Добрый день. Увидев не так давно в блоге «Бюджетные путешествия на машине»(который я с большим удовольствием читаю сама и Вам советую) обзор на этот музей, я, честно говоря, была очень заинтригована. Не откладывая в долгий ящик, тоже поспешила туда. Даже посмотрев видео из него и прочитав статью, была просто очарована и поражена этим музеем-спектаклем. И точно могу назвать его самым интерактивным музеем в моей жизни!
«Дом игральных карт» - единственный в России музей, целиком посвященный истории карт как своеобразных произведений искусства и одного из самых любимых развлечений в истории человечества (акцент в музее делается на сами карты, а не на карточные игры).
Для начала стоит сказать, что в основе музейной экспозиции лежит коллекция Александра Семеновича Перельмана, он собирал её более 50 лет, это, конечно, стало главным делом его жизни и прославило его имя.
В собрание, приобретенное Государственным музеем-заповедником "Петергоф" в конце 1999 года, помимо карт, входили предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, представляющие игру и ее атрибуты.
А. С. Перельман был известен не только в России, но и за её пределами, мечтал об открытии музея, где его коллекция была бы доступна для широкого круга людей. Собиратель был убежден, что такой музей должен находиться за городом, и Петергоф — лучшее место для него.
Музей состоит из нескольких залов, почти в каждом из них находятся невероятные интерактивные экспозиции: можно увидеть как три монаршие особы спорят о судьбе карточных игр:
рассказ гадалки об известных предсказателях:
игру в казино:
спор Пушкина и Чайковского об их произведениях «Пиковая Дама»:
инсталляцию, которая знакомит нас с упоминаниями карточных игр в различных жанрах искусства:
а также по всему музею висят «говорящие» картины:
Все это сопровождается потрясающим звуковым и световым оформлением. Даже и не буду пытаться показать Вам их полностью, видео совсем не передает их красоту и масштаб.
Отдельно можно отметить прекрасно оформленные интерьеры музея, которые сами по себе можно рассматривать и которыми хочется восхищаться. Меня поразила качественная подсветка экспонатов, в музее царит очень приятный полумрак, который полностью погружает в интереснейший рассказ.
Расскажу кратко об истории карт и о колодах, которые меня заинтересовали, где-то покажу просто фотографии. Буду делать это, соответствуя расположению их в музее.
Карты существуют нескольких типов: игральные, образовательные и предназначенные для предсказания судьбы.
Игральные карты имеют древнюю историю, о которой мы сполна узнаём в музее. Существует несколько версий их появления. Наиболее вероятными центрами возникновения игральных карт считаются Китай и Индия.
Самые древние из сохранившихся игральных карт — китайские. Известно, что карты упоминались уже в середине периода Тянь в VII-VIII веках. Старейшая китайская игра «Турфан» датируется примерно XI веком.
В этом зале расположен самый старый экспонат в музее - карта из колоды таро семи планет, обозначает Солнце. Интервал создания очень большой - 1460-1700 года, точнее установить невозможно. Карта выполнена на очень дорогостоящей бумаге верже (от фр. vergé — полосатая; белая или цветная бумага с ярко выраженной, видимой на просвет, сеткой из частых полос) из льняного сырья. Изображает миф о Фаэтоне, сыне бога Солнца:
Чтобы на Земле наступило утро, каждый день Гелиос выводил из стойла колесницу, запряженную огненными лошадьми. Однажды Фаэтон, его сын, решил, что уже достаточно взрослый и может сам управлять колесницей, которую и угнал, но не справился с управлением. Лошади понесли, испугавшись созвездия Скорпиона, в нескольких местах обожгли Землю. Сам Фаэтон выпал из колесницы и погиб. Результатом его падения стало появление на земле засушливых районов и на небе - возникновение Млечного Пути.
В XI веке путешественники привозят в Европу вместе с фарфором и шелком бумажные миниатюры, созданные для развлечения и предсказания судьбы.
С самого своего появления карты были окружены ореолом мистики. Зал гадалки оформлен в готическом стиле. Особое внимание привлекают витражи, в которых можно рассмотреть итальянские и испанские карточные масти:
Предполагается, что название «таро» связано с определенной рекой на острове Сицилия. В Европе карты таро известны с XV века.
Самые старая из известных колод таро - колода «Висконти». (В музее, конечно, представлены перепечатанные издания).
Колода была заказана миланским герцогом Филиппо Мария Висконти и его зятем Франческо Сфорце, была выполнена из прессованного картона с использованием золочения и серебрения. Фигуры одеты в костюмы эпохи Возрождения. Колода является признанным шедевром декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения.
Одна из самых популярных колод в Российской Империи на рубеже XIX-XX веков - колода гадальных карт «Русская Ворожея», над которой работали Николай Петров и Николай Богданов.
Карты раскладывали в ряд и были важны совпадения. К каждому художественному образу была подобрана русская пословица, которую необходимо было трактовать ввиду определенных жизненных обстоятельств:
- Например, если совпадает хоровод (как в верхнем ряду) применяется пословица - «Ищи жену не в хороводе, а в огороде»,
- если совпали нитки - «Кто концы с концами сводит, тот покой в душе наводит, а концов не сведешь - так совсем пропадешь»,
- кошка - «Зовет кот кошурку в печурку спать» (говорит о скорой свадьбе),
- монастырь - «Не всем чернецам в игуменах быть».
Следующий зал - зал казино. Казино всегда появляется в утрированно роскошном интерьере, где никогда не бывает окон и часов. Интерактивный крупье рассказывает нам об истории возникновения казино, о способах шулеров обманывать своих соперников.
В следующем зале нам поведают о развитии карт и карточных игр в России, вспомним также всем нам известные колоды.
В нашей стране карты появляются достаточно поздно, в период Смутного времени. И практически сразу их запрещают. Картежники были приравнены к ворам (правда, относилось это только к простолюдинам, аристократия спокойно играла в карты).
Петр I карт не любил, говорил, что в них играют только люди, у кого нет других желаний, кроме как разорять других. (Зато Петр I был великим шахматистом).
Он запретил карточные игры на флоте и в армии, запрет действовал до конца XIX века.
При Елизавете и Екатерине II карты становятся неотъемлемой частью русского придворного досуга, одно из главных развлечений нетанцующей публики на балах.
При Екатерине II вводится обязательное клеймение карт. Играть картами без клейма - государственное преступление.
Весь доход от клеймения карт идет на нужды Императорского Воспитательного дома. Часто клеймо являлось эмблемой этого заведения - пеликан, клюющий свое сердце. (Девиз - «Себя не щадя, птенцов питай»).
Сначала в России были только карты иностранного производства.
При Александре I открывается в Петербурге первая карточная мануфактура.
Николай II говорил про карты: «Какая глупая игра. Слышал, что из-за нее разоряются. Никогда не позволю подобного в России».
Символ русских карт - атласные карты Шарлеманя.
Созданы академиком живописи Адольфом Шарлеманем в середине XIX века. Назывались «атласные», потому что на производстве натирались тальком (из-за него были приятны тактильно и хорошо скользили, были влагоустойчивы и более износостойкими). Так за ними и закрепилось это название.
Антинацистские карты 1942 г., выпущенные в блокадном Ленинграде - одна из самых известных и самых редких колод. Выпуск этой колоды оброс легендами. До сих пор неизвестно - сколько же их было вообще.
С началом Великой Отечественной войны вторая литография перестала выпускать игральные карты. В первые же дни на фронт добровольцами ушли 40 работников ленинградской карточной фабрики. Предприятие освоило изготовление специальных технических бумаг, а с октября 1941 г. началось выполнение исключительно военных заказов. Но в 1942 г. ей дали задание расконсервировать остановленные печатные машины, возобновить производство и наладить выпуск карт. В блокадном Ленинграде была собрана горстка специалистов.
Нарисовал эти карты художник Василий Адрианович Власов. Голодные, в тяжёлых условиях, они работали почти без сна и отдыха, и вскоре карты уже грузили в самолёты, которые за линией фронта наряду с листовками разбрасывали их в районах расположения вражеских частей.
Эта колода состояла из карикатур на нацистских лидеров и аллегорических изображений, символизирующих все, что несет миру фашизм: голода, насилия и смерти. И играть в нее должны были в первую очередь оккупанты, немецкие солдаты. Решение принципиально пропагандистское и при этом чрезвычайно оригинальное, остроумное и эффектное.
Оригинальная колода, выполненная к 200-летию А.С. Пушкина. На ней легко можно узнать героев его бессмертных произведений, их представляют нам в противопоставлении: барышня - крестьянка, Ленский - Онегин, Борис Годунов - Петр Великий, Дама Пик - зловещая старуха.
(Современники быстро выяснили, что прототипом Дамы Пик являлась Наталья Петровна Голицына).
Именно Пиковой даме посвящен следующий зал.
Время при просмотре экскурсии-спектакля пролетело незаметно. Я всем советую его посетить!
Спасибо, что дочитали. Какие самые наполненные интерактивом музеи Вы встречали?
И мне интересно, какой колоде (или каким колодам) Вы уделили более пристальное внимание, на каких остановился взгляд?