Найти в Дзене
Дневник М и Ко

Смогут ли "бесплатные занятия" в школах заменить репетиторов? Про нюансы и подводные камни

На прошлой неделе была озвучена новость, которая не могла просто так пройти мимо меня. Эта новость касается рынка "репетиторских услуг", а также всей системы образования. В различных СМИ вышли публикации вот с такими заголовками: Из всего доступного материала, который есть в сети Интернет по этой теме, я сделал несколько выводов. Но сначала интересная цитата: А зачем вообще родители школьников обращаются к репетиторам? Тут и гадать не надо, так как есть, как минимум, две причины. Бывает так, что ребенок не усваивает учебный материал. Это может происходить по разным причинам: - из-за болезни ребенок пропустил много уроков - ребенок не имеет склонностей к обучению - родители подзабили на своего ребенка с начальной школы по принципу "Да у них там уже таблица помножения. Я как ему помогу?" - учитель имеет очень низкую квалификацию - в классе ребенок чувствует себя "тревожно" из-за, например, не самых адекватных одноклассников - внутренние тревоги школьника, вызванные внешними обстояте
Оглавление

На прошлой неделе была озвучена новость, которая не могла просто так пройти мимо меня. Эта новость касается рынка "репетиторских услуг", а также всей системы образования.

В различных СМИ вышли публикации вот с такими заголовками:

-2
-3

Из всего доступного материала, который есть в сети Интернет по этой теме, я сделал несколько выводов.

Но сначала интересная цитата:

-4

А зачем вообще родители школьников обращаются к репетиторам?

Тут и гадать не надо, так как есть, как минимум, две причины.

Первая причина

Бывает так, что ребенок не усваивает учебный материал. Это может происходить по разным причинам:

- из-за болезни ребенок пропустил много уроков

- ребенок не имеет склонностей к обучению

- родители подзабили на своего ребенка с начальной школы по принципу "Да у них там уже таблица помножения. Я как ему помогу?"

- учитель имеет очень низкую квалификацию

- в классе ребенок чувствует себя "тревожно" из-за, например, не самых адекватных одноклассников

- внутренние тревоги школьника, вызванные внешними обстоятельствами

В этом случае дополнительные платные занятия вполне оправданы. Другое дело, что в памяти многих родителей еще находятся случаи, когда их самих учителя оставляли "после уроков", чтобы "объяснить материал".

А я, как бывший учитель, скажу так - "Объяснять материал после 6 или 7 урока - это просто потеря времени". Любому человеку нужен отдых после 6-7 часов труда. Даже у взрослых на работе бывает "обеденный перерыв" продолжительностью 1 час. У детей такого нет.

Чтобы после уроков работать с "отстающими", у них должен быть быть перерыв после основной деятельности. В условиях современной школы такое можно сделать только в начальных классах, где пока сохраняется нагрузка в размере 4-х уроков в день.

Но есть еще интересный нюанс, про который часто забывают. В моём детстве учителя нас оставляли после уроков. Но ... примерно в 90 процентах случаев это было просто вид наказания за, например, плохую дисциплину на уроке. И тогда "раньше" учителя понимали, что "объяснение непонятого" лучше проводить на свежую голову. А свежую голову можно получить только утром или вечером, но никак не после уроков.

Вторая причина

К сожалению, если ребенок решил пойти в 10-й (11-й) класс, то между родителями школьников начинается самая натуральная гонка за баллы на ЕГЭ.

Зачем нужны эти баллы? Всё очень просто - чтобы поступить "на бюджет". Далеко не каждая семья может потянуть платное обучение. Страна большая - зарплаты везде разные.

А как получить повышенные баллы за экзамены? Хорошо сдать экзамены.

Но здесь наблюдается этакая "социальная несправедливость".

Во-первых, далеко не во всех школах штат укомплектован опытными специалистами-предметниками, которые могут подготовить к экзаменам.

Во-вторых, не все родители имеют возможность нанять хороших репетиторов, которые подготовят к ЕГЭ.

Конечно, многое зависит от самого ребенка, так как в современном мире Интернет в подготовке и обучении является самой главной "палочкой-выручалочкой".

Но все опытные родители знают, что если один ребенок способен усвоить материал самостоятельно, заставив себя сесть за компьютер и изучить, то второму нужен "надзиратель", функцию которого и выполняет нанятый репетитор.

И что же хотят сделать?

Судя по заявлениям и высказанным мыслям - в школах хотят проводить бесплатные занятия, связанные с повышением качества образования, при котором услуги репетиторов требоваться не будут.

Моё мнение - это абсолютно бесперспективная идея. Причина простая - стратегию будут придумывать те, кто не представляет, что такое реальная (а не бумажная) школа.

На страницах данного канала несколько лет назад я уже высказывал свои мысли, как повысить качество образования, чтобы ни один родитель школьника не сказал, мол, учителя с ними не занимаются после уроков. Возможно, "письмо дошло до адресата".

Но полностью ликвидировать рынок репетиторских услуг невозможно.

Если бы ...

Если бы передо мной поставили задачу реализовать идею по "бесплатным занятиям", то я бы сделал так ...

Стоп!

А что такое вообще "бесплатные занятия"?

Скорее всего, это просто учителям будут оплачиваться дополнительные занятия в обычном режиме. Для школьников и их родителей это будет, естественно, бесплатно, так как "банкет" будет за счет государственных денег.

Но тут хочется узнать - "А у учителей спросили? Согласны ли они работать сверхурочно даже за деньги?".

Моя идея

Будем исходить из максимальной эффективности и самой реальной реальности.

Начнем с того, что у нас в стране часть школ работает по "пятидневке", а часть по "шестидневке". Это создает трудность, так как применять одинаковые подходы к планированию "бесплатных занятий" будет очень глупо.

Можно сделать так - найти резерв в виде "свободных учебных часов". Это можно сделать лишь за счет сокращения "чего-то ненужного".

Но есть ли сегодня "чего-то ненужное"? Есть. Два-три часа можно найти.

Эти два-три часа и будут тратиться на "бесплатные занятия". Проводить их можно либо в субботу (даже у тех, кто учится на шестидневке), или первыми уроками для тех, у кого пятидневная рабочая неделя.

Но что за занятия будут? Здесь нужно будет исходить из целей. Это или "наверстывание упущенного", или реальная подготовка к экзаменам.

При этом не забываем, что у нас есть цель - заменить репетиторов.

Но в чем главная прелесть репетиторов? Она состоит в том, что занятия проводятся индивидуально или в очень малых группах.

В школах учеников много, а потому возможен только один вариант - занятия в малых группах. Но не просто в малых группах, а в таких группах, где дети имеют примерно одинаковый уровень знаний. "Умные" - направо, "не очень умные" - налево.

В этом случае учитель может действительно дать дополнительные знания, которые одним пригодятся в получении максимальных баллов, а другим - хотя бы просто сдать ЕГЭ.

Но согласятся ли сами учителя?

В реальности - мнение учителей редко спрашивают. Это наёмные работники, которые обязаны выполнять все прихоти своего работодателя.

Для повышения мотивации и хоть какого-то обоснования введения этаких "репетиторских занятий" нужна повышенная оплата этих занятий. Сколько у нас сегодня получает обычный учитель из провинции за свой урок? Например, рублей 200 (а то и меньше). Сколько зарабатывает репетитор за одно платное занятие? Как минимум, раз в пять больше.

Понятно, что никто платить учителю по "репетиторской ставке" не будет (нужно много денег), но, к примеру, платить на 50-100 процентов больше вполне можно.

Только тут сразу же из глубин появляется подводный камень. Большой каменюка.

Учителя будут задаваться вопросом - "А почему за обычные уроки мне не платят такие же нормальные деньги?". А родители учеников, в свою очередь, будут вопрошать - "А почему учителя также качественно не проводят обычные уроки?".

И что характерно - всё будут знать ответы на эти вопросы, но вопросы всё равно будут задавать.

Что делать?

А я сразу говорю - ждать чего-то "сверхъестественного" не стоит. Рынок репетиторских услуг не исчезнет.

Даже если ребенок будет всё знать, то примеры тех, кто всё же нанимает репетиторов, будут "грызть" тех, кто репетиторов не нанимает.

- А вдруг репетитор расскажет что-то такое, чего не может рассказать учитель?

Родители выпускников чисто для собственного успокоения всё также продолжат нанимать детям "дополнительных учителей".

А что же будет в реальности?

Пока нам только озвучили идею, но обещают заменить платные услуги репетиторов бесплатными.

Подозреваю, что реализацию еще пока не придумали.

Мы можем лишь предполагать.

Например, можно придумать фантастический вариант. Это может быть привлечение в школы тех, кто профессионально занимается оказанием платных образовательных услуг.

Но если этим нанятым репетиторам платить за государственный счет какую-то среднюю репетиторскую цену, то учителя школы будут высказывать негодование, так как понятно почему.

Да и сами репетиторы даже при больших объемах работы могут не согласиться, так как в этом случае с них будет нужна отчетность (от которой они сами в своё время убежали из школы).

Такого варианта точно не будет.

Подозреваю, что будет гораздо проще:

В учебный план будут вставлены дополнительные уроки под какой-нибудь таинственной аббревиатурой (чтобы никто не догадался) - ДПЭПКО (дополнительная подготовка к экзаменам и повышение качества образования).

Когда, кем и как будут проводиться эти "бесплатные занятия" - особо никого интересовать и не будет (достаточно пройти "дистанционные курсы"). Самое главное, что "на бумагах" они проводятся. А уж какая у них эффективность ...бумага стерпит все цифры.

Но ...

Но интересно посмотреть, что получится. Пока всё это напоминает известную басню Сергея Михалкова про скорняка, которому принесли овчину и попросили сшить из нее семь шапок.

Мультфильм по этой басне все помнят?

Если будет что-то иное и действительно эффективное - я только порадуюсь за всех.