Прошу простить за кликбейтное название — никакого "правильного" шаблона не существует. Есть рекомендации от разработчика экзамена о том, как писать эссе. Они находятся в открытом доступе на сайте fipi, и каждый может их прочитать и применить.
Однако без опыта в написании эссе для ЕГЭ, трудно понять, что требуется. Дело осложняется и тем, что в интернете много противоречивой информации. Вот такой комментарий я прочитала под одним из моих постов:
ФИПИ пишет замысловатым языком критерии оценки, которые непонятны даже экспертам ЕГЭ. В каждом регионе их интерпретируют по-разному. Все, кто называют себя экспертами онлайн дают ОЧЕНЬ разные рекомендации, иногда противоречащие друг другу.
Согласна с автором. Если не знать, куда смотреть, то голова может пойти кругом от обилия шаблонов, клише и рекомендаций.
Давайте посмотрим, что должно быть в эссе, чтобы оно подходило под требования экспертов. А написано оно может быть по-разному.
Как выглядит задание 38 - эссе по английскому языку?
Напомню, что максимальный балл за эссе 14, или 17% от всех баллов за экзамен (82). На экзамене мы получаем вот такое задание:
На выбор дается 2 задания: 38.1 (a table) и 38.2 (a pie chart). Нам нужно выбрать только ОДНО — то, что кажется понятнее и проще для написания.
Выделяем для себя:
- Тему проекта (why some Zetlanders are not keen on theatre-going);
- Кто участвовал в опросе (Zetlanders). Иногда бывает: teenagers, university students, children и т.д. — это важно учитывать.
- В виде чего представлены данные опроса — a table/ a pie chart;
- На какой вопрос отвечали респонденты (Why are you not keen on theatre-going?);
- По какой теме должна быть проблема (choosing a play to watch at the theatre). Этот пункт плана будет каждый раз разный, читаем его внимательно;
- И своё мнение по какому вопросу мы должны выразить и объяснить в заключении (the importance of theatre-going).
Обязательно соблюдаем объем: 200 — 250 слов и разбиваем наше эссе на 5 абзацев, согласно предложенному плану.
В задания для 2025 года указано, что мы нашли результаты НЕ opinion polls - (, т.е. нескольких, как в старых вариантах), а a survey — оно одно. Можно заменить a survey на an opinion poll, но тогда пишем не во мн.числе, а в единственном, иначе это противоречит заданию.
Набрасываем план для эссе "Графики"
Первым идёт этап планирования. Нам нужно определиться с тем, какие данные мы будем описывать во 2-м абзаце (описание фактов), а какие опции мы будем сравнивать в 3-м абзаце (сравнение и комментарий).
Можно начать с выбора опций, чтобы сделать одно или два сравнения и добавить к ним комментарий. Выбирать нужно так, чтобы вам было что сказать про это сравнение:
- Близкие цифры, или, наоборот, с большим разрывом.
- Опции, которые имеют какой-то логичный повод для сравнения.
Если мы сравним две опции в 3-м абзаце, то остальные можно описать во 2-м. Некоторые описывают все пять опций во 2-м абзаце, но делят их на факты, т.е. смысловые группы — так тоже можно делать.
Думаем над проблемой. Важно не сужать и не расширять тему. Если в этом задании не сказано, у кого проблема — описываем проблему в общем, для всех людей. Если будет написано, что проблема у подростков, то будем писать только про них.
Проблема может быть любая, не связанные с данными в таблице, но логичная и реальная.
В качестве лайфхака ФИПИ рекомендует при формулировке проблемы обращаться к данным опциям, так как в них уже обозначены потенциальные проблемы — но это не обязательно!
Далее думаем над заключением. Смотрим, какую формулировку дают в задании. Если нет информации о группе людей (in teenagers' lives/ in student's lives/ in children's lives), то пишем о всех людях в целом.
Бывают разные формулировки и последнего абзаца:
the importance of something;
the most important factor in something;
the best ... to do something ;
whether something is good or bad;
Не пишем на автомате, обязательно смотрим, что конкретно нас спрашивают.
Часто в качестве ответа на вопросы the best way/ place/ thing и т.д. можно взять опции из опроса — это разрешается.
Мы не просто даём свое мнение, но и объясняем ПОЧЕМУ мы так думаем. Можно выразить всё в одном сложном предложении, а лучше поделить на два, чтобы абзац не состоял из одного предложения.
Всего на написание эссе разработчик закладывает 60 минут, но здесь всё индивидуально. Если научиться писать быстро, то можно успеть и за меньший срок. Этап планирования важен, не пропускайте его.
Если есть хороший, продуманный план и отработанное до автоматизма написания эссе, то можно сразу писать на чистовик и уложиться в 40 минут, потравит освободившееся время на проверку ответов.
Первый абзац эссе ЕГЭ — вступление
Вступление звучит как "Make an opening statement on the subject of the project". Введение, вводный тезис по теме проекта, должно содержать следующее:
Есть два варианта начала эссе-отчёта:
- Общая вводная фраза, которая вводит тему проекта. Она не должна начинаться слишком издалека и противоречить теме проекта.
- Можно писать БЕЗ подводки к теме, сразу начинать описывать проект.
Оба варианта принимаются.
Я обычно начинаю писать эссе с вводной фразы, но если сложно её придумать, можно сразу с места в карьер. Вот примеры введений:
Если хочется готовых фраз-клише для эссе, то я могу немного отсыпать. Примеры вводного предложения (вместо smth вставляем главную тему эссе):
А вот фразы для второго предложения:
И для третьего:
Топ ошибок в первом абзаце
Если участник экзамена во вступлении вообще не упоминает проект, проектную работу, то аспект 1 является невыполненным, в дополнительной схеме ставится минус, так как вся коммуникативная ситуация построена на выполнении проекта.
Где чаще всего ошибается участник экзамена при написании первого абзаца эссе? Вот список ошибок:
- не упоминает опрос общественного мнения как источник статистических данных;
- утверждает, что это он провёл опрос/собрал сведения;
- пишет, что сам составил таблицу/диаграмму;
- не упоминает или искажает детали опроса (страна, аудитория);
- использует слово table вместо pie chart или наоборот (это фактическая ошибка);
- описывает проект как коллективный, пишет «мы», а не «я» (нужно «я», а не «мы»).
Если в ответе нескольких нарушений из вышеперечисленных, то данный аспект может считаться нераскрытым. Но здесь есть свои нюансы оценивания. Вот что пишет ФИПИ:
Однако если автор в первом абзаце не указывает, что он нашёл сведения и какие (результаты опроса общественного мнения), а пишет об этом во втором абзаце, то такой ответ принимается, и в первом аспекте не отмечается как неточный, так как необходимые факты указаны в работе.
На сегодня всё. Продолжение следует... Stay tuned!
Вторая часть тут: