расположение гальюна на носу весьма неудобно, но на самом деле на судне места лучше и не придумать. Во-первых, ветер, дующий в паруса и подгоняющий судно, всегда будет уносить все запахи вперёд корабля, а во-вторых, волна, которую разрезает нос судна, будет омывать передние части.
Интересно, что, чтобы не упасть в море, матросы использовали длинный канат. Один конец каната был распущен и брошен в воду. Когда моряку нужно было справить нужду, он доставал конец каната из воды и использовал его как «туалетную бумагу».
Так что, как нам кажется, самое прекрасное и красивое место на корабле было отнюдь не таким. Привлекательности носовой части корабля в нашем воображении добавляют и различные носовые фигуры (олени же гальюнные фигуры). Украшать нос судна резными фигурками животных или богов стали ещё древние греки, считалось, что таким образом корабль будет выглядеть более устрашающим, а маскот или бог сможет спасти его от гибели и повысить удачу.
Иногда резные фигуры имели более практичное назначение. Они подчёркивали знатность и богатство владельца судна или государства, которое его построило. В России Пётр Первый часто закладывал корабли лично, и тогда на носу таких кораблей появлялась фигура коронованного льва. Лев — символ доблести и отваги, а корона ещё и намекает на царственность владельца судна.
Как видите, жизнь на военном корабле парусной эпохи не так проста и не так романтична, как может показаться на первый взгляд. Помимо тяжести несения службы людям той эпохи приходилось сталкиваться и с трудностями чисто бытовыми.
Но при этом не забывайте погружаться в контекст времени, если рассматривать общие тенденции жизни в 18-19 веках, то не всё и так страшно. Многие матросы, принятые рекрутами из крестьян, признавались, что попробовали мясо впервые на службе, да и в целом чаще всего со снабжением было не так уж и плохо, жизнь, конечно, трудная, но зато ты точно знаешь, что завтра у тебя будет еда.
Также ужасная антисанитария была и в крестьянской избе, как бы крестьян не романтизировали и не говорили, что на Руси не было чумы из-за бань и чистоты — это миф, и эпидемии у нас тоже случались. Крестьяне жили в тесноте, а зимой, если какая-то скотина принесла приплод, то её брали в крестьянскую избу, ведь там телёночку или другой животинке будет теплее. Честно говоря, я и сам помню, как моя бабушка держала зимой у себя в сенях плетёные корзины с соломой, в которых сидели на яйцах гусыни, и я, маленький, старался быстро пробежать мимо них, чтобы меня не укусили, а что уж говорить о веках давно минувших.
Тут можно вспомнить интересную историю о том, почему многим не нравилась электрификация. Когда в крестьянских избах появилось электрическое освещение, многие просто стали видеть, насколько у них грязные избы, а раньше с лучиной или свечой этого просто не было настолько видно и не бросалось в глаза. Потому многие выкручивали лампочки и переставали использовать электрическое освещение, а на других это возымело обратный эффект, и они стали приводить жильё в порядок.
Надеюсь, статья оказалась для вас интересной или полезной. Спасибо, что дочитали. Пожалуйста, не забудьте подписаться на мой канал, ведь материалы здесь выходят регулярно.
Всем добра!