Найти в Дзене

«Дом игральных карт» - самый интерактивный музей за всю историю моих путешествий!

Добрый день. Увидев не так давно в блоге «Бюджетные путешествия на машине»(который я с большим удовольствием читаю сама и Вам советую) обзор на этот музей, я, честно говоря, была очень заинтригована. Не откладывая в долгий ящик, тоже поспешила туда. Даже посмотрев видео из него и прочитав статью, была просто очарована и поражена этим музеем-спектаклем. И точно могу назвать его самым интерактивным музеем в моей жизни! «Дом игральных карт» - единственный в России музей, целиком посвященный истории карт как своеобразных произведений искусства и одного из самых любимых развлечений в истории человечества (акцент в музее делается на сами карты, а не на карточные игры). Для начала стоит сказать, что в основе музейной экспозиции лежит коллекция Александра Семеновича Перельмана, он собирал её более 50 лет, это, конечно, стало главным делом его жизни и прославило его имя. В собрание, приобретенное Государственным музеем-заповедником "Петергоф" в конце 1999 года, помимо карт, входили предметы

Добрый день. Увидев не так давно в блоге «Бюджетные путешествия на машине»(который я с большим удовольствием читаю сама и Вам советую) обзор на этот музей, я, честно говоря, была очень заинтригована. Не откладывая в долгий ящик, тоже поспешила туда. Даже посмотрев видео из него и прочитав статью, была просто очарована и поражена этим музеем-спектаклем. И точно могу назвать его самым интерактивным музеем в моей жизни!

«Дом игральных карт» - единственный в России музей, целиком посвященный истории карт как своеобразных произведений искусства и одного из самых любимых развлечений в истории человечества (акцент в музее делается на сами карты, а не на карточные игры).

Экспозиция расположена в Петергофе в одном из Кавалерских домов, построенных в конце XVIII века.
Экспозиция расположена в Петергофе в одном из Кавалерских домов, построенных в конце XVIII века.

Для начала стоит сказать, что в основе музейной экспозиции лежит коллекция Александра Семеновича Перельмана, он собирал её более 50 лет, это, конечно, стало главным делом его жизни и прославило его имя.

В собрание, приобретенное Государственным музеем-заповедником "Петергоф" в конце 1999 года, помимо карт, входили предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, представляющие игру и ее атрибуты.

-3

А. С. Перельман был известен не только в России, но и за её пределами, мечтал об открытии музея, где его коллекция была бы доступна для широкого круга людей. Собиратель был убежден, что такой музей должен находиться за городом, и Петергоф — лучшее место для него.

-4

Музей состоит из нескольких залов, почти в каждом из них находятся невероятные интерактивные экспозиции: можно увидеть как три монаршие особы спорят о судьбе карточных игр:

-5

рассказ гадалки об известных предсказателях:

-6

игру в казино:

-7

спор Пушкина и Чайковского об их произведениях «Пиковая Дама»:

-8

инсталляцию, которая знакомит нас с упоминаниями карточных игр в различных жанрах искусства:

-9

а также по всему музею висят «говорящие» картины:

Ожившие картины, которые сразу начинают разговаривать с нами, едва мы заходим в музей.
Ожившие картины, которые сразу начинают разговаривать с нами, едва мы заходим в музей.

Все это сопровождается потрясающим звуковым и световым оформлением. Даже и не буду пытаться показать Вам их полностью, видео совсем не передает их красоту и масштаб.

Отдельно можно отметить прекрасно оформленные интерьеры музея, которые сами по себе можно рассматривать и которыми хочется восхищаться. Меня поразила качественная подсветка экспонатов, в музее царит очень приятный полумрак, который полностью погружает в интереснейший рассказ.

Каждый зал оформлен в своем стиле, в соответствии с темой экспонатов в нем.
Каждый зал оформлен в своем стиле, в соответствии с темой экспонатов в нем.

Расскажу кратко об истории карт и о колодах, которые меня заинтересовали, где-то покажу просто фотографии. Буду делать это, соответствуя расположению их в музее.

Карты существуют нескольких типов: игральные, образовательные и предназначенные для предсказания судьбы.

Пример образовательных карт
Пример образовательных карт

Игральные карты имеют древнюю историю, о которой мы сполна узнаём в музее. Существует несколько версий их появления. Наиболее вероятными центрами возникновения игральных карт считаются Китай и Индия.

-13

Самые древние из сохранившихся игральных карт — китайские. Известно, что карты упоминались уже в середине периода Тянь в VII-VIII веках. Старейшая китайская игра «Турфан» датируется примерно XI веком.

Например, на верхней полке можно увидеть карты для игры в Ута-гарута (яп. «песенные карты») — японская настольная игра, в которой игроки должны соотнести разложенные на столе карты с текстом стихотворений с теми, что находятся на руках. Всего карт было 200 (100 раскладывается, 100 находится у ведущего, «певца») Образовательные карты.
Например, на верхней полке можно увидеть карты для игры в Ута-гарута (яп. «песенные карты») — японская настольная игра, в которой игроки должны соотнести разложенные на столе карты с текстом стихотворений с теми, что находятся на руках. Всего карт было 200 (100 раскладывается, 100 находится у ведущего, «певца») Образовательные карты.

В этом зале расположен самый старый экспонат в музее - карта из колоды таро семи планет, обозначает Солнце. Интервал создания очень большой - 1460-1700 года, точнее установить невозможно. Карта выполнена на очень дорогостоящей бумаге верже (от фр. vergé — полосатая; белая или цветная бумага с ярко выраженной, видимой на просвет, сеткой из частых полос) из льняного сырья. Изображает миф о Фаэтоне, сыне бога Солнца:

-15
Чтобы на Земле наступило утро, каждый день Гелиос выводил из стойла колесницу, запряженную огненными лошадьми. Однажды Фаэтон, его сын, решил, что уже достаточно взрослый и может сам управлять колесницей, которую и угнал, но не справился с управлением. Лошади понесли, испугавшись созвездия Скорпиона, в нескольких местах обожгли Землю. Сам Фаэтон выпал из колесницы и погиб. Результатом его падения стало появление на земле засушливых районов и на небе - возникновение Млечного Пути.

В XI веке путешественники привозят в Европу вместе с фарфором и шелком бумажные миниатюры, созданные для развлечения и предсказания судьбы.

Интресно, что сложилось несколько систем мастей. Во Франции и Германии - это пики, червы, бубны, трефы, а вот на юге Европы (в Италии и Испании) - монеты, жезлы, мечи и кубки.
Интресно, что сложилось несколько систем мастей. Во Франции и Германии - это пики, червы, бубны, трефы, а вот на юге Европы (в Италии и Испании) - монеты, жезлы, мечи и кубки.

С самого своего появления карты были окружены ореолом мистики. Зал гадалки оформлен в готическом стиле. Особое внимание привлекают витражи, в которых можно рассмотреть итальянские и испанские карточные масти:

-17

Предполагается, что название «таро» связано с определенной рекой на острове Сицилия. В Европе карты таро известны с XV века.

-18

Самые старая из известных колод таро - колода «Висконти». (В музее, конечно, представлены перепечатанные издания).

Таро «Висконти» - третий и четвертый ряды сверху
Таро «Висконти» - третий и четвертый ряды сверху

Колода была заказана миланским герцогом Филиппо Мария Висконти и его зятем Франческо Сфорце, была выполнена из прессованного картона с использованием золочения и серебрения. Фигуры одеты в костюмы эпохи Возрождения. Колода является признанным шедевром декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения.

«Русское таро Санкт-Петербурга» выполнено художником Юрием Шаковым в традициях черной лаковой русской миниатюры, композиции вписаны в овал, чем напоминают пасхальные яйца фирмы Фаберже.
«Русское таро Санкт-Петербурга» выполнено художником Юрием Шаковым в традициях черной лаковой русской миниатюры, композиции вписаны в овал, чем напоминают пасхальные яйца фирмы Фаберже.

Одна из самых популярных колод в Российской Империи на рубеже XIX-XX веков - колода гадальных карт «Русская Ворожея», над которой работали Николай Петров и Николай Богданов.

«Русская Ворожея»
«Русская Ворожея»

Карты раскладывали в ряд и были важны совпадения. К каждому художественному образу была подобрана русская пословица, которую необходимо было трактовать ввиду определенных жизненных обстоятельств:

  • Например, если совпадает хоровод (как в верхнем ряду) применяется пословица - «Ищи жену не в хороводе, а в огороде»,
  • если совпали нитки - «Кто концы с концами сводит, тот покой в душе наводит, а концов не сведешь - так совсем пропадешь»,
  • кошка - «Зовет кот кошурку в печурку спать» (говорит о скорой свадьбе),
  • монастырь - «Не всем чернецам в игуменах быть».
Первоначально карты создавались вручную, но с развитием печатного дела карты стали стали делать более крупными тиражами. На фото гравировальные доски по рисунку Шарлеманя
Первоначально карты создавались вручную, но с развитием печатного дела карты стали стали делать более крупными тиражами. На фото гравировальные доски по рисунку Шарлеманя

Появляется триадный стандарт печати; три основных цвета (желтый, красный, синий), чьи сочетания дают все различимые глазом оттенки. Такой стандарт используется до сих пор.
Появляется триадный стандарт печати; три основных цвета (желтый, красный, синий), чьи сочетания дают все различимые глазом оттенки. Такой стандарт используется до сих пор.

Колода «1000 и 1 альпийская мелодия», где изображены только струнные инструментыг
Колода «1000 и 1 альпийская мелодия», где изображены только струнные инструментыг

Автор поставил перед собой задачу создать колоду карт, где знак масти будет оригинальным и остроумным образом вписан в какой-либо из элементов композиции. Так возникают трансформационные карты.
Автор поставил перед собой задачу создать колоду карт, где знак масти будет оригинальным и остроумным образом вписан в какой-либо из элементов композиции. Так возникают трансформационные карты.

Карты выполнены из говяжих костей, сделали их пленные французские солдаты в Англии после битвы при Ватерлоо.
Карты выполнены из говяжих костей, сделали их пленные французские солдаты в Англии после битвы при Ватерлоо.

Колода князя Австрии. Перепечатанные издания второй половины XV века, посвящены очень популярной среди европейской знати охоте на цапель. Здесь масти: цапли, собаки, силки (ловушки), соколы.
Колода князя Австрии. Перепечатанные издания второй половины XV века, посвящены очень популярной среди европейской знати охоте на цапель. Здесь масти: цапли, собаки, силки (ловушки), соколы.

Приспособление для подсчета карточных очков
Приспособление для подсчета карточных очков

Следующий зал - зал казино. Казино всегда появляется в утрированно роскошном интерьере, где никогда не бывает окон и часов. Интерактивный крупье рассказывает нам об истории возникновения казино, о способах шулеров обманывать своих соперников.

-29

-30

В следующем зале нам поведают о развитии карт и карточных игр в России, вспомним также всем нам известные колоды.

-31

В нашей стране карты появляются достаточно поздно, в период Смутного времени. И практически сразу их запрещают. Картежники были приравнены к ворам (правда, относилось это только к простолюдинам, аристократия спокойно играла в карты).

Петр I карт не любил, говорил, что в них играют только люди, у кого нет других желаний, кроме как разорять других. (Зато Петр I был великим шахматистом).

Он запретил карточные игры на флоте и в армии, запрет действовал до конца XIX века.

При Елизавете и Екатерине II карты становятся неотъемлемой частью русского придворного досуга, одно из главных развлечений нетанцующей публики на балах.

При Екатерине II вводится обязательное клеймение карт. Играть картами без клейма - государственное преступление.

Клеймо часто располагалось на бубновом тузе
Клеймо часто располагалось на бубновом тузе

Весь доход от клеймения карт идет на нужды Императорского Воспитательного дома. Часто клеймо являлось эмблемой этого заведения - пеликан, клюющий свое сердце. (Девиз - «Себя не щадя, птенцов питай»).

Сначала в России были только карты иностранного производства.

При Александре I открывается в Петербурге первая карточная мануфактура.

Николай II говорил про карты: «Какая глупая игра. Слышал, что из-за нее разоряются. Никогда не позволю подобного в России».

Образовательные карты. Художник Константин Грибанов, 1830 год, посвящены устройству страны (тогда было 60 губерний, соответственно - 60 карт, на каждой был изображен герб, национальный костюм, расстояния от Москвы и Петербурга).
Образовательные карты. Художник Константин Грибанов, 1830 год, посвящены устройству страны (тогда было 60 губерний, соответственно - 60 карт, на каждой был изображен герб, национальный костюм, расстояния от Москвы и Петербурга).

Вверху колода «Славянские» (изображены правители древних стран), внизу - «Нечистая сила в восточно-славянской мифологии»
Вверху колода «Славянские» (изображены правители древних стран), внизу - «Нечистая сила в восточно-славянской мифологии»

Символ русских карт - атласные карты Шарлеманя.

-35

Созданы академиком живописи Адольфом Шарлеманем в середине XIX века. Назывались «атласные», потому что на производстве натирались тальком (из-за него были приятны тактильно и хорошо скользили, были влагоустойчивы и более износостойкими). Так за ними и закрепилось это название.

Гордость коллекции - оригинальные авторские эскизы, выполненные акварелью.
Гордость коллекции - оригинальные авторские эскизы, выполненные акварелью.

Оригинальный карточный столик, который называется «конверт», из-за своего принципа складывания.
Оригинальный карточный столик, который называется «конверт», из-за своего принципа складывания.

Очень красивая колода в стиле лаковой миниатюры города Палех
Очень красивая колода в стиле лаковой миниатюры города Палех

Антинацистские игральные карты
Антинацистские игральные карты

Антинацистские карты 1942 г., выпущенные в блокадном Ленинграде - одна из самых известных и самых редких колод. Выпуск этой колоды оброс легендами. До сих пор неизвестно - сколько же их было вообще. 

С началом Великой Отечественной войны вторая литография перестала выпускать игральные карты. В первые же дни на фронт добровольцами ушли 40 работников ленинградской карточной фабрики. Предприятие освоило изго­товление специальных технических бумаг, а с октября 1941 г. началось вы­полнение исключительно военных заказов. Но в 1942 г. ей дали задание расконсервировать остановленные печатные машины, возобновить производство и наладить выпуск карт. В блокадном Ленинграде была собрана горстка специалистов.

Нарисовал эти карты художник Василий Адрианович Власов. Голодные, в тяжёлых условиях, они работали почти без сна и отдыха, и вскоре карты уже грузили в самолёты, которые за линией фронта наряду с листовками разбрасывали их в районах расположения вражеских частей.

Эта колода состояла из карикатур на нацистских лидеров и аллегорических изображений, символизирующих все, что несет миру фашизм: голода, насилия и смерти. И играть в нее должны были в первую очередь оккупанты, немецкие солдаты. Решение принципиально пропагандистское и при этом чрезвычайно оригинальное, остроумное и эффектное. 

Пушкинская колода
Пушкинская колода

Оригинальная колода, выполненная к 200-летию А.С. Пушкина. На ней легко можно узнать героев его бессмертных произведений, их представляют нам в противопоставлении: барышня - крестьянка, Ленский - Онегин, Борис Годунов - Петр Великий, Дама Пик - зловещая старуха.

(Современники быстро выяснили, что прототипом Дамы Пик являлась Наталья Петровна Голицына).

Именно Пиковой даме посвящен следующий зал.

Здесь можно увидеть оригинальную тетатральную афишу.
Здесь можно увидеть оригинальную тетатральную афишу.

Время при просмотре экскурсии-спектакля пролетело незаметно. Я всем советую его посетить!

Спасибо, что дочитали. Какие самые наполненные интерактивом музеи Вы встречали?

И мне интересно, какой колоде (или каким колодам) Вы уделили более пристальное внимание, на каких остановился взгляд?

-42