Побывала на интереснейшей встрече - презентации книги шеф-редактора киностудии "Союзмультфильм" Сергея Капкова. Помимо автора - сценариста, журналиста, режиссера, историка анимации, Заслуженного работника культуры РФ - мероприятие вела одна из героинь его книги, Марина Курчевская - художник постановщик многих любимых нами с детства мультфильмов.
"Варежка"
Презентация началась с показа мультфильма "Варежка". Все же помнят его?
Оказывается, "Варежка" очень популярна далеко за пределами России, а в Японии (!) есть целый музей (!), посвященный этому мультфильму!
Режиссер Леонид Шварцман прообразы своих персонажей находил в реальной жизни. Так, мама из "Варежки" срисована с кукольницы со студии, а девочка, носившая пуделя на руках, жила с режиссером по соседству.
Марина Курчевская вспоминает, как в детстве мечтала о собаке и в 7 лет увидела "Варежку", ревела и заявила родителям: если вы мне сейчас не купите собаку, я сойду с ума, как эта девочка, и буду разговаривать с варежкой. Родители собаку купили.
"Я родилась в правильное время в правильное семье"
Так говорит Марина Курчевская и мне всегда приятно и радостно слышать такое. Отец Марины был режиссером-мультипликатором. Мое поколение может быть помнит передачу "Выставка Буратино" - Вадим Курчевский был её ведущим:
Как дочка режиссера Марина с малых лет всех знала на студии, все её опекали, гладили по головке. Когда же после ВГИКа она пришла на "Союзмультфильм" художником-постановщиком, поблажек не было, а начинать пришлось ... с раскрашивания шваброй 5-метровых фонов)).
Вот эти куклы на фото - персонажи мультфильмов Вадима Курчевского "Мой зелёный крокодил" 1965 года и "Легенда о Сальери" 1986 года. Куклы редко вывозят "в свет", потому что они ветхие:
Создав Крокодила, мультипликаторы долго не могли придумать, во что он будет одет, пока во время семейного праздника взгляд отца Марины не зацепился за белую нарядную мамину кофточку. "Надька, раздевайся!" - велел режиссер, разрезал кофту на лоскутки и окунул в зеленку.
Вообще впечатление от встречи и нескольких страниц книги, по которым я успела пробежаться - все мультипликаторы немного сумасшедшие. Но крокодил, сделанный папой, одетый в кофточку мамы, дорог Марине вдвойне.
Вот тут на видео Сергей Капков интересно рассказывает про этот мультфильм:
С Моцартом и Сальери приложила свой труд уже Марина и с ними связана такая байка. Мультфильм снимали во время сухого закона, купить алкоголь было сложно.
В одной из сцен Сальери должен отравить Моцарта, подсыпав яд в стакан вина. В качестве вина в кино использовался глицерин. Но Курчевскому на студии выдали справку примерно такого содержания: для сцены отравления Моцарта прошу выдать подателю сего ящик шампанского и ящик водки - и направили в Елисеевский гастроном, где для искусства ничего не пожалели).
Очень интересно, как работают над музыкой к мультфильму. Музыки ещё нет, но под нее уже отведен отрезок времени, в который она должна вписаться. Например, композитор получает от режиссера такое задание: сцена - Винни-Пух застрял в норе. Надо написать музыку в 27 секунд, из них 8 секунд - тревога, 19 секунд - тревога, переходящая в панику.
Кукольные vs рисованные, советские vs современные
Вы какие мультфильмы больше любили в детстве? Я - рисованные. Дети обычно любят их больше, потому что там динамика.
"Кукольные мультфильмы сложнее, они навырост" - говорит Марина Курчевская. "Кукла более лиричная, душевная, живая."
По словам ведущих, хорошие кукольные мультфильмы есть и сейчас, но это авторское кино для закрытых показов, массовый зритель его не увидит.
"В СССР никто не думал о деньгах, - говорит Сергей Капков - все только самовыражались." Сценарист приносил на студию сценарий и получал деньги. Фильм могли начать снимать сразу, или через 10 лет, или вообще никогда. Сейчас, чтобы сценарист получил деньги, нужно сделать коммерческое кино, на которое пойдет массовый зритель. Зритель любит сериалы - их и снимают.
Это грустно. Продолжение "Простоквашина", отрывок из которого показали после первоисточника - испанский стыд((.
Ещё интересный вопрос из зала был - как вы, взрослые люди, угадываете, что детям будет смешно?
Мне понравился ответ: мультфильмы не должны только смешить. Многие мультфильмы грустные. Надо открывать ребёнку умение сочувствовать, сопереживать.
Книга
Листайте вправо, чтобы ознакомиться с содержанием:
Это не летопись киностудии от момента её создания по сегодняшний день. Это портреты людей, приложивших свои руки, голову, сердце к созданию любимых нами с детства мультфильмов.
Мультфильмы знают все, а какой труд стоит за их созданием, обычный человек (как я) не задумывается и большая часть имен ему не знакома. Ну,помним, что Вячеслав Котёночкин - это "Ну, погоди!"
Каждая глава книги - это история рождения персонажей, рассказ о художниках, кукольниках, аниматорах, актёрах, озвучивавших персонажей, поэтах, композиторах.
Даже если не любите формат видео, посмотрите, очень интересно, как рождается пластика персонажа, как актер, его озвучивающий, не просто стоит у микрофона, а играет всем телом, хотя его никто не видит:
Много анекдотов из жизни, розыгрышей, казусов. Как говорит автор, мультипликаторы остаются детьми и любое событие превращают в "дурь".
Например, засорился на студии мужской туалет, вызвали слесарей. Пока делали ремонт, мультипликаторы бегали по студии с сантиметровой лентой и замеряли женщинам окружность бедер. Дама с самой внушительной этой частью была избрала мисс туалет и после ремонта разрезала ленточку на "открытии".
Много интервью, бесед о мультипликации кукольной и рисованной, отечественной и зарубежной. И фотографий.
Час, отведенный для презентации пролетел незаметно, а я бы ещё слушала и слушала ведущих, это фанаты, живые свидетели ушедшей эпохи советской мультипликации, на смену которой в массе - будем честны - не пришло ничего достойного.