Продолжение. Начало здесь
Погожевы
Как было написано в предыдущей статье, 29 августа 1845 года Софья Федоровна Пожарская вышла замуж за коллежского регистратора Александра Николаевича Погожева. К моменту женитьбы на Софье Федоровне Александр Николаевич был вдовцом.
Его первой женой была Анна Ивановна Салаева.
Анна Ивановна была дочерью московского купца 2й гильдии Ивана Григорьевича Салаева.
10 октября 1815 года Иван Григорьевич Салаев обвенчался с купеческой дочерью Ульяной Федоровной Старшевой. Через 2 года - 24 ноября 1817 года у супругов родилась дочь Анна.
30 апреля 1839 года Анна Ивановна Салаева вышла замуж за коллежского регистратора, сына священника Александра Николаевича Погожева.
Молодожены поселились в доме родителей Александра Николаевича рядом с Храмом Преображения Господня во Спасской Слободе (улица Большая Спасская, дом 15), настоятелем которой был отец Александра Николаевича священник Николай Петрович Погожев.
В 1840 году у молодых супругов родился первенец – сын Алексей. Но семейное счастье было увы недолгим. На 5 году брака 3 июля 1843 года Анна Ивановна Погожева в возрасте 25 лет скончалась от чахотки, оставив мужа с 3х-летним сыном на руках.
Отпевал Анну Ивановну её тесть. И 6 июля 1843 года она была погребена на Пятницком кладбище.
Александр Николаевич вдовствовал 2 года.
29 августа 1845 года Погожев женился на Софье Федоровне Пожарской. Венчал молодых, как и в прошлый раз, отец жениха Николай Петрович Погожев.
Николай Петрович был потомственным священником из большой семьи священнослужителей. Сложно сказать в каких московских и подмосковных храмах НЕ служили священники Погожевы :). В книге Т.В.Шоминой «Пятницкое кладбище в Москве. Православный церковный некрополь» исследованию истории семьи священнослужителей Погожевых посвящено несколько глав.
Сыновья Николая Петровича, как и положено детям священника, получили образование в Московской Духовной Семинарии, но… не выбрали путь служения Богу.
Младший сын Дмитрий Николаевич окончил Московский Университет и стал врачом.
Старший – Иван Николаевич, начав карьеру со звания коллежского регистратора и должности служащего канцелярии Московского учебного округа, дослужился до губернского секретаря и должности ревизора Московского почтамта.
Средний сын – Александр Николаевич Погожев также начал свою карьеру со звания коллежского регистратора и должности служащего 1го Департамента Московской Гражданской палаты.
Далее он – поветчик или повытчик, то есть чиновник Московской Духовной Консистории.
Всем, кто сегодня занимается поиском своих предков в архивах, хорошо известны огромные многокилограммовые метрические книги, в которых собраны метрические книги сразу нескольких церквей. Церковные метрические книги заполнялись в 2х экземплярах. Один оставался непосредственно в самом храме, второй экземпляр отправлялся на хранение в архив местной Консистории. Так нелюбимые поисковиками «гиганты» - это и есть вторые консисторские экземпляры метрик.
Так, вот этими книгами мы обязаны в том числе и Александру Николаевичу Погожеву. В его обязанности как секретаря консисторского архива, как раз и входила проверка и составление таких книг. В московском архиве на некоторых метрических книгах можно увидеть подпись повытчика Александра Погожева.
За работу в архиве Александр Николаевич получает звание губернского секретаря и переходит на службу в Московский Гражданский суд на должность столоначальника.
Следующий шаг в карьере – Московский Работный Дом.
Изначально Работные дома относились к ведомству полиции. В эти заведения доставлялись собранные с улиц, как сказали бы мы сегодня, лица без определенного места жительства и «мелкие» правонарушители, несовершившие серьезных преступлений. Так же люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, сами могли прийти в Работный дом. Учреждения строго разделялись на мужские и женские.
«Клиенты» работного дома обеспечивались жильём, питанием, одеждой и оплачиваемой работой. При Московском Работном Доме имелась собственная пекарня и лечебница.
Да, конечно, предоставляемая работа была тяжелая, неквалифицированная и малооплачиваемая. Мужчины занимались заготовкой дров, камней для мощения мостовых, земляными работами. Женщины трудились на прядильных, ткацких и швейных фабриках. Питание и одежда были не лучшего качества – на содержание одного постояльца в день государством выделялось всего 3 копейки. Но всё же Работные дома были возможностью жить под крышей, а не умирать от голода и холода на улице.
В 1868 году Работные дома из полицейского ведомства были переданы в ведение Императорского человеколюбивого общества. Это намного улучшило положение обитателей заведения. От различных благотворителей стали поступать внушительные суммы пожертвований. Среди обеспеченных москвичей стало модным жертвовать на бедняков.
Именно в эти годы Александр Николаевич Погожев и занимает должность бухгалтера Московского работного дома.
За беспорочную службу в 1876 году Александр Николаевич получает звание титулярного советника, а в 1880 году – надворного. В этом же 1880 году он становится Смотрителем (то есть директором) Московского Работного Дома.
К сожалению, семейная жизнь Александра Николаевича складывалась не так удачно, как карьера.
Во втором браке у Александра Николаевича с Софьей Федоровной Пожарской родилось 2 детей - сын Владимир (1846 г.р.) и дочка Мария (1858 г.р.). Но никому из троих детей Александра Николаевича, ни старшему Алексею, ни младшим Владимиру и Марии, не удалось стать взрослыми, все они скончались в детстве.
Более 10 лет после смерти детей Александр Николаевич с женой жили вдвоём, пока в 20 мая 1874 года в возрасте 49 лет Софья Федоровна Пожарская – Погожева не скончалась от тифа. Похоронена она была, как и первая супруга, на Пятницком кладбище.
В конце 1880-х Александр Николаевич Погожев оставляет службу и становиться постояльцем – призреваемым – Дома Призрения Штабс и Обер Офицеров благотворительницы Шереметьевой. Проще говоря переезжает жить в дом престарелых для бывших офицеров и госчиновников.
Александр Николаевич пережил свою вторую супругу почти на 20 лет. Он скончался в середине 1890-х годов. Место его захоронения неизвестно. Возможно, он был также похоронен на Пятницком кладбище рядом с женами и отцом.
В книге «Пятницкое кладбище в Москве. Православный церковный некрополь» Т.В.Шомина пишет,что семейный участок Погожевых - участок № 18. К сожалению, надгробные памятники Погожевых не сохранились.
На сегодня это всё.