Найти в Дзене
ДНЕВНИК ИСТОРИКА

Как возник Ислам?

В раннее Средневековье к югу и востоку от Византии на территории Аравийского полуострова проживали многочисленные племена арабов, которые относятся к числу семитских народов. Родственными для арабов народами являются известные по своим древним государствам евреи и ассирийцы. Арабы жили племенами, которые состояли из связанных родственными узами сообществ ― родов. Такая организация общества сближала арабов с другими народами, у которых только начинало формироваться государство. Между арабскими племенами зачастую происходили военные столкновения из-за пастбищ и контроля над торговыми путями. Во главе племён стояли вожди, которые являлись как военачальниками, так и руководителями в мирное время. Обычно вождей выбирали по принципу знатности и богатства. Однако иногда вождями становились наиболее мудрые и успешные в боях члены племени. 6Многим арабским племенам приходилось постоянно перемещаться с места на место ― кочевать, чтобы выжить. Основу их хозяйственной деятельности составляло ското

В раннее Средневековье к югу и востоку от Византии на территории Аравийского полуострова проживали многочисленные племена арабов, которые относятся к числу семитских народов. Родственными для арабов народами являются известные по своим древним государствам евреи и ассирийцы.

Арабы жили племенами, которые состояли из связанных родственными узами сообществ ― родов. Такая организация общества сближала арабов с другими народами, у которых только начинало формироваться государство. Между арабскими племенами зачастую происходили военные столкновения из-за пастбищ и контроля над торговыми путями. Во главе племён стояли вожди, которые являлись как военачальниками, так и руководителями в мирное время. Обычно вождей выбирали по принципу знатности и богатства. Однако иногда вождями становились наиболее мудрые и успешные в боях члены племени.

6Многим арабским племенам приходилось постоянно перемещаться с места на место ― кочевать, чтобы выжить. Основу их хозяйственной деятельности составляло скотоводство: они разводили овец и верблюдов, реже ― лошадей. Арабов-кочевников называют бедуинами, в переводе с арабского ― «степняки» или «жители пустыни». Важную роль в жизни арабов-бедуинов играли верблюды. Молоко и мясо верблюда служили пищей. Из шерсти и кожи верблюда делали одежду, обувь, сбрую и переносные жилища бедуинов ― шатры, спасавшие от непогоды в любое время года. На верблюдах совершали далёкие переходы в поисках новых пастбищ. Во время войн бедуины часто шли в бой верхом на верблюдах.

Жаркий аравийский климат позволял арабам заниматься земледелием только вблизи морского побережья и в районах редких оазисов на юге и западе полуострова. Жившие оседло арабы выращивали здесь финиковые пальмы, виноград, хлопчатник и сахарный тростник.

«Араб на верблюде». В. В. Верещагин. 1869–1870 гг.
«Араб на верблюде». В. В. Верещагин. 1869–1870 гг.

Ещё одним видом хозяйственной деятельности арабов была торговля. Бедуины участвовали в перевозке товаров по пролегающим через Аравию торговым путям. Эти пути связывали богатейшее государство той эпохи Византию с Индией и Северной Африкой. На торговых путях возникли арабские города ― центры торговли. Наиболее крупными городами были расположенные в западной части Аравийского полуострова Мекка и Ясриб. В начале VII в. арабская торговля пришла в упадок из-за разгоревшейся византийско-иранской войны. Упадок аравийской торговли подталкивал арабские племена к междоусобным войнам из-за скудных ресурсов.

На рубеже VI–VII вв. основной религией арабов было язычество. В качестве богов почитались небесные светила: солнце, луна и звёзды. Также арабы верили в добрых и злых духов, которые, как считалось, влияли на жизнь людей. Разные арабские племена поклонялись своим богам и духам. Самым уважаемым для всех арабов был храм Кааба — в переводе с арабского «куб» — в г. Мекка. Внутри Каабы находилась святыня ― «чёрный камень». Согласно поверью, этот камень изначально находился в раю и был белого цвета, затем Бог даровал его людям, и камень почернел от людских грехов. Вокруг Каабы стояли идолы разных языческих богов.

На рубеже VII–VIII вв. арабам были известны монотеистические религии ― христианство и иудаизм. Однако большого распространения среди арабов эти религии получить не успели. Вспомним, что монотеистическая религия или монотеизм — это религия, признающая существование только одного Бога. Язычество или многобожие предполагает существование любого количества богов.

Карта Аравийского полуострова на рубеже VI–VII вв. С. Важенин
Карта Аравийского полуострова на рубеже VI–VII вв. С. Важенин

Монотеизм у арабов распространился через новое вероучение, главным проповедником которого был Мухаммад (570–632). Он происходил из знатного арабского рода, жившего в Мекке. Мухаммад родился в 570 г., его детство прошло в бедности из-за ранней потери отца. Когда он повзрослел, то занялся торговлей и сумел приобрести известность и богатство.

В 610 г. Мухаммад, будучи уже сорокалетним состоявшимся человеком, начал проповедовать среди арабов вероучение о едином Боге ― Аллахе. Согласно преданию, Мухаммад получал откровение о Боге через ангела Джабраила, который являлся ему в пещере недалеко от Мекки. Мухаммад призывал арабов прежде всего отречься от почитания языческих богов и начать почитать единого Бога, о котором в древние времена говорили другие пророки: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Давуд (Давид), Иса (Иисус Христос). В новом вероучении было много общего с христианством и иудаизмом. Однако самих христиан и иудеев Мухаммад обвинял в искажении вероучения и призывал к исправлению в соответствии с полученным им откровением.

Вход в пещеру, где Мухаммад получал откровение об Аллахе. Фото: Назли
Вход в пещеру, где Мухаммад получал откровение об Аллахе. Фото: Назли

Отношения мусульман с представителями других монотеистических религий изначально являлись более дружескими, чем с язычниками. Мусульмане называли христиан и иудеев «людьми Писания», поскольку они имели общее священное предание о древних пророках и верили в единого Бога. Действие мусульманских законов с определёнными ограничениями распространялось на христиан и иудеев. Мусульманин мог взять в жёны христианку или иудейку. Однако мусульманка не должна была вступать в брак с христианином или иудеем.

Язычников-арабов Мухаммад призывал покаяться в грехах и перейти к праведной жизни. Он предлагал богатым людям отпускать на свободу своих рабов и делиться имуществом с бедными. Каждый человек, согласно новой проповеди, будет отвечать лично перед божьим судом. Даже нищий может попасть в рай за праведную жизнь, а богач за свои злодеяния — оказаться в аду. Первыми последователями Мухаммада стали его родственники. Затем новое учение стали принимать жившие в Мекке бедняки. Мухаммад вместе со учениками начал уничтожать языческие святилища и свергать идолов.

Богатые жители Мекки испугались распространения нового вероучения. Последователи Мухаммада стали подвергаться гонениям. Опасаясь расправы, Мухаммад и его ученики в 622 г. переехали из г. Мекка в г. Ясриб. Это событие получило название «хиджра» — в переводе с арабского ― «переселение». Последователи пророка стали считать хиджру началом летоисчисления. Особое значение хиджры заключается в том, что жители Ясриба поддержали Мухаммада и очень быстро приняли его учение. Здесь сформировалась организованная община последователей пророка ― умма. Внутри общины были единые правила морали, единые судебные порядки и централизованное управление во главе с Мухаммадом. Вскоре Ясриб стал именоваться Мединой — в переводе с арабского ― «город пророка». Здесь была построена мечеть ― здание, в котором последователи Мухаммада совершали молитву. Главной святыней была провозглашена находящаяся в Мекке Кааба.

Мечеть (в переводе с арабского ― «место поклонения») ― мусульманский храм.

Число учеников Мухаммада очень быстро увеличивалось. Принятие новой веры означало прекращение конфликтов между арабскими племенами, сокращение разрыва между богатыми и бедными, усиление военной организации арабов. В 630 г. Мухаммад во главе собранной в Медине армии одержал победу над войском жителей Мекки. Пророк Мухаммад теперь стал как религиозным, так и политическим лидером большой территории, включающей крупные арабские города. С язычеством в Мекке было покончено: Кааба стала мечетью, стоящие вокруг неё идолы были низвергнуты. Победоносное шествие сторонников Мухаммада продолжилось. К моменту смерти пророка в 632 г. почти все арабские племена Аравии приняли новое вероучение.

Учение пророка Мухаммада получило название ислам — в переводе с арабского ― «предание себя Богу», «покорность». Исповедующего ислам человека называют мусульманином — в переводе с арабского ― «человек, предавший себя Богу.

Вскоре после смерти Мухаммада его учение было записано на арабском языке в священную книгу, которая называется Коран. Текст Корана делится на 114 глав, которые называются суры. Все суры поделены на стихи-изречения ― аяты, в каждом из которых содержится важная религиозная мысль. Помимо Корана, мусульмане почитают Сунну ― сборник высказываний и описаний поступков Мухаммада. В Коране есть много общего с текстом христианской Библии: рассказ о сотворении Богом мира за шесть дней, рассказ об Адаме и Еве ― первых людях, рассказ о Всемирном потопе и пророчество о конце света, когда Бог будет судить всех людей. Как и в христианстве, в исламе есть учение о загробном мире: грешники попадают в ад, праведники ― в рай. Согласно учению обеих религий, в мире существуют светлые и тёмные силы. Наибольшим расхождением ислама и христианства является то, что мусульмане отвергают христианское учение о Троице и божественность Иисуса Христа. Христиане не признают Мухаммада пророком и не считают Коран священной книгой. В отличие от христианства седьмым днём, который посвящён молитве, у мусульман считается не воскресенье, а пятница.

Коран (в переводе с арабского ― «чтение вслух», «назидание») ― священная книга мусульман.

Рукописный лист Корана. VII в.
Рукописный лист Корана. VII в.

Главу мусульманской общины называют имам (по-другому ― мулла), он руководит общей молитвой, объясняет основные положения веры, читает проповеди и заведует мечетью.

Основу вероучения ислама составляют пять главных принципов, или «пять столпов» ислама.

1. Свидетельство веры (шахада) ― вера в единого Бога и признание пророческой миссии Мухаммада. Первым и обязательным условием принятия ислама всегда являлось произнесение фразы: «Свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха». Произнесение вслух этого свидетельства можно сравнить с обрядом крещения в христианстве.

2. Молитва (намаз) ― мусульманин должен молиться Аллаху пять раз в сутки в отведённое время. У мусульман сложилась традиция возвещать о начале молитвы с минарета ― высокой башни, расположенной рядом с мечетью.

3. Пост (урза) ― в особые дни мусульмане должны воздерживаться от развлечений и приёма пищи. Самый главный пост ― священный месяц Рамадан, когда в течение 30 дней предписывается в светлое время суток воздерживаться от употребления еды и воды. В любое время поста следует усердно совершать добрые поступки и воздерживаться от злых мыслей.

4. Милостыня (закят) ― обязательная помощь бедным, которая, как правило, является фиксированным налогом.

5. Паломничество (хадж) ― посещение священного города Мекки и её окрестностей.

.Каллиграфическое написание свидетельства веры (шахады). Mystìc
.Каллиграфическое написание свидетельства веры (шахады). Mystìc

Опираясь на текст Корана, мусульманские учёные составили свод религиозных и нравственных правил ― шариат, в переводе с арабского ― «правильный путь». За нарушение правил шариата следовала суровая кара вплоть до лишения жизни. Шариат установил предписания, касающиеся самых разных сфер жизни человека, и стал основой государственного законодательства в мусульманском мире в Средние века. Мусульманская мораль, как и христианская, предписывала запрет на убийство, воровство, ложь, супружескую измену, насилие в отношении близких. Благочестивому мусульманину следовало уважать старших, подчиняться властям, помогать слабым, быть скромным и терпеливым. Под запретом находилось ростовщичество, тогда как занятие торговлей наоборот приветствовалось. В соответствии с шариатом, последователям ислама запрещено употреблять в пищу свинину, пить спиртные напитки, играть в азартные игры. Мусульманки, выходя на улицу, должны были закрывать лицо и тело особой одеждой ― чадрой.

Центром исламского вероучения является поклонение единому Богу. В этом заключается ключевое отличие ислама от язычества, где допускается почитание многих богов. Между мусульманами и язычниками изначально существовали непримиримые противоречия. Например, у мусульман не допускались браки с язычниками. В исламских судах язычники не могли выступать в качестве свидетелей против мусульман. Важной целью для каждого мусульманина было совершение поступков, направленных на искоренение язычества и утверждение ислама во всём мире. Борьба за распространение мусульманской веры получила название джихад (по-другому ― газават). Зачастую действия по обращению язычников в ислам сопровождались военными конфликтами, что привело к распространению военного джихада ― священной войны против неверных. Однако в мусульманском мире джихадом называется не только война, но и борьба с общественными пороками, например, несправедливостью, учёба, духовное самосовершенствование и проповедь ислама.

Джиха́д (в переводе с арабского ― «усилие») ― деятельность мусульман, направленная на распространение и утверждение ислама. Может иметь форму проповеди, духовного самосовершенствования, а также войны против иноверцев.

Кааба в окружении паломников. Фото: Al-Fassam
Кааба в окружении паломников. Фото: Al-Fassam

В течение Раннего Средневековья ислам широко распространился по Евразии и Северной Африке. Каждый народ, принимающий эту религию, имел свои традиции и особенности культуры. Установить единство вероучения во всём мусульманском мире оказалось невозможно. Уже к концу VII в. ислам оказался разделён на несколько направлений. Наиболее крупными направлениями ислама являются суннизм и шиизм. Разницу течений ислама определяют расхождения в толковании отдельных фрагментов Корана и Сунны, что в конечном итоге ведёт к расхождениям в шариате. Например, шииты считают, что имамами могут быть только потомки праведного Али (601–661) ― двоюродного брата и сподвижника пророка Мухаммада. Сунниты при выборе имамов прежде всего учитывают личные достоинства, а не происхождение кандидатов. Есть и другие отличия.

Сунни́зм (в переводе с арабского ― «приверженность Сунне») ― самое многочисленное направление в исламе, сторонники которого (сунни́ты), наряду с Кораном, признают сунну источником вероучения, а также делают особый акцент на следовании жизненному пути пророка Мухаммада, на участии общины в выборе своего духовного главы.

Шии́зм (в переводе с арабского ― «сторонники», «партия») ― крупное направление в исламе, сторонники которого (шии́ты) признают источником вероучения Коран и значительно меньшую часть Сунны, чем сунниты. Шии́ты признают право на духовную власть только за потомками праведного Али, поскольку он был родственником пророка Мухаммада.

В VII в. среди арабского населения Аравийского полуострова под воздействием проповеди пророка Мухаммада возникла религия ислам со своими особенными традициями, ценностями и жизненными устоями. Это вероучение позволило арабам объединиться и сформировать сильную, высокоразвитую цивилизацию.