В раннее Средневековье к югу и востоку от Византии на территории Аравийского полуострова проживали многочисленные племена арабов, которые относятся к числу семитских народов. Родственными для арабов народами являются известные по своим древним государствам евреи и ассирийцы.
Арабы жили племенами, которые состояли из связанных родственными узами сообществ ― родов. Такая организация общества сближала арабов с другими народами, у которых только начинало формироваться государство. Между арабскими племенами зачастую происходили военные столкновения из-за пастбищ и контроля над торговыми путями. Во главе племён стояли вожди, которые являлись как военачальниками, так и руководителями в мирное время. Обычно вождей выбирали по принципу знатности и богатства. Однако иногда вождями становились наиболее мудрые и успешные в боях члены племени.
6Многим арабским племенам приходилось постоянно перемещаться с места на место ― кочевать, чтобы выжить. Основу их хозяйственной деятельности составляло скотоводство: они разводили овец и верблюдов, реже ― лошадей. Арабов-кочевников называют бедуинами, в переводе с арабского ― «степняки» или «жители пустыни». Важную роль в жизни арабов-бедуинов играли верблюды. Молоко и мясо верблюда служили пищей. Из шерсти и кожи верблюда делали одежду, обувь, сбрую и переносные жилища бедуинов ― шатры, спасавшие от непогоды в любое время года. На верблюдах совершали далёкие переходы в поисках новых пастбищ. Во время войн бедуины часто шли в бой верхом на верблюдах.
Жаркий аравийский климат позволял арабам заниматься земледелием только вблизи морского побережья и в районах редких оазисов на юге и западе полуострова. Жившие оседло арабы выращивали здесь финиковые пальмы, виноград, хлопчатник и сахарный тростник.
Ещё одним видом хозяйственной деятельности арабов была торговля. Бедуины участвовали в перевозке товаров по пролегающим через Аравию торговым путям. Эти пути связывали богатейшее государство той эпохи Византию с Индией и Северной Африкой. На торговых путях возникли арабские города ― центры торговли. Наиболее крупными городами были расположенные в западной части Аравийского полуострова Мекка и Ясриб. В начале VII в. арабская торговля пришла в упадок из-за разгоревшейся византийско-иранской войны. Упадок аравийской торговли подталкивал арабские племена к междоусобным войнам из-за скудных ресурсов.
На рубеже VI–VII вв. основной религией арабов было язычество. В качестве богов почитались небесные светила: солнце, луна и звёзды. Также арабы верили в добрых и злых духов, которые, как считалось, влияли на жизнь людей. Разные арабские племена поклонялись своим богам и духам. Самым уважаемым для всех арабов был храм Кааба — в переводе с арабского «куб» — в г. Мекка. Внутри Каабы находилась святыня ― «чёрный камень». Согласно поверью, этот камень изначально находился в раю и был белого цвета, затем Бог даровал его людям, и камень почернел от людских грехов. Вокруг Каабы стояли идолы разных языческих богов.
На рубеже VII–VIII вв. арабам были известны монотеистические религии ― христианство и иудаизм. Однако большого распространения среди арабов эти религии получить не успели. Вспомним, что монотеистическая религия или монотеизм — это религия, признающая существование только одного Бога. Язычество или многобожие предполагает существование любого количества богов.
Монотеизм у арабов распространился через новое вероучение, главным проповедником которого был Мухаммад (570–632). Он происходил из знатного арабского рода, жившего в Мекке. Мухаммад родился в 570 г., его детство прошло в бедности из-за ранней потери отца. Когда он повзрослел, то занялся торговлей и сумел приобрести известность и богатство.
В 610 г. Мухаммад, будучи уже сорокалетним состоявшимся человеком, начал проповедовать среди арабов вероучение о едином Боге ― Аллахе. Согласно преданию, Мухаммад получал откровение о Боге через ангела Джабраила, который являлся ему в пещере недалеко от Мекки. Мухаммад призывал арабов прежде всего отречься от почитания языческих богов и начать почитать единого Бога, о котором в древние времена говорили другие пророки: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Давуд (Давид), Иса (Иисус Христос). В новом вероучении было много общего с христианством и иудаизмом. Однако самих христиан и иудеев Мухаммад обвинял в искажении вероучения и призывал к исправлению в соответствии с полученным им откровением.
Отношения мусульман с представителями других монотеистических религий изначально являлись более дружескими, чем с язычниками. Мусульмане называли христиан и иудеев «людьми Писания», поскольку они имели общее священное предание о древних пророках и верили в единого Бога. Действие мусульманских законов с определёнными ограничениями распространялось на христиан и иудеев. Мусульманин мог взять в жёны христианку или иудейку. Однако мусульманка не должна была вступать в брак с христианином или иудеем.
Язычников-арабов Мухаммад призывал покаяться в грехах и перейти к праведной жизни. Он предлагал богатым людям отпускать на свободу своих рабов и делиться имуществом с бедными. Каждый человек, согласно новой проповеди, будет отвечать лично перед божьим судом. Даже нищий может попасть в рай за праведную жизнь, а богач за свои злодеяния — оказаться в аду. Первыми последователями Мухаммада стали его родственники. Затем новое учение стали принимать жившие в Мекке бедняки. Мухаммад вместе со учениками начал уничтожать языческие святилища и свергать идолов.
Богатые жители Мекки испугались распространения нового вероучения. Последователи Мухаммада стали подвергаться гонениям. Опасаясь расправы, Мухаммад и его ученики в 622 г. переехали из г. Мекка в г. Ясриб. Это событие получило название «хиджра» — в переводе с арабского ― «переселение». Последователи пророка стали считать хиджру началом летоисчисления. Особое значение хиджры заключается в том, что жители Ясриба поддержали Мухаммада и очень быстро приняли его учение. Здесь сформировалась организованная община последователей пророка ― умма. Внутри общины были единые правила морали, единые судебные порядки и централизованное управление во главе с Мухаммадом. Вскоре Ясриб стал именоваться Мединой — в переводе с арабского ― «город пророка». Здесь была построена мечеть ― здание, в котором последователи Мухаммада совершали молитву. Главной святыней была провозглашена находящаяся в Мекке Кааба.
Мечеть (в переводе с арабского ― «место поклонения») ― мусульманский храм.
Число учеников Мухаммада очень быстро увеличивалось. Принятие новой веры означало прекращение конфликтов между арабскими племенами, сокращение разрыва между богатыми и бедными, усиление военной организации арабов. В 630 г. Мухаммад во главе собранной в Медине армии одержал победу над войском жителей Мекки. Пророк Мухаммад теперь стал как религиозным, так и политическим лидером большой территории, включающей крупные арабские города. С язычеством в Мекке было покончено: Кааба стала мечетью, стоящие вокруг неё идолы были низвергнуты. Победоносное шествие сторонников Мухаммада продолжилось. К моменту смерти пророка в 632 г. почти все арабские племена Аравии приняли новое вероучение.
Учение пророка Мухаммада получило название ислам — в переводе с арабского ― «предание себя Богу», «покорность». Исповедующего ислам человека называют мусульманином — в переводе с арабского ― «человек, предавший себя Богу.
Вскоре после смерти Мухаммада его учение было записано на арабском языке в священную книгу, которая называется Коран. Текст Корана делится на 114 глав, которые называются суры. Все суры поделены на стихи-изречения ― аяты, в каждом из которых содержится важная религиозная мысль. Помимо Корана, мусульмане почитают Сунну ― сборник высказываний и описаний поступков Мухаммада. В Коране есть много общего с текстом христианской Библии: рассказ о сотворении Богом мира за шесть дней, рассказ об Адаме и Еве ― первых людях, рассказ о Всемирном потопе и пророчество о конце света, когда Бог будет судить всех людей. Как и в христианстве, в исламе есть учение о загробном мире: грешники попадают в ад, праведники ― в рай. Согласно учению обеих религий, в мире существуют светлые и тёмные силы. Наибольшим расхождением ислама и христианства является то, что мусульмане отвергают христианское учение о Троице и божественность Иисуса Христа. Христиане не признают Мухаммада пророком и не считают Коран священной книгой. В отличие от христианства седьмым днём, который посвящён молитве, у мусульман считается не воскресенье, а пятница.
Коран (в переводе с арабского ― «чтение вслух», «назидание») ― священная книга мусульман.
Главу мусульманской общины называют имам (по-другому ― мулла), он руководит общей молитвой, объясняет основные положения веры, читает проповеди и заведует мечетью.
Основу вероучения ислама составляют пять главных принципов, или «пять столпов» ислама.
1. Свидетельство веры (шахада) ― вера в единого Бога и признание пророческой миссии Мухаммада. Первым и обязательным условием принятия ислама всегда являлось произнесение фразы: «Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха». Произнесение вслух этого свидетельства можно сравнить с обрядом крещения в христианстве.
2. Молитва (намаз) ― мусульманин должен молиться Аллаху пять раз в сутки в отведённое время. У мусульман сложилась традиция возвещать о начале молитвы с минарета ― высокой башни, расположенной рядом с мечетью.
3. Пост (урза) ― в особые дни мусульмане должны воздерживаться от развлечений и приёма пищи. Самый главный пост ― священный месяц Рамадан, когда в течение 30 дней предписывается в светлое время суток воздерживаться от употребления еды и воды. В любое время поста следует усердно совершать добрые поступки и воздерживаться от злых мыслей.
4. Милостыня (закят) ― обязательная помощь бедным, которая, как правило, является фиксированным налогом.
5. Паломничество (хадж) ― посещение священного города Мекки и её окрестностей.
Опираясь на текст Корана, мусульманские учёные составили свод религиозных и нравственных правил ― шариат, в переводе с арабского ― «правильный путь». За нарушение правил шариата следовала суровая кара вплоть до лишения жизни. Шариат установил предписания, касающиеся самых разных сфер жизни человека, и стал основой государственного законодательства в мусульманском мире в Средние века. Мусульманская мораль, как и христианская, предписывала запрет на убийство, воровство, ложь, супружескую измену, насилие в отношении близких. Благочестивому мусульманину следовало уважать старших, подчиняться властям, помогать слабым, быть скромным и терпеливым. Под запретом находилось ростовщичество, тогда как занятие торговлей наоборот приветствовалось. В соответствии с шариатом, последователям ислама запрещено употреблять в пищу свинину, пить спиртные напитки, играть в азартные игры. Мусульманки, выходя на улицу, должны были закрывать лицо и тело особой одеждой ― чадрой.
Центром исламского вероучения является поклонение единому Богу. В этом заключается ключевое отличие ислама от язычества, где допускается почитание многих богов. Между мусульманами и язычниками изначально существовали непримиримые противоречия. Например, у мусульман не допускались браки с язычниками. В исламских судах язычники не могли выступать в качестве свидетелей против мусульман. Важной целью для каждого мусульманина было совершение поступков, направленных на искоренение язычества и утверждение ислама во всём мире. Борьба за распространение мусульманской веры получила название джихад (по-другому ― газават). Зачастую действия по обращению язычников в ислам сопровождались военными конфликтами, что привело к распространению военного джихада ― священной войны против неверных. Однако в мусульманском мире джихадом называется не только война, но и борьба с общественными пороками, например, несправедливостью, учёба, духовное самосовершенствование и проповедь ислама.
Джиха́д (в переводе с арабского ― «усилие») ― деятельность мусульман, направленная на распространение и утверждение ислама. Может иметь форму проповеди, духовного самосовершенствования, а также войны против иноверцев.
В течение Раннего Средневековья ислам широко распространился по Евразии и Северной Африке. Каждый народ, принимающий эту религию, имел свои традиции и особенности культуры. Установить единство вероучения во всём мусульманском мире оказалось невозможно. Уже к концу VII в. ислам оказался разделён на несколько направлений. Наиболее крупными направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Разницу течений ислама определяют расхождения в толковании отдельных фрагментов Корана и Сунны, что в конечном итоге ведёт к расхождениям в шариате. Например, шииты считают, что имамами могут быть только потомки праведного Али (601–661) ― двоюродного брата и сподвижника пророка Мухаммада. Сунниты при выборе имамов прежде всего учитывают личные достоинства, а не происхождение кандидатов. Есть и другие отличия.
Сунни́зм (в переводе с арабского ― «приверженность Сунне») ― самое многочисленное направление в исламе, сторонники которого (сунни́ты), наряду с Кораном, признают сунну источником вероучения, а также делают особый акцент на следовании жизненному пути пророка Мухаммада, на участии общины в выборе своего духовного главы.
Шии́зм (в переводе с арабского ― «сторонники», «партия») ― крупное направление в исламе, сторонники которого (шии́ты) признают источником вероучения Коран и значительно меньшую часть Сунны, чем сунниты. Шии́ты признают право на духовную власть только за потомками праведного Али, поскольку он был родственником пророка Мухаммада.
В VII в. среди арабского населения Аравийского полуострова под воздействием проповеди пророка Мухаммада возникла религия ислам со своими особенными традициями, ценностями и жизненными устоями. Это вероучение позволило арабам объединиться и сформировать сильную, высокоразвитую цивилизацию.