Найти в Дзене
romanova_about_art

Надгробие афинского всадника

Памятник найден в северной части современного города Афин, В 1888г. Дмитрий Алексеевич Хомяков (1841–1918) обеспечил попадание памятника в Россию. В конце 1890-х он руководил Строгановским училищем технического рисования при Министерстве финансов и остался с ним связан. Благодаря его близости к художественным учебным заведениям Москвы, он передал памятник Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Памятник изваян из желтоватобелого, мелко-зернистого пентилейского мрамора, с серовато-песчаным оттенком. Изображена группа двух спокойно стоящих во весь рост мужских одетых фигур, обращенных друг к другу и к зрителю в три четверти, между ними, несколько на втором плане, позади фигуры всадника, исполненная более низким рельефом - лошадь. Сохранность для памятника античной скульптуры - хорошая, наибольшее повреждение - правый верхний отколовшийся угол плиты, немого отбит верхний левый угол. У правой фигуры отбиты нос и ухо, у левой поврежден лоб, немного нос. У лошади отколот кончик пр
Надгробие афинского всадника. Афины, Греция. 380-е до н.э. ГМИИ им. Пушкина
Надгробие афинского всадника. Афины, Греция. 380-е до н.э. ГМИИ им. Пушкина

Памятник найден в северной части современного города Афин, В 1888г. Дмитрий Алексеевич Хомяков (1841–1918) обеспечил попадание памятника в Россию. В конце 1890-х он руководил Строгановским училищем технического рисования при Министерстве финансов и остался с ним связан. Благодаря его близости к художественным учебным заведениям Москвы, он передал памятник Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества.

Памятник изваян из желтоватобелого, мелко-зернистого пентилейского мрамора, с серовато-песчаным оттенком. Изображена группа двух спокойно стоящих во весь рост мужских одетых фигур, обращенных друг к другу и к зрителю в три четверти, между ними, несколько на втором плане, позади фигуры всадника, исполненная более низким рельефом - лошадь.

Сохранность для памятника античной скульптуры - хорошая, наибольшее повреждение - правый верхний отколовшийся угол плиты, немого отбит верхний левый угол. У правой фигуры отбиты нос и ухо, у левой поврежден лоб, немного нос. У лошади отколот кончик правого уха. Никаких следов реставрации и попыток реставрировать не имеется. Обратная сторона плиты совершенно гладкая. Отсутствует, видимо, ранее существовавший постамент, сделанный безусловно из другого мрамора и венчающая часть памятника-фронтон. Надписей никаких нет. Следов полихромии также не имеется.

Левая фигура изображает молодого, бородатого мужчину, несущего в левой согнутой руке длинное копье, лежащее у него на плече. Он одет в короткий хитон и хламиду, застегнутую на правом плече. За затылком не видно продолжения копья, или забытого мастером, или же преднамеренно оставленного с той целью, чтобы показать эту часть окружения при помощи краски. Этим приемом мастер мог достигнуть большего эффекта в изображении удаляющегося предмета. Правая рука опущена. Левая нога плотно и стоит на земле, правая отставлена в сторону, касаясь земли только пальцами. Виднеется часть широкополой шляпы, снятой с головы и откинутой на спину. Отсутствует ремешок вокруг шеи, который должен был удерживать шляпу, возможно он был сделан краской. В виду того, что облачение всадника не боевое, а обычное для всадника в Афинах мирного времени, можно предположить, что надгробная плита была поставлена погибшему не в боевой обстановке.

Правая фигура изображает более пожилого мужчину, тоже бородатого, одетого в гиматий, грудь, правое плечо и правая рука обнажены, ей он придерживает край одежды. Левая рука опущена, как и у всадника. Фигура стоит, опираясь твердо на правую ногу, левую со слегка приподнятой пяткой и согнутую в колене, отставив в сторону. На ногах обеих фигур плотно облегающая кожаная обувь.

-2

Композиция рельефа очень строгая, группа построена по принципу симметрии. Основой этой композиции является совершенно правильная s-образная кривая, расположенная по вертикальной оси и дающая основной ритм изгибу фигур. Скульптурные массы левой и правой стороны плиты друг друга уравновешивают. Ясно выражено деление плиты на три равные части , где каждая фигура занимает данное ей строго определенное место. Линия направления копья находит свое продолжение в оставленной левой ноге правой фигуры. Линии наклона головы правого мужчины, головы лошади и правого копья - параллельны друг другу

Впечатление глубины достигнуто делением группы на три плана: первый - расположение боковых фигур, стоящих в три четверти, второй - боковые плоские выступы пильер, на которых проектируются отставленные ноги, части одежд и плечи обоих фигур, третий - корпус лошади. Более высоким рельефом, нежели остальная часть выполнены головы. Черты лиц нежны и округлены. Волосы на головах и бороды трактованы обобщенными массами коротких прядей, без детализирующей гравировки.

Это обычное для античного надгробного памятника изображение покойного в кругу близких ему лиц. Однако нельзя назвать правую фигуру ни отцом, ни родственником, ни другом, по той причине, что отстуствует жест рукопожатия, по которому обычно распознают в античных надгробиях лиц кровно или духовно связанных с покойным. Возможно это слуга или воспитатель.

Источники:

Харко Л.П Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) Памятники. Выпуск 5.

Античная скульптура, 1987. С. 40–41.

Акимова, 1999. С. 177–204.

http://www.antic-art.ru/data/greece_classic/65_athens_tomb/index.php