Найти в Дзене
Царьград

Провал в прокате, успех у русских: Что осталось за кадром знаменитого фильма Пьера Ришара

Оглавление
   ФОТО: imago stock&people/Globallookpress
ФОТО: imago stock&people/Globallookpress

Провал в родном прокате, но оглушительный успех у русских. Что осталось за кадром знаменитого фильма Пьера Ришара "Игрушка" и как сложилась судьба его главного героя.

Если вы, уважаемый читатель, в ближайшее время узнаете, что какой-то кинопроект, выход которого на экраны сопровождался особыми ожиданиями, провалился в прокате, запишите на всякий случай название этого фильма. Может оказаться, что через некоторое время эта кинокартина к званию "кассового провала" парадоксальным образом добавит культовый статус и будет пользоваться любовью публики и признанием профессионалов.

Именно такая история и приключилась с одной из самых знаменитых кинолент французского кино - трагикомедией Франсиса Вебера "Игрушка" (1976).

Ришар, комедия, праздник - разумеется, будет успех...

Когда фильм "Игрушка" стартовал во французских кинотеатрах в декабре 1976 года, все были уверены, что это очевидный фаворит кинопроката. Настолько уверены, что даже представители конкурирующих киностудий сдвинули даты премьер своих кинопроектов на пару недель - мол, с "Игрушкой" всё равно конкурировать бесполезно, только деньги потеряем...

   Кадр из фильма "Игрушка" (1976, режиссёр Франсис Вебер, Andrea Films)
Кадр из фильма "Игрушка" (1976, режиссёр Франсис Вебер, Andrea Films)

Предпосылки для триумфа действительно были.

Во-первых, "в самом соку" находился исполнитель главной роли Пьер Ришар. Актёр как раз в эти годы нашёл своё фирменное амплуа: персонаж-недотёпа, этакий "рассеянный в улицы Бассейной" позитивный человек, который из-за своей наивности и неприспособленности к практической жизни постоянно попадает в нелепые ситуации. И как раз благодаря своей наивности и доброте выбирается из, казалось бы, безвыходных передряг.

Таким Пьера Ришара полюбил зритель - в том числе и советский. Персонажи актёра продолжают оставаться в чести у отечественных киноманов, несмотря на нынешнюю русофобскую позицию самого артиста. Тут уж, как говорится, котлеты нужно отделять от мух...

Готовый воевать с русскими Делон, желающий Киеву победы Ришар, предатель Депардье. Как рухнули французские кумиры нашего детства

Во-вторых, казалась беспроигрышной комбинация "комедия на детскую тему - прокат накануне Рождества". Сюжет фильма построен вокруг журналиста, который ради заработка вынужден стать в буквальном смысле живой игрушкой для сына владельца газеты. Синопсис киноленты и её заявленный комедийный жанр породил ожидания, что сейчас-то Ришар выдаст уморительное зрелище, на которое дети потянут своих родителей, а те раскошелятся на билеты.

   Кадр из фильма "Игрушка" (1976, режиссёр Франсис Вебер, Andrea Films)
Кадр из фильма "Игрушка" (1976, режиссёр Франсис Вебер, Andrea Films)

Кто ж мог знать, что на самом деле Вебер снял трагикомедию о взаимоотношениях отцов и детей и гримасах капиталистического общества, обращённую в первую очередь к взрослым...

И снова Франсуа Перрен - но опять какой-то другой..

В 1976 году "Игрушка" провалилась - фильм не совпал с лёгким, предпраздничным настроением публики, в итоге картину посмотрело всего лишь около 1 млн зрителей. Однако через несколько лет лента заслуженно стала культовой не только в СССР, где она появилась в 1978-м, но и на родине, где её уже почти полвека регулярно транслируют на ТВ. Национальная традиция, что-то вроде нашего обычая под Новый год "Иронию судьбы..." смотреть.

   Кадр из фильма "Игрушка" (1976, режиссёр Франсис Вебер, Andrea Films)
Кадр из фильма "Игрушка" (1976, режиссёр Франсис Вебер, Andrea Films)

Что касается главных персонажей картины, журналиста Франсуа Перрена в исполнении Пьера Ришара, и богатого мальчишки Эрика (сыграл Фабрис Греко), то у одного из них интересная предыстория, у другого - примечательная судьба после премьеры.

Если, когда вы слышите имя "Франсуа Перрен", оно кажется подозрительно знакомым, не волнуйтесь, это нормально - это один из самых известных персонажей французского кино. Чаще всего его играл (хотя и не всегда) именно Пьер Ришар, он же представил первую версию этого загадочного человека.

   Кадр из фильма "Высокий блондин в чёрном ботинке". (1972, режиссёр Ив Робер, Gaumont)
Кадр из фильма "Высокий блондин в чёрном ботинке". (1972, режиссёр Ив Робер, Gaumont)

Франсуа Перрен - это литературное альтер-эго сценариста и режиссёра Франсиса Вебера. Впервые он появился в комедии "Высокий блондин в чёрном ботинке" (1972), где Пьер Ришар предстал в образе скрипача симфонического оркестра, волею судеб впутанного в шпионские переплёты. Успех фильма породил сиквел - и скрипач Перрен вернулся к зрителям в картине "Возвращение высокого блондина" (1974).

В 1976-м Франсуа Перрен в исполнении Ришара появляется третий раз - в фильме "Дальше некуда!" он стал фотографом рекламных проспектов и афиш, мечтающим о карьере в кино. Ну а когда сценарист Вебер решил дебютировать как режиссёр, о ком ещё ему было снимать фильм, как не о Франсуа Перрене? И вот в "Игрушке" знаковый герой предстал уже в качестве журналиста...

   Кадр из фильма "Невезучие". (1981, режиссёр Франсис Вебер, Gaumont)
Кадр из фильма "Невезучие". (1981, режиссёр Франсис Вебер, Gaumont)

На этом, кстати, профессиональные подвиги Перрена/Ришара не закончились - когда в 1981 году на экраны вышла комедия "Невезучие", Франсуа оказался там бухгалтером...

Каждый раз - новая профессия и биография, как у суперагента. Как тебе такое, Джеймс Бонд?

Мальчик, который почти стал "звездой"

Но если для Ришара "Игрушка" стала лишь одной, пусть и любимой, из многих успешных работ в кино, то для Фабриса Греко, которому на момент съёмок было 11 лет, роль богатого, но несчастного мальчика Эрика стала единственной.

Это не помешало Греко переиграть звёздного партнёра по съёмочной площадке - зрители сочувствовали в первую очередь мальчику с грустными глазами, а лишь затем очаровательному взрослому недотёпе.

   Кадр из фильма "Игрушка" (1976, режиссёр Франсис Вебер, Andrea Films)
Кадр из фильма "Игрушка" (1976, режиссёр Франсис Вебер, Andrea Films)

Кстати, именно не по возрасту взрослый взгляд помог Греко попасть на одну из главных ролей в фильме. Режиссёр искал на роль богатого избалованного мальчишки, пожелавшего себе живого человека в качестве игрушки, особенного юного актёра. Такого, который бы в первой части фильма вызывал у зрителей раздражение и антипатию, а во второй, по мере раскрытия характеров, напротив - жалость и сочувствие.

Долгие поиски исполнителя такой сложной роли не приносили результата - пока Вебер во время перекура не разговорился с одним из членов съёмочной площадки. В ответ на дежурный, заданный из формальной вежливости, вопрос режиссёра "Как дела, как семья, как дети?" коллега показал Веберу фотографию своего сына Фабриса - и взрослый взгляд мальчика "зацепил" постановщика. Когда же выяснилось, что Фабрис посещает курсы актёрского мастерства и во время проб проявил серьёзное отношение к делу, всё встало на свои места.

-8

Фабрис Греко, наши дни. Скриншот: интернет-сайт https://kulturologia.ru/blogs/201124/62178/

Несмотря на общую неудачу "Игрушки" в прокате сам Фабрис после премьеры стал настоящей "звездой" со всеми негативными последствиями - "звёздной болезнью" со своей стороны и навязчивым, в некоторых случаях даже слишком, вниманием со стороны публики. В итоге семья просто заперла мальчика на несколько месяцев дома, а на предложения продюсеров о новых ролях вежливо отвечала такими запросами по будущему гонорару, что все варианты отпадали сами собой.

В результате жизнь Фабриса Греко пошла по пути, далёкому от кино: он получил высшее образование, став дипломированным инженером-программистом, всю жизнь работает по профессии, живёт с женой и дочерью в том же пригороде Парижа, где и родился. А все просьбы журналистов об интервью просто игнорирует.

__________

Не боимся говорить правду в Телеграме: https://t.me/tsargradtv