Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).
Для устной речи характерны:
-Избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений).
-Использование невербальных средств общения (жестов, мимики).
-Экономия речевых высказываний (говорящий может не называть, пропускать то, о чём можно легко догадаться).
-Обусловленность речевой ситуацией.
Различают:
-Неподготовленную (спонтанную) устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт).
-Диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда — к самому себе).
Социальная коммуникация возможна при помощи знаковых систем. Различают вербальные (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства коммуникации, технические (печатные и электронные) средства. В межличностном общении обычно применяются письменная и устная речь, тесно связанные между собой. Знаки письменной речи, буквы, обозначают звуки устной речи. В то же время письменная речь требует более развернутого построения речи, более систематического и логически связанного изложения, чем устная речь. Но именно в устной речи быстро обнаруживается непонимание, быстро выделяется обратная связь.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей.
В русском языке выделяют четыре вида речевой деятельности:
-говорение;
-слушание;
-чтение;
-письмо.
Из перечисленных видов речевой деятельности говорение и слушание относятся к устной речи, а письмо и чтение — к письменной.
Говорение — устная речь.
Слушание — аудирование, внимательное восприятие речи другого человека на слух.
Чтение — восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных.
Письмо — создание собственного письменного текста.