Найти в Дзене

Саморедактура, или Три бесплатных способа сделать свой текст лучше

Каждый день я открываю тексты из редакционной почты. Тексты, которые пришли в редакцию самотёком* (с их авторами мы ещё не работали). Каждому из них нужен редактор, но издателя не пугает произведение, которое нужно править (редактировать). Некоторые рукописи приходится буквально принуждать себя читать, хотя бы до конца первой главы. Дело шло бы легче, и впечатление от текста было бы лучше, если бы автор предварительно реализовал что-то из списка волшебных приёмов саморедактуры. ✍🏻 Написал? Отложи. Пусть полежит. Уже спустя неделю написанное воспринимается иначе. Становятся видны несовершенства, повторы, слишком длинные предложения, обилие местоимений (а я, а он, а они...) ✍🏻 Написал? Прочитай вслух. Да, самому себе. Окажется, что некоторые предложения и фразы звучат тяжело. Если их сложно произносить, их сложно и воспринимать. ✍🏻 Написал? Прочитай вслух детям. Не надо спрашивать понравилось им или нет. Или что понравилось, а что нет. Дети не умеют анализировать. Правду вам откроет и

Каждый день я открываю тексты из редакционной почты. Тексты, которые пришли в редакцию самотёком* (с их авторами мы ещё не работали). Каждому из них нужен редактор, но издателя не пугает произведение, которое нужно править (редактировать). Некоторые рукописи приходится буквально принуждать себя читать, хотя бы до конца первой главы. Дело шло бы легче, и впечатление от текста было бы лучше, если бы автор предварительно реализовал что-то из списка волшебных приёмов саморедактуры.

✍🏻 Написал? Отложи. Пусть полежит. Уже спустя неделю написанное воспринимается иначе. Становятся видны несовершенства, повторы, слишком длинные предложения, обилие местоимений (а я, а он, а они...)

✍🏻 Написал? Прочитай вслух. Да, самому себе. Окажется, что некоторые предложения и фразы звучат тяжело. Если их сложно произносить, их сложно и воспринимать.

✍🏻 Написал? Прочитай вслух детям. Не надо спрашивать понравилось им или нет. Или что понравилось, а что нет. Дети не умеют анализировать. Правду вам откроет их реакция. Поставьте камеру так, чтобы было видно, чем занимаются дети во время читки и запишите процесс. А потом устройте просмотр. Будет заметно, где затянуто, в каких местах интерес слушателя проседает.

Да, кстати. Ради бога, избегайте аргумента (в редакционной почте в письмах от авторов встречается через раз) «читала своему ребёнку, ему очень нравится!» Ребёнок любит свою маму, классно. Но он не может служить мерилом её творческого таланта. Это любовь!

Конечно, этими приёмами нужно уметь пользоваться. Но каждый из них — полезный инструмент в старательных руках. И если уж я заговорила об инструментах, то готова поделиться с вами парочкой простых и, кажется, всем известных. И всё же.

🔹 В любом текстовом редакторе есть функция «найти/найти всё». Богический способ. Вводите в поисковое окно «очень» и наслаждаетесь удалением этого слова из текста. Поверьте, его почти всегда можно вычеркнуть.

🔹 Сайты «Главред», «Орфограммка» и другие. Они увидят тавтологию, плеоназмы, повторы, паронимы и т.д. Не каждой рекомендации программы стоит следовать, иначе можно получить выхолощенный текст. Но если включать мозги, такие сервисы здорово помогают.

В результате этих волшебных манипуляций вы не только будете выглядеть более профессионально перед редактором (а значит, у текста больше шансов на публикацию). Ещё вы заранее подстраховались от того, что «мусор» в тексте останется после некачественной редактуры (далеко не в каждом издательстве она на высоте). И через некоторое время вы обнаружите, что используете лишние слова гораздо меньше прежнего. Одни плюсы!

Ваша Оля Д.

*Самотёком называют тексты, которые приходят на общедоступную редакционную электронную почту.