Найти в Дзене

Какие тексты интересуют издательство познавательной детской литературы?

Если вы задумали написать книжку для детей и выбрали в качестве жанра научпоп, познавательную книгу, энциклопедию или энциклопедию-картинку, первое, что вы захотите узнать, получится ли продать издательству ваш контент. Иначе говоря, на какие темы писать, а на какие не стоит? Однозначного ответа на последний вопрос не существует. Но давайте обсудим. За долгие годы работы в издательской индустрии я усвоила, что авторы редко умеют правильно определить даже направление и жанр своих текстов, с темами всё ещё более туманно. Не обижайтесь, что есть, то есть. Поэтому попытки устанавливать критерии, по которым издательство ведёт прием рукописей, обречены на провал, даже когда речь идёт о таких простых вещах, как поэзия и проза. Сколько не пиши: «Мы не принимаем стихи», на редакционный имейл будут приходить стихи. Впрочем, тут скорее играет роль авторская надежда, ну а вдруг им понравится, возьмут и опубликуют?)) Попытки сформулировать для авторов месседжи из серии: «мы ждём от вас научно-худо

Если вы задумали написать книжку для детей и выбрали в качестве жанра научпоп, познавательную книгу, энциклопедию или энциклопедию-картинку, первое, что вы захотите узнать, получится ли продать издательству ваш контент. Иначе говоря, на какие темы писать, а на какие не стоит?

Однозначного ответа на последний вопрос не существует. Но давайте обсудим. За долгие годы работы в издательской индустрии я усвоила, что авторы редко умеют правильно определить даже направление и жанр своих текстов, с темами всё ещё более туманно. Не обижайтесь, что есть, то есть. Поэтому попытки устанавливать критерии, по которым издательство ведёт прием рукописей, обречены на провал, даже когда речь идёт о таких простых вещах, как поэзия и проза. Сколько не пиши: «Мы не принимаем стихи», на редакционный имейл будут приходить стихи. Впрочем, тут скорее играет роль авторская надежда, ну а вдруг им понравится, возьмут и опубликуют?))

Попытки сформулировать для авторов месседжи из серии: «мы ждём от вас научно-художественные тексты, современные энциклопедии-картинки с подачей информации с интересного ракурса», тоже не обязательно будут поняты и расшифрованы так, как хотелось бы издательству. И всё же, авторам хочется помочь, ведь у нас общая цель — автор хочет продать свой текст, а издательство хочет купить права на такую детскую книгу, которая будет пользоваться спросом у читателей.

ТРИ ВОПРОСА, которые автору стоит задать при выборе темы:

❌ НАСКОЛЬКО РЕДКАЯ ТЕМА ВЫБРАНА? Конечно, ребёнка, как и взрослого, может интересовать практически любая тематика. Но не стоит забывать, что бывают популярные интересы, а бывают редкие. Книжку на редкую тему сложновато продать в количестве 5 000 - 10 000 экземпляров (не спешите доставать из холодильника подгнившую помидорку, что бросить в меня, исключения я признаю).

✅ Значит ли это, что все должны писать про машины, милых зайчиков/белочек и про динозавров? Разумеется, нет. Но если мы решили, что отыскали уникальную тему для детской книги, стоит задуматься — найдутся ли 5000-10000 детей, которым она будет интересна? Найдутся? Отлично. А теперь поправочка: это должны быть 5000-10000 ЧИТАЮЩИХ детей. Мы всё ещё уверены, что нужное количество читателей наберётся? Отлично. Тогда ещё одна поправка в следующем пункте.

❌ КТО ПЕРВИЧНАЯ АУДИТОРИЯ? При выборе темы авторы частенько не учитывают, что детскую книгу выбирает взрослый. Теперь давайте подумаем, сочтут ли родители узкую тему настолько полезной для ребёнка, чтобы потратить свои деньги на эту книгу? Вот лежит отличная книжка по биологии для начальной школы. Полезно ли будет ребёнку узнать о том, как происходит обмен веществ у растений? О да! А как интересно! Информация о том, что некоторые деревья умеют... ходить, даже шокирует! Но... Тут родитель вспоминает, что с делением у чада всё очень неоднозначно, и ещё читает он, запинаясь и путая слоги, а ведь уже конец второго класса на носу! И берёт с полки книжку, которая поможет ребёнку решить проблемы с делением и заодно тренажёр по расчитыванию. А на биологию денег, увы, не осталось. (Давайте сразу скажу, что не пропагандирую не писать книги по биологии. Это пример рассуждения).

✅ Как же понять, какая тема с точки зрения родителя, достаточно полезная? Вот пара подсказок. Первая. Проходят ли что-то по этой теме в школе? Если да, и в особенности, если этому вопросу школа уделяет достаточно времени в программе, то и родителям он будет казать актуальным. Вторая. Связана ли тема с часто встречающимися детскими проблемами? Нежелание чистить зубы, недостаточно развитый навык чтения, неумение управлять своим временем, проблемы общения в школе… Подсказки, конечно, не исчерпывающие))

❌ ДЕТСКАЯ ЛИ ТЕМА ВЫБРАНА? Частенько тема, которая связана с детьми, самим детям не интересна. Или привлекает лишь избранные знаек. Например, тема «Во что играли наши мамы, папы, бабушки и дедушки?» скорее ностальгическая.

✅ Кажется, что найдена уникальная тема для детской книги: в Интернете нет аналогов, мы потираем руки, отыскали незанятую нишу! Вот тут, пожалуйста, давайте задумаемся — может, никто не издал книгу для детей об истории игрушечной мебели или игрушек потому, что самим детям эта тема не интересна?

Ракурсы и форматы подачи информации — это уже фигуры высшего пилотажа! Если хотите поговорить о них, пишите, я обдумаю, какой материал можно сделать об этом.

Ваша Оля Д.